РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

АГУЛЫ


АГУЛЫ, Агул, агулар (самоназв. «жители Агула»). А. — коренное нас. Дагестана. Числ. в Рос. Федерации 17,7 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Дагестане 13,8 тыс. чел. Общая числ. 18,7 тыс. чел. Говорят на агульском яз., имеющем диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский,- каждая община — свой говор. Распространены лезгинский, азербайджанский языки. Письменность на осн. рус. графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

Селение Фите.

Наиб, ранние сведения об А. — в арм. источнике 7 в., где они названы агутака-ни, о жителях ущелья Кушан-дере 8—9 вв. есть упоминания в араб, источниках. Происхождение этнонима А. можно связать с назв. ущелья — Агулдере. Возможно, уже к нач. нашей эры А. составляли самостоят. этнокультурную общность. Эпиграфич. материал свидетельствует о существовании уже в 11— 12 вв. ряда населённых пунктов с совр. назв. (напр., с. Рича), что подтверждает и древнейшая местная хроника «История Абу-Муслима». Процесс распада патриархально-родовых отношений ускорили нашествия арабов (с 7 в.) и монголо-татар (13 в.). В 10—12 вв. происходит укрупнение селений на базе древних терр.-тухумных поселений. С араб, завоеваниями связано распространение ислама; имеется ряд эпиграфических памятников 13—14 вв. на араб, яз. В 14—18 вв. А. в составе Казикумух-ского шамхальсгва объединялись по ущельям в союзы сел. общин. По Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России; усилилось русское присутствие на терр. А. В ходе адм. реформ 1860-х гг. А. вошли в Кюринский округ. Со 2-й пол. 19 в. А. вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях (Агульский, Курахский р-ны), в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.).

Агульская женщина.

Традиц. занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Поля, в осн. богарные, — небольшие участки на склонах, частью террасированных. Применяли плодосменные севообороты, удобренный пар. Осн. культуры: рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в. — картофель, морковь, лук, чеснок. Вспашка производилась дважды (до сева и после). Лёгкий плуг (дуруц) в бычьей упряжке — маневренный, чиркающий, одновременно боронующий. Жали серпом и короткой косой для одной руки. Молотильные доски, дерев, грабли, вилы, лопаты, подносы для веяния, сита — общедаг. типа. Разводили кр. и мелк. рог. скот, лошадей, ослов, мулов. В 18-—19 вв. увеличили поголовье овец в связи с развитием товарно-ден. отношений. Содержание овец горно-стационарное. Осенью отары перегонялись с альпийских пастбищ на зимние присельские, где были построены овчарни на 250—300 голов. В овчарнях применяется арочная конструкция с камен. перекрытием и регулируемой вентиляц. системой.

Женщины за вязанием носков.

Весной скот передвигался с южных склонов до альпийских пастбищ. Преобладало выгонно-стойлово-пастбищное содержание кр. рог. скота, часть молочного скота летом оставалась в ауле. На летних хуторах заготавливали масло, сыр. Развиты были домашние промыслы, кузнечное ремесло. Наиб, распространены обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, мешков для хранения и переноски продуктов, вязание джурабов), резьба по дереву, камню. Жен. занятия — уход за детьми и домом, заготовка топлива (кизяка), уход за коровами и переработка молочных продуктов, полевые работы: прополка, жатва, перевозка урожая, скирдование, ремонт тока, обработка шерсти и изготовление шерст. изделий. Муж. занятия: обработка земли, все работы, связанные с мелким рогатым скотом, уход за лошадьми и инвентарем. Коллективно выполняли сенокошение, молотьбу. Торговлей занимались мужчины (продажа мяса, масла, шерсти, сыра). Совр. х-во многоотраслевое. Ок. 30% А. живут в городах, значит, число переселилось на равнину, где в составе много-нац. коллективов занимаются овощеводством, виноградарством. Все колхозы и совхозы имеют закрепленные за ними земли в равнинной зоне, используемые под зимние пастбища, зерновые культуры, для заготовки кормов. В горах сохраняются традиц. формы хоз. деятельности, из дом. промыслов — ковроткачество.

Улица в селении Фите.

Традиц. соц. отношения — феод., переплетавшиеся с пережитками патриарх. Сел. община была самостоят, хоз.-терр. единицей. Судопроизводство осн. на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульм. права (шариат). Высший орган общины — сел. сход; со 2-й пол. 19 в. выбирался старшина. Во главе суда — кадий. Сохранялись патриарх, кровнородств., преим. эндогамные объединения — тухумы. Преобладающая форма семьи — малая, разл. типы неразделенной семьи (15—20 чел.) встречались пережиточно до нач. 20 в. Единство семьи осн. на коллективной собственности и труде всех взрослых членов; взаимоотношения определялись патриарх, нормами. Дочери, выходя замуж, получали половину зем. доли и часть движимого имущества. Женщины в семейных делах обладали большой свободой. Хотя обычаев избегания не придерживались, общение между супругами, особ, при посторонних, было сдержанным.

Традиц. поселения насчитывали в ср. ок. 60 хозяйств, занимали терр. ок. 0,5 га и располагались у самой реки, на относительно ровной площадке, ограниченной с двух-трех сторон обрывистой скалой, на значит, высоте по склону горы, на вершинах хребтов. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые (сигнальные) башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Селение (сел. община) состояло из тухумных (мирас) кварталов. Планировка селений: на склонах — ступенчато-террасо-образная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы — кучевая, характерны комбинации разл. типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, крутые, часто в виде лестницы. Обществ, центр — мечеть и площадь перед ней (годекан). С сер. 19 в. в новых кварталах уменьшается традиц. скученность, в совр. строит-ве преобладает тенденция к свободному расположению построек с приусадебными участками. Планировка переселенческих сел на равнине — квартально-уличная.

Мужчины в традиционной одежде.

Жилище — камен. прямоуг. в плане, с плоской земляной крышей, без усадьбы. Преобладает 2—3-х этажный жилищно-хозяйств. комплекс с одним входом и узкими световыми отверстиями типа бойниц на ниж. этажах (дом-крепость). Между этажами — внутр. камен. лестница. Четырехэтажный комплекс: овчарня-хлев-жилье-жилье. Нижние этажи имеют отд. входы на разных уровнях склона, в верхний попадают по приставной лестнице. Сеновал в одном из помещений хоз. этажа. Перекрытие нижних этажей целиком состояло из камен. плит, покоящихся на арочной конструкции или на каменных опорных столбах. Дверной коробки не было, массивная низкая дверь закреплялась в проеме посредством выступающих пят. Жилище — двух-трехкамервое, размер комнаты ок. 30 м2. Жизнь семьи проходила в одной комнате (очажной). Под высоким потолком (3—3,5 м) находилось небольшое окно с толстой ставней, мебель состояла из низких стульев, длинной скамейки-дивана, пол покрывали безворсовыми коврами, сидели на спец. круглых подушках.

Ниши разл. размеров использовались для хранения постели, утвари. Центр, место занимал очаг (камин) — символ единства и благополучия. Второе помещение — гостиная, его обставляли по возможности богато, на спец. полках под потолком расставляли парадную посуду, особое внимание уделялось оформлению пристенного камина. Украшением жилища служили наборные камен. пояски («бегунец», «городок», «елочка» и др.), консоли карнизов, орнаментированные резьбой («плетенка», «конич.», геоме-трич., эпиграфич. орнамент) оконные ставни и рамы. Со 2-й пол. 19 в. появились открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в самостоят, постройку. Совр. жилище — двухэтажное кам. многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застекленной верандой, большими окнами, деревянными полами. В интерьере сочетаются традиц. элементы (особенно в очажной комнате) с фабричной мебелью и технической аппаратурой. Сохраняется спец. печь для выпечки хлеба — хьар.

Боевая башня в селении Кураг.

Традиц. одежда в осн. из местных материалов: шерсти, кожи, овчины. У мужчин — туникообразная рубаха, штаны из бязи, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в. кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда из сатина, атласа, шелка, домотканного сукна, носилась с кожаными поясами с серебряным набором. Теплая одежда — распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. На ногах носили вязаные носки и сапоги, поршни из сыромятной кожи, обмотки, сафьяновые и хромовые сапоги, кожаные чувяки. У женщин — туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, скрученный в трубочку, завязываемый спереди узлом, бешмет из сатина, шелка, бархата; с конца 19 в. — длинное (до щиколоток) отрезное в талии платье. Теплая одежда — распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове — мешочек для волос (къуч), платок, покрывало. На ногах носили шерстяные пестрые цветные носки, обувь типа поршней и чарыков из сыромятной кожи, чувяки из сафьяна, вязаные сапоги. Украшения — нашитые на налобной части головного убора серебряные монеты, бусины, трубочки, цепочки, миндалевидные бубенчики, налобная серебряная с позолотой бляха с колечками, а также нагрудные пластинки, широкий серебряный пояс. Совр. одежда в осн. европ. покроя, у пожилых женщин сохраняются туникообразная рубаха, овчинная шуба, вязаная обувь, молодые носят закрытое платье, платок, вязаные носки.

Традиционный дом.

Традиц. пища растит, и мясо-молочная. Повседневная еда — хинкалы из пшеничной и ржаной муки, пшеничная лапша, каши из пшеничной муки и крупы. Широко использовали бобовые, из них, смешав с зерновыми, готовили и муку. Хлеб из пшеничной, ржаной, ячменной муки, пресный и на закваске пекли в спец. печах; специфич. агульский — особый ажурный хлеб. На праздники готовили слоеный хлеб на молоке, с яйцом, слои смазывали маслом, пироги с разл. начинкой. Употребляли дикорастущие травы (св. 15 видов), их сушили и заготавливали на зиму. Любимое блюдо — тонкий хинкал на мясном бульоне с разл. приправами. Распространены пельмени (с мясной начинкой и чесночной подливой, с маслом, сметаной). Из толокна варили кашу, употребляли вместо хлеба с сыром, маслом. Поджаренное зерно (голозерный ячмень) ели, когда не было другой пищи. Зимой варили пшеничное зерно с фасолью и сушеным мясом. Мясо свежим ели в осн. осенью, в течение года употребляли вяленым, сушеным (сушеная колбаса). Из овечьего молока готовили два вида брынзы. Молоко в осн. шло на приготовление масла, творога, потребляли сыворотку и айран. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток. Сласти: халва из масла, муки, меда, из ореха, семян конопли. В совр. кухне сохраняются мн. традиц. блюда, получили распространение европ. и вост. кушания, способы консервирования, расширился ассортимент продуктов.

С нар. с.-х. календарем связаны разл. обряды и праздники, пословицы и поговорки, космогонич. представления. В день весеннего равноденствия отмечали Новый год (эвелцан): разжигали костры, на к-рых сжигали куски курдюка, готовили обрядовые блюда, посещали с подарками дома родственников и соседей. Перед началом земледельч. работ праздновали день первой борозды. Вывоз в поле плуга сопровождался рядом магических обрядов с участием ряженых в зооморфных масках и чтением молитв, проводились спортивные состязания, скачки. В свадебных торжествах участвуют все жители селения. Они проходят раздельно: в доме жениха и в доме невесты. Наиб, важный момент — перевод невесты в дом жениха (на второй день) в сопровождении ее родственников, молодежи, музыкантов и встреча ее матерью и родственниками жениха (осыпание сахаром, угощение медом).

Характерен обряд «скрывания» жениха в доме дружки и особого приглашения его домой на свадьбу. Завершает цикл свадебных обрядов вывод новобрачной за водой к источнику — знак приобщения ее к дом. труду. В обществ, жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства (специфич. черта этикета — приветствие гостя не на пороге, а внутри дома). Характерны лирич. песни, к-рые исполнялись под музыку (мужчины) и без музыки (группа женщин). Популярны также азерб., лезгинские песни. Фольклор представлен также бытовыми песнями, плачами, сказками, пословицами, поговорками (особенно связанными с земледельч. циклом). Танцы: медленный азерб. (в осн. женщины), быстрый парный (чаще мужчина с мужчиной, женщина с женщиной), коллективный. Муз. инструменты: тар, саз, зурна (обычно две), барабан. Развито декоративное искусство, особенно резьба по камню и дереву, к-рой украшали фасады, столбы домов и мечетей, колонны, арки, надмогильные памятники. Характерны мечети: двухъярусная конструктивно-декоративная система перекрытия из столбов, балок, подбалок, прогонов (сел. Арсуг, Тпиг). Сформировались кадры нац. интеллигенции.