АЛЮТОРЦЫ


АЛЮТОРЦЫ, алутальу (самоназв.), этногр. группа коряков в Рос. Федерации, на С. Корякского авт. округа Камчатской обл. Числ. ок. 3 тыс. чел. (оценка). Язык — алюторский.

Традиц. поселки оседлых А. — Тымлат, Кичига, Анапка, Вывенка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино и Ветвей — располагались на вост. побережье Камчатского перешейка (Парапольского дола), от залива Корфа на С. до м. Тымлат на Ю., на зап. побережье — пос. Рекинники (ныне сохранились Тымлат, Вывенка, Хаилино). Кочевые А. обитали также на вост. побережье, но при перекочёвках переходили за хребет на западное. Нек-рые исследователи считают А. самостоят, этносом. Этническое обособление А. от коряков происходило под значит, языковым и культурным влиянием эскимосов.

Традиц. х-во — сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Оленеводы-кочевники имели тесные экон. и родственные связи с оседлыми А. Рыболовством А. занимались с сер. июня до сер. сентября. Во время наибольшего хода рыбы (кеты, горбуши и др. крупных лососёвых) переселялись на устья рек и ловили рыбу неводом, объединяясь по принципу родства и свойства в довольно круп, артели. Б. ч. улова шла на юколу (осн. пища А.), а также на корм для собак, к-рых держали как ездовых животных. Рыбу потрошили и вешали для просушки на особые вешала; высохшую рыбу складывали в амбары и шалаши, крытые сухой травой и установленные на высоких сваях. Морским промыслом А. занимались в весенний и осенний сезоны. На нартах, запряженных собаками, с ружьями и копьями, артелью в 7—8 человек выезжали на морской лёд за 5—10 км от берега. Мясо и жир морского зверя — лахтака или нерпы — либо сразу же употреблялись в пищу, либо запасались впрок. Жир служил также для освещения. Из шкуры лахтака выделывали ремни, подошвы для обуви. Продукты морской охоты также обменивались на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя: лисицу, росомаху, выдру, зайца, горностая. Оленеводство кочевых А. было мелкотабунным. Стадо являлось коллективной собственностью 4—6 хозяев, связанных между собою узами родства или свойства; доля каждого совладельца соответствовала доле остальных. Почти каждый оседлый А. имел одного или неск. оленей в стаде его кочующего родственника.

По суше передвигались на нартах, в к-рые запрягали собак или оленей. Для лучшего скольжения нарт по весеннему талому снегу полозья подбивали китовыми костями, полозья оленьих нарт — китовым усом. Для ходьбы по снегу и по льду применяются ступательные лыжи. Для передвижения по воде А. использовали многоместные кожаные байдары и долбленые челноки-баты.

Посёлки А. располагались обычно по берегам рек на возвышенных местах, откуда хорошо просматривались окрестности. До 19 в. единств, видом жилища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме восьмиугольника, свода-кровли в виде усечённого конуса и наружного щита-заслона, напоминающего огромную воронку. Входили и выходили по бревенчатой лестнице через квадратное отверстие в центре кровли, служившее также и дымоходом, и световым проёмом. В полуземлянке проживало 3—5 семей (22—25 человек). На летниках сооружали палаткообразные шалаши со входом в наклонной стене. На дерев, решётчатый остов параллельно земле вокруг остова клали связанные из травы маты. В каждом посёлке А. были т. н. балаганы, или юкольники — конусообразные сооружения на столбах, предназначавшиеся для хранения заготовлявшихся летом продуктов и нек-рых хоз. предметов.

Традиц. пища А. — толкуша готовилась в спец. деревянном корытце. Вяленое мясо с кореньями растирали пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получалась густая вязкая масса. Из крови оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка, варили похлёбку. Сырыми съедались свежие почки, хрящи и костный мозг оленя. Оседлые А. широко употребляли в пищу мясо и жир морских животных и свежую рыбу, к-рую варили или жарили на вертеле у костра. Зимой шла в пищу строганина — тонко наструганная мороженая рыба.

Основным видом одежды А. в 19 — нач. 20 вв. была кухлянка, сшитая из оленьих шкур, меховые зимние штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса. Женская одежда состояла из комбинезона кэркэр из оленьей кожи и гагагли — легкой кухлянки. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов, а демисезонная — из кож тюленей и оленьей замши.

Традиц. религия: шаманизм, культ предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация А. происходила с сер. 18 в. В пос. Тиличики была открыта церковно-приходская школа, в к-рой в 1915 обучалось ок. 40 детей.

У А. было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, унаследованное от эскимосов (ныне утрачено). Из моржового клыка и рога горного барана А. выделывали украшенные миниатюрной скульптурой и орнаментом трубки, ложки, ковши, игрушки. До наст, времени сохранилось женское искусство А., связанное с художественной обработкой меха, кожи, птичьих шкурок. Мастерицы меховой мозаики, аппликации, вышивки бисером Н. И. Эвгур, М. Н. Чечулина, Я. А. Тнельхут, Е. С. Тытимгав и др. продолжают создавать кухлянки, гагагли, кэркэры, торбаса, рукавицы, головные уборы, коврики, сумочки, широко используя мех оленя, выдры, собаки, росомахи, нерпы, олений камус и пыжик, ровдугу, вышивку цветным бисером и нитками из оленьих сухожилий.

В сов. период А. становились учителями, врачами, геологами, зоотехниками, механизаторами. В связи с резким ухудшением экологич. обстановки неуклонно снижается поголовье и продуктивность оленьих стад, исчезают традиции нац. культуры и искусства.