РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

этнография россии






Российская Федерация
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ   

ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

АРМЯНЕ


АРМЯНЕ, хай (самоназв.). Численность в Российской Федерации 532,4 тыс. чел. (1989). Осн. нас. Армении (3083,6 тыс. чел.); компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. чел.), Грузии (437,2 тыс. чел.). Живут также более чем в 70 странах (преим. в городах): в США (650 тыс. чел.), Франции (250 тыс. чел.), Иране (200 тыс. чел.), Ливане (150 тыс. чел.), Турции (150 тыс. чел.), Сирии (120 тыс. чел.), Ираке (20 тыс. чел.), Египте (12 тыс. чел.), Аргентине (85 тыс. чел.), Бразилии (20 тыс. чел.), Канаде (70 тыс. чел.), Греции (15 тыс. чел.), Уругвае (14 тыс. чел.), Австралии (30 тыс. чел.), Болгарии (25 тыс. чел.), Великобритании (17 тыс. чел.), Кувейте (10 тыс. чел.), Румынии (6 тыс. чел.), Индии и др. Общая числ. св. 6,5 млн. чел. Говорят на арм. яз., имеются два варианта лит. яз. — восточноарм. и западноарм., многочисл. диалекты и говоры. Письменность на основе арм. алфавита. Верующие А. — гл. обр. христиане-монофиситы, небольшая часть — армяно-католики, католики и протестанты.

Жилой комплекс 1930-х гг.

Традиц. х-во — земледельческо-скотоводч. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, ленкудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство пастбищное либо отгонное. Развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) иск-ва. Осн. тип традиц. жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием.

Жилой дом. Начало 20 в.

Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. Основу муж. и жен. традиц. одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Зап. Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верх, одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые — в Зап. Армении, у женщин — накидки, дополняемые ободком с разл. украшениями, обувь—поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. В основе традиц. пищи — зерновые продукты.

Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах — тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и др. мучные блюда, в т. ч. лапшу — аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко — мацун и пахта — тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам — жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясо-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой и т. д. Очень широк набор консерватов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде. Традиц. семья большая, патриархальная, с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов. Арм. фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются нар. певцами-гусанами.

Современный сельский дом.

Формирование древнеармянской народности происходило на Армянском нагорье в рамках государства Урарту в 9—6 вв. до н. э. Свою страну А. называли Хайк (Хайастан) по имени мифич. предка. В древнеперс. текстах страна называется Армина, в древнегреч. — Армения. В 301 принято христианство, ставшее гос. религией. Армяно-григорианская церковь с 506 обрела самостоятельность. В 405—06 создан арм. алфавит. В 1801—28 Вост. Армения вошла в состав Рос. империи. До 1-й мир. войны подавляющая часть А. (ок. 4 млн. чел.) жила компактно на терр. историч. Армении; ок. 1,5 млн. в России, 2,5 млн. — в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915—16 османскими властями, когда ок. 1,5 млн. А. было уничтожено, а более 600 тыс. насильственно выселено, гл. обр. в бесплодные р-ны Месопотамии, св. 300 тыс. тур. А. нашли убежище в России, в т. ч. в Вост. Армении. В 1920 в Вост. Армении была установлена сов. власть, туда репатриировались многие тысячи А. В 1990 провозглашена Респ. Армения.

Традиционный женские и мужской костюмы.

Арм. диаспора образовалась как результат нац. и религ. преследований, насильств. переселений А. из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с араб, завоевания (7 в.) и нашествий сельджуков (11 в.). Опр. роль в миграции А. играли также социально-экон. и культурные факторы.

Первые сведения об А. в Др. Руси относятся к 10—11 вв. Арм. колонии в Киеве (наиб, древняя), Новгороде, Владимире и др. городах, состоявшие в основном из ремесленников, купцов, врачей, сыграли большую роль в установлении торг, и культурных связей Руси с Закавказьем. К 11 в. относятся первые поселения А. в Крыму и Поволжье, к нач. 12 в. — в Волжске-Камской Болгарии. В кон. 13 в. арм. поселения существовали в Золотой Орде — г. Сарай-Берке. После падения Орды и образования Астраханского ханства арм. купцы и ремесленники поселяются и в его столице (Хаджи-Тархан). Арм. мастера-каменщики оставили значит, след в архитектурных памятниках Поволжского края. С 14 в. А. появляются в Москве, где в нач. 15 в. в посаде была осн. арм. колония. Известно, что между А. и жителями Москвы заключались браки и кумовство. По указу Ивана Грозного А. были поселены в Москве в Белом городе и пользовались налоговыми льготами.

Согласно летописному источнику, во время взятия войсками Ивана Грозного Казани в 1552 А., жившие там, отказались воевать с русскими; верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного), построенного в честь взятия Казани, был посвящен «Григорию Армейскому». В документе 2-й пол. 16 в. говорится о гостином «Арменском дворе» в Москве. В 17 в. для развития торговли с Востоком цари поощряли деятельность арм. купцов. В Оружейной палате Московского Кремля хранится алмазный трон восточной работы, к-рый в 1660 привез в подарок царю Алексею Михайловичу крупный торговец из Нор-Джуги (Иран) Ходжа Закар Саградов (Шариманян). Через арм. купцов в Россию приглашались разл. мастера—«золотопис-цы», художники, чеканщики. В течение 30 лет работал в Оружейной палате приглашенный из Ирана иконописец Богдан Салтанов, в числе его работ были Триумфальные ворота, построенные при въезде из Замоскворечья на Каменный мост в честь взятия рус. войсками Азова в 1696. А. были среди служилых Посольского Приказа. Особое значение для развития армяно-русских торговых отношений имел договор, заключенный в 1667 между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, согласно к-рому арм. купцам даровались привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Зап. Европу.

Со 2-й пол. 16 в., после присоединения Астрахани к России, туда усилился приток А. Там образовалась крупная арм. колония, первоначально в осн. из купцов из Ирана, затем также с Кавказа. В 1630—1640-х в Астрахани строится арм. гостиный двор; в нач. 17 в. существовала арм. церковь. Арм. купцы ввозили шелк, а также хлопок, краски, драгоценные камни, рис, ладан, пряности и др. В 1746 указом Сената А. были предоставлены льготы для занятий торговлей и ремеслами, образован особый суд, существовавший до 1841. Составленный в сер. 18 в. «Судебник астраханских армян» был принят также арм. судами Кизляра и Моздока, а позднее магистратом Новой Нахичевани. К кон. 19 в. числ. колонии достигла 5 тыс. чел. А. играли важную роль в волго-каспийской торговле, нефт. перевозках, им принадлежали ряд магазинов, шелкоткацких и хлопчатобум. фабрик, на к-рых работали также А.; среди ремесленников особенно славились ювелиры.

Армяне Сочинского района Краснодарского края.

Астрахань играла немалую роль и в установлении полит, контактов А., в т. ч. деятелей освободит, движения, с рус. властями. В 1717 Астрахань стала центром вновь образованной арм. церк. епархии, в к-рую входило все арм. нас. России. Здесь было открыто неск. арм. учебных заведений, самое знаменитое из к-рых — училище Н. Агабабяна, существовавшее с 1810 до сов. периода. В 1795 архиепископ Иосиф Аргутин-ский перевел сюда типографию Г. Халдаряна. В 1814 вышли в свет 27 номеров газеты «Восточные известия» («Ареве-лян цануцмунк»), явившейся первым арм. периодич. изданием в России. Издавались газеты «Лрабер» (1908— 1909), «Мер кянк» (1910—12) и «Банвор» (1915). В 1868—1930 действовала арм. театр, труппа. В 1908 было созд. Общество любителей арм. литературы и искусства.

Ныне в Астраханской обл. проживают 2,8 тыс. А. (1989), преим. гор. жителей, высок уд. вес интеллигенции. Из них считают родным арм. язык 1,8 тыс., рус. — 1,0 тыс. С 1990 в Астрахани действует арм. культурное об-во «Арев». К кон. 17 в. арм. нас. Москвы составило почти 2 тыс. чел. В Китай-городе была открыта григорианская церковь, впоследствии её перенесли в Грузины, владелец к-рых груз, царь Вахтанг VI в 1731 выделил А. зем. участок. Селились А. в Москве преим. в Никольском (Столповом) переулке и вокруг него.

Чалтырь — центр Мясниковского района.

Здесь скупил ряд домов приехавший в сер. 18 в. из Ирана богатый арм. промышленник Л. Н. Лазарев (Лазарян) с сыновьями. Вслед за Лазаревыми в Москве поселились и др. известные арм. семьи; к кон. 18 в. за переулком закрепилось назв. Армянский. Старший из сыновей Лазарева — Иван Лазаревич стал видным политич. деятелем, содействовавшим переселению А. в Россию; свое состояние он завещал на устройство училища для детей бедных А. В 1807 Лазаревыми была осн. первая в Москве арм. типография. Иоаким (Ова-гим) Лазаревич в 1815 в специально выстроенном особняке открыл училище, к-рое позднее было преобразовано в Лазаревский ин-т вост. языков. Большое значение для развития арм.-рус. культурных связей имело издание типографией при нем словарей — русско-армянского, составленного уроженцем Астрахани А. Аламдаряном (1821), и армяно-русского, составленного воспитанником ин-та А. Худобашевым (1836), а также ряда трудов по истории Армении. С ин-том связано издание арм. журнала «Юсисапайл» (1858—64) под рук. проф. С. И. Назарянца. В 1921—53 в здании ин-та функционировал Дом Культуры Сов. Армении, при к-ром работали театр, студия, хореографич., муз. коллективы, велась просветит, работа, издавалась газ. «Фронт культуры». С Домом культуры связаны имена А.-москвичей, деятелей культуры и науки А. Хачатуряна, С. Кочаряна, К. Алабяна, В. Аджемяна, П. Лисициана и др. В 1987 в том же здании открылся Музей русско-армянской дружбы, функционирует арм. культурный центр.

Монастырь Сурб Хач. Начало 18 в. Ростов-на-Дону.

В Москве проживают 44 тыс. А. (1989); ок. четверти — местные уроженцы, ост. — мигранты, приехавшие преим. в молодом возрасте из городов Армении и др. мест. Все А. Москвы свободно знают русский яз., а 56,7% считают его родным. Среди взрослых А. высшее образование имеют 65%, в т. ч. среди новоприбывших — 50%, среди старожилов — 69%, а среди уроженцев Москвы — 72%. Об интенсивной социальной динамике А. свидетельствует и то, что у более половины А. положение на работе за последние 10 лет стало выше. Среди новоприбывших 40% заняты в промышленности, на транспорте, в строительстве, 18% — в сфере обслуживания, 13% — в науч. и творч. организациях; среди старожилов это соотношение равно 13, 10 и 38%, а среди уроженцев Москвы — 15, 9 и 43%. 70% семей московских А. — смешанные, в подавляющем большинстве армяно-русские (60%). 58% семей двухдетные, 80% полные. Несмотря на довольно быстрое исчезновение этнич. черт в культуре А.-москвичей, для них характерно четкое нац. самосознание. Нац. специфика сохраняется в той или иной мере, как правило, в пище, особенно в праздничной, а также в семейно-быто-вой сфере, сфере духовной культуры.

Жилой дом в Чалтыре. Середина 19 в.

В кон. 80-х гг. было организовано неск. центров арм. культуры: «Маштоц», «Московское арм. культурное об-во», арм.-рус. просветит, об-во «Юсисапайл», открылись воскресные классы и школа для детей, курсы по изучению арм. языка для взрослых. С 1989 издается ежемес. газ. «Армянский вестник», с 1991 всероссийский журнал «Pro Armenia». В 1991 осн. «Арм. московская община», в 1993 «Арм. община Москвы».

К 11—14 вв. относятся осн. миграции А., преим. из Амшена и Ани (М. Азия), в Крым, гл. обр. в города Кафу (Феодосия), Солхат (Старый Крым), Карасуба-зар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В 14—18 вв. А. по числ. занимали в Крыму второе место после крымских татар; юго-вост. часть п-ова наз. Морской Арменией. В дальнейшем колония пополнялась выходцами из Армении, Турции, России. Арм. и генуэзские купцы сосредоточили всю внутр. и транзитную торговлю между Западом и Востоком, впоследствии среди А. шир. развитие получили ремесла и сельское х-во. А. пользовались славой хороших ювелиров, оружейников, кузнецов, строителей, каменотесов, портных, гончаров, пекарей, виноделов; вые. уровня нач. с сер. 14 в. достигло искусство рукописи, книжной миниатюры. С 12 в. А. было выстроено в Крыму 13 монастырей и 51 церковь, наиб, известны — монастырь Сурб Хач (1338) в Старом Крыму, церкви Сурб Саркис (1348) в Феодосии и Сурб Рипсимэ (1902—06) в Ялте. С 11 в. существовали арм. школы, наиб, известны школа пустыни Св. Антония близ Кафы (15 в.) и семинария монастыря Сурб Хач (14—18 вв.), а позднее — школы в Симферополе (с 1800), Карасубазаре (1816) и особ, училище Халибяна в Феодосии (1858—71), основанное Г. Айвазовским. В типографии при нем издавались учебники на арм. и рус. языках, художеств., историч. литература. В Феодосии издавались журналы — «Масяц агавни» (1860—1865) и «Дастиарак» (1873—74).

Храм Григора Лусаворича в Нахичевани. 1783—1807.

Известными деятелями культуры арм. общины в Крыму были поэты Григор Кафаеци (15 в.), Симон Кафаеци (17 в.), Хаспик (17 в.), представители искусства рукописи Акоп Кримеци (кон. 14 — нач. 15 в.), Хачатур Кафаеци (17 в.), художник-маринист И. Айвазовский, его брат — ученый, церковный и обществ, деятель Г. Айвазовский, художники В. Суренянц, Э. Магдесян, композиторы А. Спендиаров, X. Кара-Мурза и др. К 1914 в Крыму насчитывалось 15 тыс. А. Во время Крымской войны 1853—1856 арм. купечество взяло на себя значит, часть обеспечения воен. нужд осажденного Севастополя, в 1860—1870 внесло осн. вклад в строит-во в Крыму жел. дороги. При материальной поддержке И. Айвазовского и по его инициативе в 1898 Феодосия была обеспечена питьевой водой. По проекту Н. Ахвердяна в 1901 в Симферополе впервые в Крыму было проведено уличное электрич. освещение.

В 1944 община практически прекратила существование в связи с массовой насильств. депортацией из Крыма многих народов, в т. ч. и 11 тысяч А. В 1954 Крымская обл. была передана из РСФСР в состав Украины. Вновь Крым стал заселяться А. с 1960-х (выходцами из Армении, Нагорного Карабаха, Грузии, Ср. Азии). Числ. А. в Крыму составляет 2794 чел. (1989), из них в городах 1323 чел., в селах — 1471 чел. Переселенцы какое-то время сохраняли этнокультурные традиции той группы арм. этноса, к к-рой принадлежали, но постепенно культура их подверглась существ, нивелировке, чему способствовали дисперсность расселения в Крыму, высокая доля национально смешанных браков, гл. обр. с рус. женщинами, а также специфика общей этнокультурной ситуации курортной зоны. В последние годы в Крыму начался процесс возрождения общеарм. нац. традиций, гл. обр. в сфере духовной культуры. В 1989 в Симферополе было учреждено Крымское Арм. об-во «Луис». Большую работу об-во провело по обустройству арм. беженцев из Азербайджана, реставрации арм. архитектурных памятников и т. д., с 1990 начат выпуск газеты «Голубь Масиса». В Симферополе, Ялте, Севастополе открыты воскресные арм. школы для детей и взрослых.

Расшитые женские кофты.

Арм. нас. Сев. Кавказа формировалось в 18 — нач. 20 вв. преим. за счет выходцев из Ирана и Турции (появление А. зафиксировано уже с 11—12 вв. в Юж. Дагестане и на Сев.-Зап. Кавказе). До нач. 19 в. осн. миграции иранских А. направлялись большей частью в басе. Терека, где в 1735 арм. купцом Сафаром Васильевым был основан шелковый завод, вокруг к-рого возникло поселение, а также в Кизляр, где обосновалась часть дербентских А. Ок. 3,5 тыс. А. в 1797 переселились из Бакинского, Дербентского и Кубинского ханств в города Кизляр, Моздок и в их окрестности. В 1799 по указу Павла I в эти города переселилась часть карабахских А. К 1806 в Кизляре проживало св. 5,4 тыс., а в Моздоке св. 0,7 тыс. (к 1820— 1,2 тыс.) А. В Кизляре, игравшем большую роль в хоз. жизни народов Сев. Кавказа, А. занимались гл. обр. торговлей, там существовали арм. базар, арм. слобода. Среди моздокских А. было много купцов, торговавших в Астрахани, Ниж. Новгороде и др. городах восточными товарами. А. занимались также земледелием и скотоводством. К сер. 19 в. крупное поселение А. (свыше 1,5 тыс. чел.) возникло в местечке Эдессия недалеко от Моздока. Жители его занимались пашенным земледелием (пшеница, просо), садоводством, виноградарством, шелководством. Дома строили из сырцового кирпича с плоской крышей, покрытой камышом и обмазанной глиной; украшением служили паласы домашнего производства. Кизлярские и моздокские А. владели ногайским языком, дербентские — азербайджанским.

Среди зап. адыгов обитала наиб, древняя по времени появления на Сев. Кавказе группа т. н. черкесских А., или черкесогаев. По преданию, первыми переселенцами были арм. воины. В 11—12 вв. они заняли вые. положение в сословной иерархии местного нас., женились на черкешенках. А. рассеянно поселились на значит, терр. Сев.-Зап. Кавказа, занимаясь гл. обр. торговлей и поддерживая постоянную связь с арм. колонией в Крыму. Группа пополнялась за счет переселенцев из Армении и гл. обр. из Крыма и М. Азии. Интенсивные контакты с адыгами в разл. сферах жизни — экономич., обществ., семейной, культурно-бытовой, часто сопровождавшиеся установлением куначеских и аталыческих отношений, при дисперсности расселения, высокой доле межэтнических браков привели к тому, что элементы адыгской культуры (за исключением религии) не только проникали во все сферы их жизни, но и стали преобладающими, вплоть до языковых диалектов. Осознавая свое отличие от ост. А., черкесогаи тем не менее называли себя, как и окружавшие их народы, «эрмелы» («армянин»).

Фольклорный ансамбль.

Со 2-й пол. 18 в. крымские ханы, стремясь укрепить свои позиции на Сев.-Зап. Кавказе, стали усиленно распространять среди горцев ислам; черкесогаи подвергались преследованиям за приверженность христианству, поддержание шир. торг, связей с русскими и А., жившими на рус. стороне Кубани. В целях самозащиты черкесогаи объединялись в отдельные аулы, наиб, известным был Гяурхабль.

С конца 18 в. и главным образом в 1-й пол. 19 в. черкесогаи переселялись на рус. терр. в Новый Нахичеван, Лысогорек, станицы Гривенскую, Переяславскую, р-н Пашковского куреня, позднее в Новороссийск, Екатеринодар, Моздок, Кизляр. Осн. часть переселенцев образовала в 1839 отд. Арм. аул, к-рый с 1841 стал именоваться Армавиром по назв. одной из столиц историч. Армении. В 1840 здесь насчитывалось 400 семейств черкесогаев. Значит, поселением в этот период был также аул Кара-бета Талдустына (47 дворов, 325 жителей). Вначале осн. занятиями армавир-цев были скотоводство (кр. и мелк. рог. скот, буйволы, лошади), торговля и в меньшей степени земледелие, особенно садоводство; с 70-х гг. интенсизное распространение получило земледелие, в т. ч. товарное, осн. на зерновых культурах, а доля скотоводства постепенно сокращалась. Развивались торговля, обрабатывающая промышленность. К кон. 19 в. Армавир стал одним из гл. пром. и торг, центров на Сев. Кавказе. В 1847 в Армавире была открыта первая арм. школа для мальчиков, в 1871 — еще две школы — для мальчиков и для девочек.

Переселившись в Армавир, черкесогаи первые десятилетия сохраняли заимствованные у горцев осн. элементы их традиц. культуры. Распространенным типом жилища был длинный турлучный дом из трех комнат, без окон, под двухскатной крышей из камыша и соломы, с глинобитным полом, разделенный на муж. и жен. половины, с открытым очагом в центре средней комнаты. Во дворе размещались турлучные постройки для скота, амбары, пекарня, курятник, кухня и небольшая кунацкая. Убранство состояло из неск. деревянных кроватей, покрытых войлоками, небольшого стола и полок для хранения посуды и постельных принадлежностей. В поел, трети 19 в. появляются гор. виды построек —- просторные кирпичные дома с большими окнами, черепичной двух- или четырехскатной крышей, с гор. меблировкой, покупной фабричной посудой; исчезает деление на муж. и жен. половины, традиц. очаг заменяется рус. или голландской печью.

Среди мужчин, в первую очередь состоятельных, вместо черкесского нац. костюма стала распространяться европ. одежда, вначале как парадная. Несколько дольше сохранялась жен. традиц. одежда, основу к-рой составляли белая длинная рубаха, присборенная на плечах, и длинные узкие штаны. Поверх рубахи надевали длинную кофту со складками на груди, застегивающуюся на ряд мелких пуговиц. Голову повязывали небольшим тонким платком. Бытовала традиц. кожаная или сафьяновая обувь. Наибольшей устойчивостью отличалась пища, соответствовавшая во многом традициям черкесской кухни. Вначале в пище преобладали мясные и молочные продукты, вместо хлеба употреблялась обычно паста — густая просяная каша; впоследствии выросла доля продуктов земледелия (кукурузные и пшеничные лепешки — маджодж, круто сваренная крупная лапша — фабе-халюв, тонкие лепешки с сыром из слоеного теста — губыл и др.). Любимым блюдом оставалось куриное мясо с пшеничным и чесночным соусом. Позднее в пищу вошли блюда, заимствованные от др. народов, — щи, борщ, калмыцкий чай и др. От переселившихся в Армавир нахичеванских А. они научились готовить нек-рые арм. супы, толму, гату, халву и др. Наиболее распространена была малая семья с сильными патриархальными традициями. Долго сохранялся обычай кровной мести. Наряду с браком по сватовству нередко прибегали к похищению невесты. В верованиях и обрядах тесно переплелись элементы христианства и язычества. При сильном влиянии черкесского фольклора прослеживаются нек-рые отголоски арм. фольклора, нар. календарных праздников и обрядов. В дальнейшем получили распространение рус. песни, пляски, а также рус. язык. Ныне большая часть черкесогаев живет в городах Армавир, Майкоп, Краснодар. Из среды черкесогаев вышли известные промышленники Тарасовы, писатель С. Дангулов и др.

К 70-м гг. 19 в. относится начало переселения А., преим. амшенских (из Османской империи), на Черноморское побережье Кавказа. А. заселяли как города, так и села Кубани и Черно-морья, к кон. 80-х гг. их числ. там составила ок. 10 тыс. чел. В 1894—1895 в связи с усилением гонений на А. в Турции поток арм. переселенцев оттуда увеличился, направляясь гл. обр. в р-ны Туапсе, Сочи, Адлера, Анапы, Новороссийска, Майкопа. В 1894 образовалась арм. колония в Екатеринодаре. Особенно много арм. беженцев (3800 семей) расселилось по Черноморью и Сев. Кавказу в 1915—1916 из Турции в период пика геноцида ив 1918 г. из Закавказья. К 1920 арм. нас. Кубани и Черноморья составляло соответственно 45,3 и 13,0 тыс. чел., из них 65,1 и 41,8% жили в городах, где занимались гл. обр. торговлей и ремеслами. Наиб, крупные концентрации А. были в р-нах Майкопа и Екатеринодара (16,7 тыс.), а также Сочи и Туапсе (8,5 тыс.). С 1926 по 1953 в составе Майкопского округа Сев.-Кавказского края существовал нац. Арм. р-н с центром в станице Елисаветполь-ской, переименованной впоследствии (ок. 1938) в с. Шаумян. В 1920-е гг. было открыто много новых арм. школ, напр, в Сочинском р-не — 29, в Майкопском округе — 15, в Новороссийске — 26. Однако в дальнейшем число школ заметно сократилось (в Краснодарском крае со 140 в 1951 до 3 в 1992), а арм. язык стал преподаваться как предмет в школах с рус. языком обучения. В 1989 в Краснодарском крае было 182,2 тыс. А., в т. ч. в Адыгее — 10,4 тыс.

Компактное расселение амшенских А., особ, в сельской местности, в привычных для них географич. условиях, а также в продолжающейся изоляции от осн. этнич. ядра — Армении, во многом способствовало сохранению их этнокультурной специфики. В то же время значит, влияние на их повседневный быт оказали традиции местного нас. Осн. занятием сельских А.-переселенцев было земледелие (кукуруза, пшеница) и скотоводство (мелкий и кр. рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади). Значит, развитие получили традиц. для них табаководство и садоводство, играющие большую роль и поныне. При устойчивости амшенского диалекта арм. языка многие совр. А., особ, мужчины, свободно владеют рус. языком, к-рый для гор. жителей становится часто родным.

Совр. дома — в осн. кирпичные, двухэтажные, с балконами, под четырехскатными крышами из шифера или жести, из неск. комнат, с городской мебелью. Одежда — общегородского типа, даже среди лиц пожилого возраста. В пище распространены блюда традиц. кухни — шашлык, хашлама, хаш, толма, плов с изюмом, лоби, гата. В большом количестве употребляют овощи, фрукты, зелень, виноградное вино. Из излюбленных солений — турша (зеленая фасоль с чесноком, зеленью и перцем), из напитков — кофе. Традиционные молочные продукты (мацун, домашний сыр) и хлеб (выпеченный на металлическом листе — садже из кукурузной муки — лазди Ьац, а позднее из пшеничной — ёкка) вытеснены покупными. Семья малая двухпоколенная, с элементами патриархальности. Свадьба проходит в целом по традиц. ритуалу; устойчивы традиции похоронно-поминального цикла. Из праздников особенно торжественно встречают Новый год.

Начиная с 1970-х гг. на Черноморское побережье России, преим. в Адлерский р-н, переселилась часть А., также в основном амшенских, из Абхазии. В 1988—90 в связи с преследованиями А. в Азербайджане значит, часть беженцев, предками к-рых были в осн. карабахские армяне, расселилась во многих городах Сев. Кавказа, гл. обр. там, где имелись родственники, — в Краснодаре, Ростове, Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске и др.

Формирование арм. общины в низовьях Дона началось в 1779, когда по указу Екатерины II туда были переселены 12,6 тыс. А., преим. из городов Крыма. Переселенцам было позволено основать один город и пять селений и предоставлялся ряд льгот и привилегий. Город получил назв. Нор Нахиче-ван, т. е. Новый Нахичеван (позднее — Нахичевань-на-Дону), в его окрестностях были осн. селения — Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай. Колония обладала внутр. автономией, имела свой герб, печать, судопроизводство; языком делопроизводства был арм. В городе быстро развивались промышленность и торговля, росло число школ, было открыто уездное училище. При монастыре Сурб Хач в 1790 была открыта первая на Ю. России типография, а также основана школа-пансионат для детей неимущих А. Позднее в городе, ставшем важным культурным и эконом, центром на Ю. России, были осн. жен. и муж. гимназии, школы, училище благородных девиц, приют, театр, церкви, духовное училище, преобразованное потом в семинарию, общество попечительства над бедными, музей, разбиты парки, проведен водопровод. С экономич. усилением Ростова наиб, влиятельные арм. промышленники и купцы начали переселяться туда. В 1928 Нахичевань была присоединена к Ростову, а затем переименована в его Пролетарский р-н. Число арм. учебных заведений сокращалось, закрылся арм. театр, разрушались церкви, и город начал утрачивать свою роль центра арм. культуры.

В 1920-х гг. выходцами из сел Крым и Чалтырь были образованы селения Ленинакан, Красный Крым и Ленинаван. В 1926 арм. села были выделены в отдельный Арм. нац. р-н, получивший в 1928 назв. Мясниковский (по имени гос. деятеля, уроженца этих мест А. Мясни-кяна) с центром в с. Крым, а позднее — в с. Чалтырь. В1962 Мясниковский р-н был включен в состав Неклиновского р-на с преим. рус. населением. В 1965 Мясниковский р-н вновь стал самостоят, терр. единицей, но потерял статус нац. р-на с компактным проживанием арм. нас., т. к. в него вошли три сельсовета в основном с рус. населением. Доля А. снизилась в р-не до 55%.

Донские А. представляют собой более или менее однородную локальную группу, сохранившую многие историч. традиции, одни из к-рых характерны для всего арм. этноса, а другие — специфичны и проявляются, в частности, в диалекте западноарм. варианта языка, местном фольклоре, ряде обычаев и обрядов. Сохранению этой культурной специфики в немалой степени способствовало компактное проживание в условиях длит, отрыва от осн. этноса среди инонац. окружения и возможность, таким образом, этнич. идентификации. В то же время новая среда, традиции живущего рядом рус. народа оказывали влияние на этнокультурное развитие донских А., что проявилось в широком распространении рус. языка, преим. в качестве второго, в матер, культуре, в частности в жилище, одежде, пище, в более быстрой утрате патриарх, черт в семейно-бытовой сфере. Арм. яз. считают родным 53,3% из 31,2 тыс. ростовских А. и 97,4% из 17,8 тыс. сельских А.

Первое время после переселения в селах сохранялись традиц. дома из тесаного камня и глины, состоящие из прихожей и двух жилых комнат с низкими лежанками. В нач. 20 в. они были вытеснены меньшими по размеру домами из соломы и глины под камышовыми, а позднее черепичными крышами. С сер. 1950-х дома начали строиться из кирпича, причем тип дома менялся в сторону увеличения размеров, числа комнат, этажности. Ныне в селах получил распространение просторный полутора-этажный дом из красного кирпича под четырехскатной крышей из шифера, с большими окнами со ставнями.

К нач. 20 в. традиц. костюм начал постепенно исчезать. Дольше всего, вплоть до 1940-х гг., сохранялся традиц. головной убор замужней женщины — поши (небольшая круглая шапочка из материи, украшенная вышивкой, бисером), замененный впоследствии платком, повязанным на русский манер под подбородком.

Этнич. специфика сохраняется больше всего в пище. По праздникам готовят толму, называемую здесь голубцами, люля-кебаб, изредка шашлык. Сохранилось приготовление из измельченной баранины, приправленной различными специями, высушенной на солнце традиц. колбасы — суджук. Из молока готовят молочный суп — катна-пур, а также заимствованные от русских творог и сметану. Распространен плов, называемый нередко кашей. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Употребление зелени ограничено укропом и петрушкой. Солят гл. обр. огурцы. Распространены печеные изделия домашнего приготовления: слоеные пирожки с мясом (пури самса), с лебедой, традиц. сладкие печенья — гата, хурабиа, а в последнее время и торты, бисквиты, трубочки с кремом. От русских заимствован куриный суп с домашней лапшой, к-рый подается на свадьбах и поминках, от украинцев — вареники с творогом, приготовляемые в дни религ. праздников. Хлеб всюду покупной.

Семьи меньше, чем у сельских армян др. регионов, гл. обр. из-за меньшего числа детей (здесь сказывается стереотип малодетной семьи окружающего населения); сравнительно часты случаи примачества, известные здесь еще с нач. 20 в.; нередко семью возглавляет жена, в основном тогда, когда муж приезжий. Как и у всех А. редки одинокие пожилые люди, а также неполные семьи. Взаимоотношения членов семьи практически не связаны патриарх, нормами семейно-родств. этикета; неск. слабее родств. узы. Практически не соблюдается обычай родств. и соседской взаимопомощи, во многом утрачено традиц. гостеприимство.

Свадьба проходит по традиц. ритуалу. Сохранились нек-рые обряды, утраченные у А. других регионов: смотрины невесты (джугаб), обряд кройки её свадебного платья (хумаш), обряды одевания и бритья жениха. Имеются и другие отличия: в момент встречи молодых отец жениха выпускает над их головами двух белых голубей с красными лентами на шеях; невеста обходит всех присутствующих гостей и с каждым здоровается за руку, а наиб, почетный целует её; за столом не произносятся тосты, музыканты почти без перерыва играют, а участники свадьбы, в т. ч. и новобрачные, много танцуют; вместе со всеми веселятся и ряженые (джамалы).

Осн. традиц. элементы сохраняются в похоронно-поминальной обрядности. Отличает донских А. обычай по завершении поминок раздавать их участникам т. н. пай, включающий гату либо сдобную булку, яблоко и плитку шоколада; сохраняются эпитафии.

Из донских А. происходят рев. демократ, писатель М. Налбандян, классик арм. литературы Р. Патканян, гос. деятели А. Мясникян и С. Лукашин (Срапионян), художник М. Сарьян, писательницы М. Шагинян, Н. Берберова, поэт Л. Дурян, архитекторы М. Григорян, О. Халпахчян, католикос всех армян Геворк VI. В последнее время были осн. арм. культурно-просветит. об-ва: «Об-во арм. культуры и милосердия им. М. Маштоца» (Краснодар), «Нор Нахичеван» (Ростов-на-Дону), «Эребу-ни» (Ставрополь), «Армавир» (Армавир), «Цанк» (Анапа), «Арарат» (Абинск), «Верацнунд» (Апшеронск), «Ани» (Геленджик), «Айк» (Ейск), «Ван» (Курганинск), «Амшен» (Туапсе), «Севан» (Сочи), «Луис» (Новороссийск, 1992 здесь изд. газ. «Луис»), «Об-во им. В. Теряна» (Пятигорск), «Крунк» (Кисловодск), «Ахпюр» (Нальчик), «Айк» (Минеральные Воды), «Наири» (Владикавказ) и др., фольклорные ансамбли: донских А. «Ани» (1985), причерноморских А. «Амшен» (1991).

Первые упоминания об А. в Петербурге относятся к 1708; в 1710 их насчитывалось ок. 50 чел., преим. купцов, были организованы «арм. конторы». В нач. 1730-х гг. в городе существовала Армянская улица; колония располагалась на Васильевском острове.

В 80-е гг. 18 в. в Петербурге постоянно жило ок. 150 А. В Академии наук разрабатывалась программа первой арм. школы на терр. России. В 1780—89 на Невском проспекте действовала первая арм. типография в России, основанная Г. Халдаряном, автором армяно-русского словаря (изд. в 1788). В 1812 была открыта вторая арм. типография. В Петербурге была изд. «История Армении» М. Хоренаци (1809).

К сер. 19 в. наиб, многочисл. среди А. были преподаватели и студенты высших учебных заведений, гл. обр. филологи и медики. В 1869 из 370 проживавших в Петербурге А. 78% составляли представители интеллигенции, 8% — буржуазии, 7% — рабочие и ремесленники. Петербург стал одним из кр. центров арменоведения: в университете была осн. кафедра арм. языка и литературы, на к-рой работали ученые К. Патканов, Н. Адонц, И. Орбели, издавались науч. труды по арменоведению, периодич. издания (ежегодник «Банбер гракану-тюн ев арвест», 1903—1904, журналы «Арцункнер», «Саприч»).

Наиб, заметный рост колонии, располагавшейся гл. обр. на терр. Московского и Василеостровского р-нов, а также в кварталах, примыкающих к Невскому и Литейному проспектам, произошел на рубеже 19 и 20 вв.: с 656 чел. в 1890 до 2120 чел. в 1910. Степень воздействия на А. рус. культуры колебалась от незначит. заимствований до полной языковой ассимиляции.

Нач. с 70-х гг. 19 в. в среде петербургской арм. интеллигенции, студенчества в особенности, получили широкое распространение идеи освободит, движения. В нач. 80-х гг. активно действовал кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг М. Варданян (Маро) и М. Серопяна, организаторов (1887) партии «Гнчак». Арм. интеллигенцию Петербурга и Москвы объединило движение «северных» во главе с С. Гугоняном. В 1907 в Петербурге был осн. Арм. кружок, объединивший представителей как петербургской интеллигенции, так и наиб, известных арм. обществ, деятелей, проживавших в разл. р-нах страны и даже за рубежом; в 1911 — Арм. художеств, об-во. К 1916 в городе действовали Арм. Петербургское об-во по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Арм. об-во попечения о бедных, Арм. клуб, Касса взаимопомощи учащихся армян в высших учебных заведениях и др. обществ, организации. Были созданы детские сады с обучением арм. языку, курсы арм. языка для взрослых.

Во время 1-й мир. войны на средства Арм. кружка был открыт лазарет, организованы четыре санитарных поезда в р-ны Зап. Армении, созданы три приюта для зап.-арм. беженцев (в Астрахани, Аштараке и Ереване). В янв. 1915 по инициативе членов Арм. кружка в городе был учрежден Рус.-арм. комитет для оказания матер, помощи пострадавшим р-нам Армении, а также для организации широкого освещения в печати положения А. в Турции. В мае 1916 состоялся первый Арм. съезд по оказанию помощи пострадавшему нас. Зап. Армении, и была принята программа экон. восстановления разоренной терр. В 1917 были учреждены Рус.-арм. и Рус/-арм.-амер. банки.

После установления в Вост. Армении сов. власти (1920) большая часть А. Петрограда, и в т. ч. такие видные представители арм. культуры, как историк Я. Манандян, художник В. Суренянц, поэт В.Терян, переехали в Армению. Числ. арм. колонии сократилась до 1759 чел. в 1926. Впоследствии арм. нас. вновь выросло, гл. обр. за счет мигрантов молодого возраста из Армении и из р-нов компактного проживания А., в осн. Краснодарского края, Ростовской области: в 1959 — 4,9 тыс., в 1979 — 7,9 тыс., в 1989— 12,1 тыс. чел.

Среди А. Санкт-Петербурга 47% считают родным арм. яз.; 53% — рус. яз. (1989), практически все свободно владеют рус. яз. Ок. половины А. имеют высшее образование. Характерны двух-поколенная малодетная семья, высокая доля (более половины) национально смешанных браков. Нац. самосознание реализуется прежде всего в хорошем знании истории, культуры арм. народа. Значительное большинство А. хотят, чтобы их дети знали арм. яз. В опр. степени этнич. специфика проявляется в пище, особенно праздничной, в обрядовой жизни. С 1989 существует Об-во друзей арм. культуры, открыты воскресная школа, курсы по изучению арм. языка, действует (с 1988) арм. церковь.



Зимние тайландские туры отели тайланд таиланд из Москвы в лето. . Вся полиграфия - типография. У вас типография? У нас Вы можете купить справку в спортзал или секцию в Москве