РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

АРЧИНЦЫ


АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), а р ш и ш т и б (самоназв.), р о ч и с е л (авар.). А. — коренное нас. Дагестана. Числ. в Российской Федерации св. 1 тыс. чел. (оценка). В переписях нас., начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский. Распространены также аварский, лакский языки. Письменность на аварском яз. на осн. рус. графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

А. живут в басе. р. Хатар, правого притока р. Каракойсу (Чародинский р-н), в высокогорной альпийской зоне. Этнич. история А. тесно связана с этногенезом нас. горного Дагестана. Впервые упоминаются в ист. хронике, составленной Мухаммедом Рафи (между 13 и 16 вв.). В 17—18 вв. А. находились в экон. зависимости от казикумухских владетелей (платили им подати скотом, зерном). Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 между Ираном и Россией, терр. Дагестана отошла к России. В нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства, к-рое в результате адм. реформ было преобразовано в округ. В кон. 19 в. с. Арчи было присоединено к Гунибскому округу, населенному аварцами. На протяжении 19 в. А. имели тесные контакты со своими соседями аварцами и объединялись с ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского) об-ва. Вхождение А. в состав России усилило проникновение капиталистич. отношений, что проявлялось в расширении торговоэкон. связей, росте отходничества. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Респ. Дагестан.

Традиционный женский костюм.

Традиц. занятия А. — скотоводство (гл. обр. овцеводство) и богарное земледелие. Х-во имело замкнутый характер. Только весной, в пору окота, нек-рые зажиточные овцеводы, организовав коши и приняв на время за плату овец от односельчан, перегоняли скот в низм. р-ны Дагестана или в Азербайджан. Зимой скот содержали на хуторах или вокруг них, летом — на альпийских пастбищах (кроме дойных коров и телят). Земельные участки под пашню располагались на горных склонах и на пологих местах в долинах рек. Осн. с.-х. орудия общедаг. типа: деревянная соха с железным лемехом, разл. формы серпы, молотильные доски, деревянные лопаты, со 2-й пол. 19 в. также косы. Сеяли гл. обр. яровые ячмень, полбу и пшеницу. Огородно-бахчевых культур не знали, чеснок и лук покупали в Кумухе или у заезжих мелких торговцев из аварских и лакских селений. Подсобные занятия: охота на туров и пчеловодство (осн. тип ульев — плетеные каркасы, обмазанные глиной). Из домашних промыслов и ремесел были развиты шерстяное ткачество (выделывали грубые сукна для одежды, толстые ткани на плотной основе и с начесом для подстилок, использовавшихся и как одеяла), изготовление паласов (с орнаментом в виде цветных полос, сохранилось до настоящего времени), резьба по дереву (орудия труда, утварь, посуда) и др.

Характерны два типа поселений: селение и отселки (хутора), возникшие на местах выпаса скота или вблизи удобных земельных участков. Хуторской тип поселения известен А. давно, однако на постоянное местожительство туда стали переселяться лишь с 1920-х гг. Еще в нач. 20 в. А. летом обычно жили в главном с. — Арчи. Ныне вместо хуторов существуют небольшие селения. Преобладал территор. принцип расселения. Селение Арчи делилось на кварталы, в к-рых жили представители разных тухумов. Обществ, жизнь сосредоточивалась возле мечетей (в Арчи их было четыре, на хуторах — две). Все селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и многоэтажные, каменные с плоскими крышами, на хуторах чаще с хоз. помещениями и хлевом в одном комплексе. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается кол-во этажей и площадь хоз. построек. Возведены обществ, здания.

Селение Тлянуб.

Одежда А. близка аварской. У мужчин это туникообразная рубаха, штаны с шир. шагом (за счет клиньев), бешмет, черкеска, овчинная (иногда и каракулевая) папаха, свободного покроя овчинная шуба-накидка с ложными рукавами и без рукавов, бурка, рабочая обувь из цельного куска сыромятной кожи, без голенищ, войлочные и мягкие кож. сапоги (т. н. кавказские). Женщины носили платье-рубаху, к-рую подпоясывали дважды цветным матерчатым кушаком и завязывали спереди узлом, длинные и широкие штаны. Нек-рые имели праздничные платья в талию (бузма). Носили кожаную и войлочную обувь, головной убор чухту (мешочек для кос) и покрывало. Костюм дополняли украшения (серебряные, медные, латунные) — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, подвески к чухту, нагрудные украшения, пряжки к поясам и др. Специфична несимметричная покрытая монетами нашивка, украшавшая головной убор. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин — чухту, головное покрывало, длинные прямые штаны и пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и мясо-молочные блюда (меньше — овощные). Распространены хинкал, к-рый едят с мясом, сыром, сметаной, кислым молоком, чесночной приправой, пельмени и пироги с начинкой из творога, яиц, крапивы, дикого чеснока, мясные и постные супы, халва (из муки, масла, caxapa). В повседневном меню — кислое молоко, брынза, творог. Осн. традиц. напиток на свадьбах и праздниках — буза сахарная или мучная, с добавлением солода. До сих пор практикуется заготовка на зиму вяленого мяса, колбас, брынзы.

В обществ, жизни А. значит, роль играла сел. община. При избрании ее органов управления придерживались принципа представительства отд. тухумов. Сел. управление возглавлял старшина — бегаул, избранный сел. сходом (джамаатом). В состав управления джамаат выбирал также сел. судей из уважаемых стариков, помощников старшины — чаушей, обсуждал кандидатуру кадия селения (судьи). В ведении джа-маата находились также распределение пастбищ между малыми семьями, установление очередности полива сенокосных участков, раскладка повинностей, ремонт и возведение обществ, зданий, благоустройство дорог, мостов, кладбищ, вопросы отношений с соседями и др.

Для традиц. семейного быта характерны подчинение младших старшим, неравное положение женщины, выполнявшей б. ч. трудоемких работ (уход за кр. рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитье и др.). Совр. семья — малая, чаще двухпоколенная, в ней поддерживаются традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности (при устройстве свадьбы, похорон, др. важных делах). В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей. Свадьбе предшествовал сговор, сохранялось религ. оформление брака. Совр. свадебные обряды сохраняют традиционность (участие шир. круг.а родственников, соседей, торжеств, встреча невесты в доме жениха и др.). Погребальные и поминальные обряды совершаются по мусульм. обычаю. В особенностях соблюдения траура, приготовлении поминальной еды и др. отражаются следы домусульм. верований.

Хозяйственно-жилой комплекс в селении Тлянуб.

Многие обряды и обычаи связаны с хоз. циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона овец на летние пастбища (къелиши охъмул), сопровождавшийся спорт. состязаниями (скачками, борьбой, поднятием тяжестей), совместной трапезой (гл. блюдо — свежеприготовленный овечий сыр). Осенью, в конце октября, устраивали праздник «гIеги бумул», связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в к-рых желали увеличения поголовья овец, их веса и т. п. Весной праздновали день выхода плуга, или первой борозды (анс бетIмул), во время к-poгo для всех жителей устраивали угощение, спорт, игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.

Из традиц. искусств развита худ. резьба по дереву (гл. обр. трехгранно-выемчатая, наиб, распространены солярные мотивы, а также геом., реже растит, узоры). Ею украшали деревянные сундуки, лари, люльки, кружки, мерки, поставцы, ложки, вилки и др. утварь и посуду. Имеются письм. памятники на арчинском (религ. трактат, стихи), авар. (худ. произведения), араб, языках. Из числа А. вышло немало ученых, получивших образование на араб, яз.: Казакилав (18 в.), астроном (его считают основоположником астроно-мич. школы в Дагестане), математик, врач, автор ряда книг и поэтич. касыд на apab. яз.; Магомед Магомедханов (кон. 19 — нач. 20 вв.), знаток дагестанских языков, помогавший лингвисту и этнологу А. М. Дирру при его исследованиях; Магомедхан, занимавший видную должность при Шамиле. Сын Маго-медхана — Мугеддин известен как автор статьи о последователях тариката.

В сов. время сформировалась нац. интеллигенция: ученые, учителя, врачи, работники культуры и др. У А. распространен авар., лакский фольклор. Популярный танец — лезгинка; муз. инструменты — зурна, кумуз, барабан.