РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

АССИРИЙЦЫ


АССИРИЙЦЫ, а г у р а я, с у р а я, халдеи (самоназв.), айсоры (арм.), сирохалдеи, сирийцы. Числ. в Рос. Федерации 9,6 тыс. чел. (1989). Живут также на Украине (2,8 тыс. чел.), в Грузии (6,2 тыс. чел.), Армении (6,0 тыс. чел.), Азербайджане (0,6 тыс. чел.), Ираке (120 тыс. чел.), Иране (100 тыс. чел.), Турции (70 тыс. чел.), Сирии (30 тыс. чел.); общины А. имеются в Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и др. странах. Общая числ. — 350 тыс. чел. Язык — ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский). Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский и др. языки. Письменность на осн. сирийского письма. Верующие — христиане (в России в осн. православные, несториане, есть униаты).

А. возводят себя к древним ассирийцам, нас. Ассирийской державы (сер. 2 тыс. — 605 до н. э.), к-рые после её падения находились под властью разл. гос-в, к-рым принадлежала их этническая территория.

С 1 в. среди А. распространяется христианство, к-рое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху Араб, халифата (с 7 в.) достигает расцвета ассир. несторианская церковь: к 13 в. в подчинении ее патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. Ныне А. принадлежат гл. обр. к Ассирийской Церкви Востока (несторианской), Сирийской яковит-ской Церкви (монофиситской) и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших (в сер. 16 в.) в унию с римско-католич. церковью. Во время завоеват. походов Тимура в кон. 14 в. б. ч. А. была уничтожена вследствие отказа принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана. С 16 в. большинство А. жило на терр. Османской империи. В 40-х гг. 19 в. был разработан литературный ассир. язык на осн. урмийского диалекта. В 19 в. А. оказались в эпицентре междунар. конфликтов на Бл. Востоке, где европ. гос-ва и в т. ч. Россия пытались использовать в своих интересах А. и др. местных христиан. Это вызывало недовольство тур. властей и, как следствие, репрессии и погромы. В 1-й четв. 20 в. (особ, в 1915) от рук тур. и курдских экстремистов погибло ок. 500 тыс. христиан - А., многие были вынуждены искать спасения в др. странах.

В России А. впервые появились во время русско-иранской войны 1826—28, когда рос. власти разрешили (1828) поселиться в Армении семьям активных сторонников России. Самое значит, переселение А. в Россию произошло после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за этим геноцида А. в 1915. В 1917 на терр. России проживало ок. 50 тыс. А. Под давлением властей многие из них приняли православие.

В прошлом подавляющее большинство А. было сел. жителями, их осн. традиц. занятие — земледелие (гл. обр. пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. А. (особ, в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, кр. рог. скот).

Были развиты торговля, ремесла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана — рыболовство. В кон. 19 в. среди А. рос. Закавказья начал зарождаться пролетариат. А., переселившиеся в Россию в 1914—18, осели преим. в городах, занимаясь гл. обр. мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом и чисткой обуви (как занятием, не требующим значит, познаний в рус. яз.). Сравнительно небольшая часть А., поселившаяся в сел. местности, занималась земледелием. В 1929—30 А. СССР, жившие в селе, были объединены в колхозы, в городах — в разл. артели и кооперативы, многие стали работать на заводах и фабриках. Ныне обувным делом занимаются гл. обр. лица ср. и старшего возраста, среди А. всех возрастных категорий распространены разл. профессии, высока доля интеллигенции. Большинство А. России проживает в городах (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др.), сел. нас. гл. обр. в Краснодарском крае. А. сохраняют нац. самосознание и самобытность. 49,4% А. считают родным ассир. яз., русским свободно владеют или считают родным 95,5% А. (1989).

На протяжении веков А. сохраняли родоплеменную структуру. Во гл. племенных объединений стояли князья (малики), во гл. деревенских общин — старосты (ришмата). Совр. А. сохраняют представления о традиц. родоплемен-ной организации и общине. Традиц. семейные отношения патриархальные. Авторитет старшего мужчины в семье был непререкаем, на нем лежало осн. бремя хоз. работ. Жен. виды работ гл. обр. в виноградарстве, скотоводстве, огородничестве. В воспитании детей, к-рые довольно рано приобщались к трудовой деятельности, огромную роль играли старики, роль отца была ограничена. В брак традиционно мужчины вступали в 16—17 лет, женщины — в 15—16 лет. Наиб, распространенная форма заключения брака — сватовство родственников жениха к невесте. Бытовало обручение в колыбели (Ванский вилайет Турции), известно умыкание невесты. Межнациональные браки были редки, особенно нежелательны с мусульманами (к-рые у нек-рых групп А. даже карались смертью). До сих пор строго соблюдается обряд венчания в церкви.

Совр. матер, культура А. имеет много общего с культурой окружающих народов: жилища (особ, в городах), бытовые орудия, дом. утварь, одежда. Кухня во многом напоминает закавказскую. Предпочитаемы блюда из круп, овощей, кислого молока, лучшим мясом считается баранина. Часто используют мед, орехи, пряности. Наиб, популярное блюдо — голубцы из виноградных листьев (или листьев мать-и-мачехи) с мясной начинкой.

Почти все традиц. праздники христ. происхождения: Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассир. христ. святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохрист. происхождения ассир. Новый год, празднуемый 1 апреля. А. сохранили богатый сказочный фольклор.