РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

АХВАХЦЫ


АХВАХЦЫ, а ш в а д о (самоназв.), садыкьилиду, гIахъвалал. Числ. в Рос. Федерации 4 тыс. чел. (оценка). Живут также в Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж.; последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также аварский, среди части А. — азербайджанский и кумыкский яз. Письменность на аварском яз. на осн. русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

Арочная конструкция в селении Тад-Магитль.

А. предположительно произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев, переселившихся на новое место. Народ ахуали, ахвали упоминается в груз, историч. хрониках 14 в. Сев. А. образовали Ахвахский союз общин, известный как Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ахвах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиндалами и др. Часть пастбищ для общины А. арендовали у хунзахцев. С 15 в. подвергались исламизации. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России. С 40-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—1859). В результате адм. реформ 60-х гг. Цунта-Ахвах вошел в состав Каратинского наибства Андийского округа, а Ратлу-Ахвах в состав Телетль Гидатлинского наибства Гунибского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). Живут на зап. склонах Богосского хребта, по правым притокам р. Андийское Койсу (с. Изано, Лологанитль, Кудияб-Росо, Гад-Магитль, Цвакилколо, Кванкеро Ахвахского р-на — Цунта-Ахвах), на вост. склонах Богосского хребта, по левым притокам р. Аварское Койсу (с. Тлянуб, Цекоб, Ратлуб — Ратлу-Ахвах). В сов. период часть А. осела на Кумыкской плоскости, между Тереком и Сулаком. Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-не Азербайджана и живет там либо смешанно с местным нас. (с. Закаталы, Джар и др.), либо изолированно (с. Ахвахдере).

Новый квартал селения Изано.

Традиц. занятия — отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили гл. обр. аварских и андийских овец, а также коз, кр. рогатый скот великокавказской породы, лошадей дагестанской породы. На террасных участках, частично поливных, выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, со 2-й пол. 19 в. — кукурузу и картофель; выращивали также бобовые, лук, чеснок, табак. Гл. орудие — безотвальный горский плуг с тяжелой деревянной подошвой и железным лемехом. Разводили пчел. Ремесла: обработка овчины, выработка кож, кузнечное, обработка дерева, камня и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность производства, появились элементы капиталистич. х-ва. В наше время в горах превалируют традиц. отрасли х-ва, на Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство и животноводство (коровы, овцы). Среди мужчин распространено отходничество (на 1—2 года) в Азербайджан, Ср. Азию, разл. р-ны России (где они работают каменщиками, плотниками, пастухами и др.). Сформировалась нац. интеллигенция.

Сторожевая башня в селении Цекоб.

Для традиц. социальных отношений было характерно сохранение элементов патриархальной организации. А. были организованы в общины (джама-аты) воинов-скотоводов и землепашцев. Высший орган союза общин — собрание старейшин отд. джамаатов, джамаата — сел. сход. Управление общиной сосредоточивалось в руках старейшин, двух-трех исполнителей, старшины (избиравшегося со 2-й пол. 19 в.); имелся глашатай.

Хозяйственно-жилой комплекс в селении Цекоб.

Сохранялось (отчасти до наших дней) значение патриарх, кровнородств. объединений — тухумов. Близким считалось родство по отцовской (преимущественно) и материнской линиям до четвероюродных братьев и сестер отца и матери. Преобладала малая семья, бытовали формы неразделенной семьи. Преимущественная форма брака — сватовство, но бытовали также браки по инициативе девушки, увод женщины с ее согласия и без, люлечный сговор и колыбельное обручение. Формы левирата, сорората и др. практиковались крайне редко. А. в семейных отношениях придерживались обычаев запретов и избеганий (ограничение при посторонних свободы общения супругов, детей и родителей, избегание невесткой общения с родственниками мужа и др.). Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.

Характерны два типа поселений: хутор и селение. До кон. 19 в. на терр. Цунта-Ахваха располагалось ок. 200 малых поселений тухумного типа. С нач. 20 в. и особ, в годы коллективизации их нас. переселилось в территориально-соседские селения. Селения располагались на склонах и имели ступенчато-кучевую планировку, подходы к ним защищались многоярусными каменными боевыми башнями. Дома прямоугольные каменные трехэтажные (хлев-сеновал-жилье) и двухэтажные (хлев-жилье), с плоской земляной крышей и открытой лоджией, украшались художеств, кладкой, кладкой шлифованным камнем, арочными конструкциями, каменными рельефами, резьбой по дереву (орнамент геометрический и растительный). Внутр. дворик мал либо отсутствовал. Часть хоз. построек выносилась за пределы усадьбы.

Селение Кванкеро.

Муж. традиц. одежда общедагест. типа: штаны, рубаха туникообразная, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, различные овчинные шубы и папахи, низкая сыромятная обувь из одного куска кожи, род кожаных галош на твердой подошве, кожаные сапоги с войлочными голенищами, сапоги из лайки на мягкой подошве, деревянные башмаки без задников и др. Подпоясывались узким сыромятным ремешком с серебряными литыми украшениями. На поясе носили кинжал и нож. Женская одежда состояла из разл. туникообраз-ных платьев-рубах, отрезных по талии и распашных платьев, штанов с длинными зауженными штанинами, чепца-накосника чухту, шерстяных и шелковых платков, теплых шалей, обувь такая же, как и у мужчин. Украшения — серебряные серьги, кольца, браслеты, налобные, нашейные и др. — выполнены в технике скани, зерни, гравировки, черни. Материал для одежды частью местный (каратинские сукна), частью привозной. С 19 в. стали поступать из России бязь, ситец, полотно и др.

Пища мучная и мясо-молочная, овощей и фруктов потребляли мало. Готовили пищу из муки, крупы, толокна, сушеного и свежего мяса, курдюка, жиров; потребляли молоко, масло, сыр и проч. Осн. блюда: лепешки, кислый и пресный хлеб, разновидности хинкала, каши, похлебки молочные и мясные, пироги типа чуду (с мясом, зеленью, творогом и др.).

В день окончания поста, день поминовения покойных, день рождения Пророка и в др. религ. праздники готовили праздничную пищу, совершали коллективные моления, жертвенные раздачи, . ходили в гости с поздравлениями и подарками и пр. В календарные праздники — в дни первой борозды, встречи весны, зимы, начала важнейших с.-х. работ (вывоза навоза на поля, перегона овец на зимние пастбища, сенокоса, стрижки, жатвы и т. д.) организовывались коллективные трапезы, спортивные соревнования, шествия ряженых и др. В осенне-зимний период собирались на род посиделок (по половозрастному принципу). Зимой мужчины устраивали многодневные увеселительные собрания.

Хозяйственно-жилой комплекс в селении.

Устное нар. творчество передается на авар, и ахвахском яз. (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, плачи-причитания, баллады, колыбельные и др.). Разработан детализированный нар. сел.-хоз. календарь, развита нар. медицина.

Сохраняются остатки традиционных религ. верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, солнца, огня, звезд, луны, грома, молнии, горных вершин, лесов, отдельных рощ, рек, озер, родников и пр. (напр., Т1ат1ахье — хозяин леса), представлениями о злых и добрых духах: чертях и джиннах, «Старухе болезней», злых демонах «Хватала», «Цциххаро», «Тамихьо», «Реххе», о домовом «Каржи», русалке «Ххату» и др. Особняком стоит ночная мистерия «Опахивание мора» с участием 12 вооруженных женщин, убийством и захоронением черного кота, прокладыванием символич. борозды.

Вот на этом сайте бусины недорого.