РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

БАШКИРЫ


БАШКИРЫ, б а ш к о р т (самоназв.). Б. — коренное нас. Башкирии (Башкортостан). Числ. в России 1345,3 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Башкирии 863,8 тыс. чел. Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской обл. Кроме того — в Казахстане (41,8 тыс. чел.), Узбекистане (34,8 тыс. чел.), Киргизии (4,0 тыс. чел.), Таджикистане (6,8 тыс. чел.), Туркмении (4,7 тыс. чел.), на Украине (7,4 тыс. чел.). Общая числ. 1449,2 тыс. чел. Говорят на башкирском яз.; диалекты: юж., вост., выделяется сев.-зап. группа говоров. Распространён татарский яз. Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие Б. — мусульмане-сунниты.

В формировании Б. решающую роль сыграли тюркские скотоводч. племена южносибирско - центральноазиатского происхождения, к-рые до прихода на Юж. Урал значит, время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огуз-скими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в .9 в. фиксируют письм. источники. С кон. 9 — нач. 10 вв. жили на Юж. Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах. Назв. народа башкорт известно с 9 в., большинством исследователей этимологизируется как «главный» (баш-) + «волк» (корт в огузско-тюрк. языках), «волк-вожак» (от тотемич. героя-первопред-ка). В последние годы ряд исследователей склоняется к мысли, что в основе этнонима — имя известного по письм. источникам военачальника 1-й пол. 9 в., под предводительством к-рого Б. объединились в военно-политич. союз и начали осваивать совр. терр. расселения. Др. назв. Б. — иштэк/истэк предположительно также было антропонимом (Рона-Таш).

Еще в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центр. Азии древнебашк. племена испытали нек-рое влияние тунгусо-манчьжуров и монголов, отразившееся в языке, в частности в родо-племенной номенклатуре, и антропологич. типе Б. Придя на Юж. Урал, Б. частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) нас. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с нек-рыми древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в средневек. араб, и европ. источниках с древними венграми. К кон. 1-й трети 13 в., ко времени монголо-татарского нашествия, в осн. завершился процесс формирования этнического облика Б.

В 10 — нач. 13 вв. Б. были под поли-тич. влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-кумана-ми. В 1236 после упорного сопротивления Б. одновременно с болгарами были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В 10 в. в среду Б. начал проникать ислам, к-рый в 14 в. стал господствующей религией, о чем свидетельствуют относящиеся к тому времени мусульм. мавзолеи и намогильные эпитафии. Вместе с исламом Б. приняли араб, письменность, начали приобщаться к араб., перс, (фарси), а затем и тюркоязычной письм. культуре. В период монголо-татарского владычества в состав Б. влились нек-рые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.

После падения Казани (1552) Б. приняли российское подданство (1552— 1557), к-рое было оформлено как акт добровольного присоединения. Б. оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царская администрация подвергала Б. разл. формам эксплуатации. В 17 и особенно 18 вв. Б. многократно поднимали восстания. В 1773—1775 сопротивление Б. было сломлено, однако царизм был вынужден сохранить вотчинные права Б. на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. Под начало Духовного управления были отнесены регистрация браков, рождения и смерти, регулирование вопросов наследования и раздела семейного имущества, религ. школы при мечетях. Одновременно царские чиновники получили возможность контролировать деятельность мусульм. духовенства. На протяжении 19 в., несмотря на расхищение башк. земель и др. акты колониальной политики, постепенно налаживается хозяйство Б., восстанавливается, а затем заметно увеличивается числ. народа, превысив 1 млн. чел. к 1897. В кон. 19 — нач. 20 вв. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем нац. самосознания.

После Февр. революции 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшуюся 20 марта 1919 «Соглашением Российского рабоче-крест. пр-ва с Башкирским пр-вом о сов. автономии Башкирии». Образование Башкирской Автономной Сов. Социалистич. Респ. (БАССР) стало важнейшим фактором в реализации права на самоопределение, дальнейшей этнической консолидации народа, строительстве и развитии профессиональной культуры. В 1929 письменность Б. была переведена с араб, на лат., в 1939 — рус. графич. основу.

В результате 1-й мир. и гражд. войн, засухи и голода 1921—22 числ. Б. сократилась почти вдвое и к кон. 1926, после благоприятных для демографич. роста 1923—26, составила 714 тыс. чел., в БАССР в совр. границах — 584,8 тыс. чел. Отрицательно сказались на численности Б. последствия засухи и голода 1932—33, репрессий 1930-х гг., большие потери в Вел. Отеч. войне 1941—45, а также ассимиляция Б. татарским и рус. нас. Дореволюц. числ. Б. была достигнута лишь к 1989. Происходит миграция Б. за пределы республики. Уд. вес Б., живущих вне Башкирии, в 1926 составлял 18%, в 1959 — 25,4%, в 1989 — 40,4%.

Существ, изменения произошли, особенно в послевоен. десятилетия, в социально-демографич. структуре Б. Уд. вес горожан среди Б. составил к 1989 42,3% (1,8% в 1926 и 5,8% в 1939). Появились довольно многочисл. группы башк. нас. в Уфе (122 тыс.), Стерлита-маке (28 тыс.), Салавате (23 тыс.), Нефтекамске (22,6 тыс.), Сибае (20 тыс.), Ишимбае (16 тыс.) и др. городах. Урбанизация сопровождается ростом числ. рабочих, инженерно-технических работников, творч. интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с др. народами, увеличением доли межнац. браков. Этнич. ассимиляция Б. в составе татар и русских способствовали отсутствие башк. детских учреждений и школ, сужение сферы функционирования башк. языка.

В последние годы наблюдается активизация нац. самосознания Б. В республике и за её пределами возникли нац.-культурные клубы, к-рые объединились под эгидой Башк. нар. центра «Урал» в Уфе. Они ведут активную борьбу за сохранение нац. самобытности народа, расширение функций башк. яз., развитие культуры. В окт. 1990 Верховный совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февр. 1992 — Респ. Башкортостан).

Традиц. тип х-ва Б. — полукочевое скотоводство (гл. обр. лошади, а также овцы, кр. рог. скот, в юж. и вост. р-нах верблюды). Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со скотом кочевало и нас., неск. раз меняя за сезон место поселения — йорт. Осенью возвращались в аулы, но большая часть скота оставалась на тебеневке, копытами выбивая корм из-под снега. Сено заготовляли только для рабочих лошадей, дойных коров и новорожденного молодняка. Для скота устраивали открытые загоны, молодняк содержали в жилищах или особых землянках. Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. В степных р-нах была развита облавная охота верхом, в горно-лесной части применялись разл. ловушки и западни, всюду были в обиходе луки и самострелы. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельч. орудия — деревянный плуг (сабан) на колёсах, борона-суковатка и борона (тырма) на деревянной раме с деревянными или железными зубьями.

С 17 в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В сев.-зап. р-нах уже в 18 в. земледелие становится осн. занятием населения, но на Ю. и В. кочевание сохранилось местами до нач. 20 в. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются, особенно в сев. р-нах, посевы озимой ржи, а из технич. культур — льна. Появляется огородничество. В кон. 19 — нач. 20 вв. входят в обиход заводские плуги и первые сел.-хоз. машины.

Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Б. знали кузнечно-ювелирное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения. Соляное месторождение на р. Илек было открыто Б. еще до сер. 16 в.

В 17 — 1-й пол. 18 вв. началась пром. эксплуатация рудных месторождений края; к кон. 18 в. Урал стал осн. центром металлургии. Б. участвовали в изыскательских работах, занимались заготовкой и сплавом леса, поставкой древесного угля. Разработка нек-рых рудных залежей велась исключительно Б. По мере развития капиталистич. отношений и обнищания населения росла числ. Б. в сфере промышленного производства. Однако Б. были заняты в осн. на подобных и сезонных работах: заготовке сырья и топлива, извозе, золотых приисках.

При определении границ БАССР почти все пром. центры и города оказались за её пределами. Присоединение к ней в 1922 трех уездов бывшей Уфимской губернии с городами Уфа, Стерлитамак, Белебей и Бирск выправило положение лишь в центр, и зап. части республики. Это обстоятельство надолго предопределило преобладание в экономике агр. сектора, промышленно-техническое отставание республики в сравнении с соседними областями. Постепенно были восстановлены и получили развитие традиц. отрасли пром-сти — черная и цветная металлургия, легкая и пищевая пром-сть, расширилось произ-во строит, материалов. В 1933 начали давать нефть скважины у Ишимбая. Позднее были открыты и др. кр. месторождения нефти. Башкирия за короткий срок стала одним из осн. р-нов добычи нефти. Были построены предприятия нефтеперерабат., химич., машиностроит. пром-сти, налажена разработка месторождений газа, угля, республика стала производить металлорежущие станки, точные приборы, средства автоматизации, нефтеаппаратуру, моторы, электролампы. Выросли квалифицированные нац. кадры рабочего класса и интеллигенции.

Осн. направления с. х-ва — животноводство и земледелие. Гл. зерновые культуры — яровая пшеница, рожь; возделываются также гречиха, просо, овес, ячмень и др. Под зерновыми занято ок. 2/3 посевов. Выращиваются техн. (сахарная свекла, подсолнечник), кормовые (кукуруза, травы, корнеплоды) культуры, картофель, овощи. В животноводстве ведущую роль играет разведение кр. рог. скота, развиты овцеводство и свиноводство. В р-нах табунного содержания лошадей (Зауралье) и традиционного кумысолечения (басе. р. Дёмы) товарное значение сохраняет коневодство. Сохраняется пчеловодство, имеются специализированные комплексы по разведению птицы, главным образом кур-После присоединения к Русскому государству социальная структура Б. определялась переплетением развивающихся феодальных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На осн. родо-племенного деления (было ок. 40 племен и плем. групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кып-чак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из к-рых представляли собой осколки древних плем. и этнополитич. объединений степей Евразии) были образованы волости. Волости, крупные по размерам, обладали нек-рыми атрибутами полит, орг-ции; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родств. семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости стоял наследств, (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобожденное от податей), батыры, духовенство; отд. семьям жаловалось дворянство. В 1798—1865 существовала полувоенная кантонная система управления, Б. были превращены в военно-служилое сословие, среди них выделились кантонные начальники и офицерские чины.

У древних Б. существовала большесемейная община. Большая семья у Б., как и у других кочевнических народов, была более монолитной, чем у земледельческих, входящие в неё брачные пары обладали нек-рой хоз. автономией. В 16—19 вв. параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в осн. придерживались миноратного принципа. Среди богатых Б. бытовало многоженство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договоренности. В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свекра. Семейный быт Б. строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей, на беспрекословном подчинении им. В сов. время, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульм. обрядности.

Традиц. тип поселения — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йэй лэу), осенние (кезге йорт). Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В 18—19 вв. стала преобладать уличная планировка. каждая родственная группа образовывала отд. «концы» или улицы и кварталы. В 19 — нач. 20 вв. мелкие деревни насчитывали 3—4 десятка дворов, наиб, крупные — центры волостей и места ярмарок — до 200—300 и более. Встречались небольшие выселки в 10—20 дворов.

В сов. время претерпели изменения гл. обр. селения, ставшие адм. центрами р-нов, сел. советов, центр, усадьбами колхозов и совхозов. Они выросли в размерах, нек-рые превратились в поселки гор. типа, города. В них появились многочисл. обществ, здания, нас. стало смешанным. Сохранившиеся рядовые деревни мало изменились, но многие находятся на грани исчезновения.

Традиц. жилище Б. — войлочная юрта (тирмэ) со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями, дома со связью (изба — сени — изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Врем, жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строит, технику Б. большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

В послевоенные десятилетия появились дома из кирпича, шлакоблоков, бетона, значительно ббльших размеров, с большим числом комнат. В организации интерьера сохраняются традиц. черты — деление на гостевую и хозяйственно-будничную половины, устройство нар. Данью традиции являются летние кухни, где готовят и принимают пищу, отдыхают. Исчезли гумно, конюшня, большой скотный двор и амбары, сохраняются пасеки, появились гаражи.

Нар. одежда Б. представляет сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье (кулдек) с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения (селтер, Накал) из кораллов и монет. Головной убор женщин (каш-мау) — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий (такыя) — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Верхняя одежда — распашные кафтаны (елэн) и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — разл. рода серьги, браслеты, перстни, косники, застежки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Муж. одежда — рубахи и штаны с шир. шагом, легкие халаты (прямоспин-ные и расклешенные), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти.

В наши дни традиц. черты сохраняет лишь одежда пожилых людей; молодые, гл. обр. девушки и молодые женщины, надевают традиц. костюм в праздничные дни и на свадьбах. Широко используется традиционный костюм в худ. самодеятельности, театре и нар. спортивных состязаниях и играх.

Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиц. блюда — мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), разл. виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша (палма) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (вйрэ). Хлеб (лепешки) потребляли пресный, в 18—19 вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара); разбавленное кислое молоко — айран. Существуют разл. способы консервации мясных и молочных продуктов, ягод и фруктов (вяление, копчение, сушка и др.).

Осн. нар. праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй («грачиный праздник»), участники к-poгo (раньше — только женщины и подростки) угощали друг друга ритуальной кашей, чаем, водили хороводы, соревновались в беге, а остатки каши оставляли на пнях и камнях со словами: «Пусть поедят и грачи, путь год будет плодоносным, жизнь благополучной». Праздник бытует и в наст, время.

Накануне весенних полевых работ, а местами после них, проводили праздник плуга (сабантуй, пабантуй): забивали кобылицу или неск. баранов, корову, приглашали гостей из соседних деревень, до и после общей трапезы устраивали борьбу (кореш), конные скачки (бэйге), соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом (перетягивание каната, бой мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами и др.). Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В сер. лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для неск. деревень, а в более далекие времена — волости, племени. До 18 в. каждая из четырех областей («дорог») Башкирии проводила свой джиин, на к-ром решались разл. рода обществ, вопросы, устраивались пиршества, состязания. По наиб, важным вопросам созывались общебашкирские джиины. Во время джиинов совершались торговые сделки, брачные сговоры, устраивались ярмарки. Сабантуи и джиины ныне проводятся во всех деревнях, р-нах и городах и стали общими праздниками народов Башкирии. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай» (кэкук сэйе), в к-ром участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя (телэк) с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мура-дым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухы-лу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героич., бытовыми сказками, сказками о животных. Любимые герои — младший сын, падчерица, Таз («Плешивый»), Алдар, Ерэнсэ.

Развито песенное-музыкальное творчество: эпические (о батырах — народных заступниках, беглецах, каторжниках, о родном крае и т. д.), лирические и бытовые (обрядовые, сатирич., юмористич.) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Банк», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиц. муз. инструменты — курай (род свирели из стебля одноименного тростникового растения, медной или деревянной трубки), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный в виде продолговатой пластины и металлич. в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз. С кон. 19 в. получили распространение скрипка, гармонь, мандолина. Фольклорные традиции стали основой проф. искусства и литературы.

Б. сохраняли элементы традиц. верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисл. духов-хозяев (эйэ) особое место занимают домовой (йорт эйэЬе) и водяной дух (Ьыу эйэЬе). Верховное небесное божество Тэцре слилось впоследствии с мусульм. Аллахом. Лесной дух шурэле, домовой наделены чертами мусульм. шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонич. персонажи бисура, албасты. Переплетение традиц. и мусульм. верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

В наше время элементы традиц. верований сохраняются, особенно в связи с народной медициной, интерес к к-рой несколько оживился в последние годы. Нек-рые мифологич. легенды входят в сюжеты произведений профессионального искусства.

Ремонт ipad гарантия на ремонт.