РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

БЕЖТИНЦЫ


БЕЖТИНЦЫ, б е ж т и н ы (самоназв.), х ь в а н а л (аварск., «лошадники»), к а п у ч а (груз.). Численность в Рос. Федерации 8 тыс. чел. (оценка). Относятся к цемким народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая числ. — 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены аварский, груз., цезский, гунзибский, гинухский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

Этнич. терр., где Б. живут уже со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., — по лев. притокам р. Аварское Койсу, в отрогах, образованных пересечением Богосского хребта с Главным Кавказским хребтом, в с. Бежта, Хашар-хота. Тлядал и прилегающих хуторах (имеются самоназв. по назв. селений). На С.-З. граничат с цезами, гунзибцами и гинухцами, на Ю. — с цезами, на В. — с аварцами. В сов. период часть Б. переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Капучинцы («земля Кафучи») упоминаются в араб, географич. соч. 10 в. Входили в состав воен.-полит, союза Дидо, с 15 в. — в Анцухо-Капучинский союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцухский и Капучинский союзы сел. общин, в последнем были объединены Б. и гунзибцы (Унзо).

Селение Бежта.

Поддерживали тесные экон. и воен.-полит. связи и отношения с Грузией, с 16—17 вв. в Грузии живет часть Б. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном, терр. Дагестана отошла к России. С 1840-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—1859). С 1861 Б. в составе Гунибского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан).

Осн. традиц. занятия — отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили овец дидойской, аварской, андийской, тушинской пород, коз, кр. рогатый скот горской породы, лошадей дагестанской породы. Террас почти не возводили. Использовали безотвальный деревянный горский плуг с тяжелой деревянной подошвой и железным лемехом. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, полбу, овес, бобовые, чеснок, табак. Традиц. агротехнич. приемы: смена культур, иногда пар, ежегодное внесение навоза. В сов. период при сохранении традиц. хоз. ориентации увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на Кумыкской плоскости); распространено отходничество (Б.-мужчины на 1—2 года уезжают на заработки в Грузию, Азербайджан, на Сев. Кавказ, во внутр. р-ны России). Сформировалась национальная интеллигенция.

Хозяйственный комплекс в селении Бежта.

Преобладала малая семья, до 30— 40-х гг. 20 в. бытовали формы неразделенной семьи. Сохраняется определ. значение патриарх. кровнородств. семейных объединений — тухумов (матер, и моральная поддержка членов). Брак заключается преим. посредством сватовства, др. формы редки (увод, обручение малолетних, левират, сорорат и др.). Б. были организованы в общины — джамааты, высший орган общины — сел. сход, управленческие и судебные функции были в руках выборных старейшин. Сохраняются традиции семейной (свадьба, наречении имени), похоронно-поминальной обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседской взаимопомощи, гостеприимства, куначества.

Поселения двух типов — селение и хутор (до 40—50-х гг.). С. Хашар-хота и Тлядал имели ступенчато-кучевую планировку, с. Бежта — разбросанную. Подступы к селениям охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище — прямоугольное в плане 2—3-х этажное, многокамерное, каменное (хлев — жилье или хлев — сеновал — жилье). Крыши плоские, отдельно стоящие дома и хоз. постройки имели двускатные крыши, крытые дранкой. Каменная кладка стен и опорных столбов часто перемежалась деревянными брусками. Традиц. открытые лоджии в настоящее время вытеснены крытыми галереями.

На горном пастбище.

Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, кожаная, войлочная, обувь на деревянной подошве. До 2-й пол. 19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, штаны с длинными штанинами, матерчатый пояс-повязка, ченец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Носили серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, нашейные украшения и др. Волосы заплетали в две косы.

Традиц. пища — мучная и мясомолочная. Осн. продукты: мука, толокно, крупы, мясо, колбасы, курдюк, жир, молоко, масло, сыр. Традиц. блюда: хинкалы (с мясом, чесночной подливой, с сыром и др.), лепешки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлебки молочные и мясные, вареное мясо, сыр, пироги типа чуду (с мясом, зеленью, творогом и др.).

В религ. праздники (день окончания поста, день рождения Пророка, день поминовения покойных) накрывались праздничные столы, устраивались коллективные моления, совершались жертвенные раздачи пищи; с подарками и поздравлениями люди посещали друг друга. Календарные праздники и дни важнейших хоз. работ: дни первой борозды, встречи зимы, вывоза навоза, стрижки овец, сенокоса, первой прополки и др. отмечались праздничными обедами, молодежь устраивала шествия ряженых с веселыми поздравит, куплетами и т. д. Широкое распространение получили увеселит, собрания, род посиделок, нек-рые из них проводились по половозрастному принципу, были многодневными, с жестким внутренним регламентом. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи-причитания, колыбельные и др. передаются на авар, и бежтинском яз. Разработан нар. с.-х. календарь, развита нар. медицина.

Сохранялись традиц. обряды вызывания дождя, солнца, прекращения града, падежа скота и др., элементы поклонения небу, солнцу, луне, звездам, вершинам, водоемам, рощам и др. Верили в джиннов, в покровителей семьи Ц1ин, злых духов Кьав, Рохо, Къаро и др.