БОЛГАРЫ


БОЛГАРЫ, болгары (самоназв.). Численность в Рос. Федерации 32,8 тыс. чел. (1989). Живут также на Украине (233,8 тыс.), в Молдавии (88,4 тыс.), Казахстане (10,4 тыс.). Общая числ. св. 9,4 млн. чел., в т. ч. в Болгарии, где Б. составляют осн. нас., — св. 8,8 млн. чел. Говорят на болг. яз. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов — восточная и западная. Верующие — в осн. православные, есть небольшие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман. Осн. роль в этногенезе Б. сыграли слав, племена, переселившиеся на Балканы в 6—7 вв. Др. этнич. компоненты — фракийцы, обитавшие на В. Балканского п-ова с эпохи бронзы, и тюрко-язычные протоболгары (самоназв. — болгары), пришедшие в 670-е гг. из причерноморских степей. Фракийские черты в традиц. культуре Б. в большой мере прослеживаются к Ю. от Балканского хребта; в сев. и зап. областях Болгарии ярче пласт слав, культуры.

Истоки болг. государственности восходят к слав. плем. объединениям 7 в. Она получила дальнейшее развитие с образованием политич. союза славян Мисии и протоболгар, принесших централизованную орг-цию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болг. гос-ву (681). Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболг. знать, поэтому этноним «Б.» дал назв. гос-ву. В 8—9 вв. в состав первого Болг. царства вошли новые слав, племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболг. гос-ва, смена родоплем. отношений феодальными способствовали консолидации слав. племён и ассимиляции славянами протоболгар. Важную роль в этнич. интеграции сыграли принятие в 865 христианства и распространение в кон. 9 в. слав, письма. В кон. 9—10 вв. термин «Б.», означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. Процесс этногенеза Б. в осн. закончился. В 11—12 вв. Болгария находилась под властью Византии; её культура оказала значительное влияние на лит-ру, иск-во, архитектуру и гор. быт Б.

В период Второго Болг. царства (кон. 12—14 вв.) болг. средневековая культура достигла наивысшего расцвета. В кон. 14 в. османское завоевание привело к деформации социальной структуры болг. общества; феод, класс перестал существовать, значительно уменьшился торг.-ремесленный слой в городах. Носителем этнич. культуры до 18 в. выступало в осн. крестьянство. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала этнич. самосознание. Часть Б. подверглась турецкой ассимиляции, часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и обычаи. Во 2-й пол. 18—19 вв. развернулось движение за нац. возрождение болг. народа. К сер. 19 в. сформировался новоболгарский лит. язык. Борьба за освобождение от османской власти достигла апогея в Апр. восстании 1876, к-рое охватило значит, часть страны. Через два года Болгария была освобождена российскими войсками в войне с Турцией 1877—78 и стала независимым гос-вом.

Традиционные костюмы.

Традиц. занятия Б. — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (кр. рог. скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в 19 в. зародилась пром-сть. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в т. ч. за границу), среди к-рых особенно известны огородничество и строит, ремёсла.

Традиц. поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Распространяется уличная планировка. Традиц. жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен каркасная, заполнение — балки, плетень, сырцовый кирпич, камень, обмазка глиняная. В Подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная крыша — из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома — многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан.

Жен. традиц. одежда — поясная с двумя полотнищами (на С.), с одним полотнищем (локально на Ю.), сарафан (сукман) в ср. поясе страны и распашная (сая) на Ю. (сукман и сая — с фартуками). Рубаха на С. с поликами (треугольными вставками), в др. р-нах тунико-образная. Муж. одежда — белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на 3.) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на В.). Оба типа — с туникообразной рубахой и широким поясом. Этнич. традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки (при каждом приёме пищи), кофе, боза (напиток из просяной муки).

Традиционные жилища в Болгарии.

Много своеобразия сохраняет нар. праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю — посещение домов родных и друзей, к-рых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Зап. Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе — сурвакары (народное назв. Нового года — Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: нек-рые из них («невеста») имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благо-пожеланиями сурвакаров и общим хороводом. 1 марта Б. отмечают приход весны, прикалывая к груди мартени-цы — поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на Масленицу (Сырницу) — день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Вост. Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в др. селе. Непременным атрибутом торжеств, встреч в обществ, и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное — символ здоровья), пучок дикой герани (здравец). Специфичны для Б. два праздника: День слав, письменности и болг. культуры 24 мая, посвященный составителям слав, азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болг. культуры, и День борцов за свободу 2 июня.

Б. в России расселены дисперсно, гл. обр. в городах и посёлках гор. типа (82%) и отмечаются статистикой в большинстве областей и нац.-терр. образований европ. и азиат, частей от склонов Кавказа до Крайнего Севера. Наиболее кр. группы Б. — в Московской, Свердловской, Тюменской и Кемеровской обл. (соответственно 3266, 1549, 1059 и 979 чел.) и в Респ. Коми (969 чел.). Значительны вкрапления болгар в нас. Чечни и Ингушетии (712 чел.), Красноярского края (659 чел.), Пермской и Нижегородской областей (682 и 627 чел.). В Ханты-Мансийском авт. округе, в Якутии, Башкирии и в Приморском крае их числ. колеблется между 500 и 550 чел.; ок. 20 обл. и нац.-терр. образований имеют по 100—450 жит. болг. национальности.

Болгарки с караваем.

В России Б. поселились в 20 в. Подавляющее их большинство — выходцы из юж. и юго-зап. р-нов Украины и с юга Молдавии, где находятся ареалы их компактного расселения. Это потомки переселенцев из Болгарии, прибывшие на земли Рос. империи гл. обр. во 2-й пол. 18 — 1-й трети 19 вв., когда их родина находилась под властью османов. Подселения мелкими группами отмечались до сер. 19 в. В 1-й четверти 20 в. в Закарпатье обосновалась небольшая группа болгарских огородников.

К эмиграции болгар побуждали недостаток или низкое качество (в горах) земель, нац. дискриминация и репрессии, которым они подвергались со стороны осман, властей (в частности за помощь рус. войскам во время рус.-тур. войн). Рос. пр-во, заинтересованное в освоении малонаселённых степных пространств Причерноморья и южной Бессарабии, отвоёванных у Турции, привлекало на эти территории и иностранных переселенцев, даруя им статус подданных гос. казны. Колонистам предоставлялись кр. зем. наделы, освобождение на длительный срок от налогов и воин, повинности. На этих землях до сих пор проживает большая часть потомков первых Б.-переселенцев. Так, из 372,9 тыс. чел. болг. национальности (перепись 1989) 86,4% живёт на Украине и в Молдавии. Доля российских Б. в их общей совокупности — 8,8%.

Первые заметные выселения Б. с Украины и из Бессарабии в Россию 01 мсчаются в нач. 20 в. в связи с возникшей нехваткой земель в нек-рых районах. В широком движении крестьян на восток, к-рое всколыхнули реформы П. А. Столыпина, были и мелкие группы Б. Часть их прижилась в зауральских степях. После нац.-гос. размежевания, проведенного в СССР в 1920-е гг., нек-рые микрогруппы оказались в пределах Казахстана. Другие перемещения Б. в Россию совершаются в 1930-е гг. с довоенной терр. Украины.

Болгарки в традиционном костюме.

Переселения Б. в Россию происходили по разным причинам. Естественной причиной миграций было повышение уровня образования Б. в годы сов. власти и увеличение их социально-проф. мобильности. Сложности трудовой реализации лиц со ср. и спец. образованием для жителей сел. местности и близлежащих малых городов, к-рых среди Б. было большинство, вынуждали их к поиску работы вдали от родных очагов. В эти же годы экспроприация частной собственности и насильственная коллективизация с. х-ва разорили немало болг. семей, члены к-рых были вынуждены уходить в пром. р-ны. После Великой Отечественной войны в р-нах компактного проживания Б. проводился планомерный набор рабочей силы на шахты Донбасса и Кузбасса, на др. промышленные объекты. Часть завербованных осталась в новых местах навсегда.

Другие перемещения Б. на российские земли проводились насильственным путём: высылкой значительных групп зажиточных и средней руки крестьян, а также ремесленников, торговцев на север европ. части РСФСР, на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Репрессии 1937—38 затронули все социальные слои Б. на довоенной терр. Украины, особенно интеллигенцию, к-рая зародилась в благоприятной для развития нац. меньшинств обстановке первых десятилетий сов. власти. В результате изменения политики сов. руководства по отношению к нац. группам, чья осн. этнич. терр. находилась за рубежом, под сомнение была поставлена лояльность этих групп политич. режиму СССР. Б., в частности, перестали брать в армию. Были ликвидированы их терр. автономия (нац. р-ны и сельсоветы) и культурные институты (нац. школы, пресса, театр и др.). В 1944 поголовно были выселены на В. крымские Б. (ок. 12 тыс. чел.) вместе с другим коренным нас. полуострова. Участь «неблагонадёжности» постигла и Б. в Бессарабии. В середине июня 1941 была проведена срочная депортация Б. из числа зажиточных и средних собственников в Сибирь вместе с семьями. Засуха в Бессарабии 1946—47 вызвала новые выселения Б. в Россию, преимущественно молодёжи, к-рая устраивалась в осн. на лесоразработки, стройки (избегая заводов и фабрик, вероятно из-за большей строгости в оформлении документов). Впоследствии Б. России адаптировались к труду на промышленных предприятиях.

Среди рос. Б. небольшая группа бывших жит. совр. Болгарии (из числа приехавших в СССР в послевоенные годы на работу или учёбу) живёт в основном в кр. городах страны и рабочих посёлках Респ. Коми и Тюменской обл., где Б. трудятся на лесных концессиях, в нефтяной и хим. пром-сти.

В дальнейшем эти группы между собой почти не контактировали, но были тесно связаны с окружающим, как правило, многонац. нас. В процессе адаптации к местной природной и социальной среде и культурных взаимовлияний к концу 19 в. у нас. болг. колоний сформировался новый этнографич. облик, не имевший аналогий в Болгарии. Главными среди отд. ареальных групп являются бессарабская, или буджакская, и приазовская; своеобразны и более мелкие — одесская, ольшанская (в Кировоградской обл.) и закарпатская. В России представители этих групп расселялись в разное время. В сложных условиях (вплоть до принуд. поселения) тра-диц. культура Б. воспроизводилась слабо и свернулась до отд. элементов. Утрачены нар. одежда, бытовая утварь, особенности устройства жилища и традиция украшать его кустарными тканями и изделиями с нац. орнаментом; забылись многие обычаи и обряды. В некоторой степени сохраняется нар. кухня — обычно для праздничного стола и если в доме есть пожилая женщина, а также в семьях, периодически посещающих места, откуда выселились сравнительно недавно. Для болг. кухни характерны обилие овощей и фруктов, тушёные блюда (яхния, егния), острые приправы и соусы, слоёные пироги с брынзой, тыквой, ранней зеленью и др.

Дисперсное расселение с отрывом от среды, в к-рой воспроизводится традиц. этнич. культура, обусловило широкое вовлечение рос. Б. в процесс ассимиляции, в основном с рус. народом. Если отцы и деды нынешнего поколения рос. Б. начали приобщаться к лит. языку и проф. гуманитарной культуре своего народа в школах и по книгам, выходившим в период культурной автономии в р-нах к В. от Днестра, то после 1938 с этим было покончено. Возрождение болг. культуры, начавшееся на Украине и в Молдавии со 2-й пол. 1980-х гг., не затронуло рос. диаспоры Б. Лишь в последнее время у них стало проявляться стремление к познанию и усвоению своей нац. культуры. Начали создаваться культурно-просветительные общества болгар (в Москве, в Тюмени и др.).

Нац. язык в диаспоре сохраняется лучше, чем бытовая культура и фольклор. По данным переписи 1989, уровень сохранности нац. языка в качестве родного у Б. России в целом значительно ниже, чем на Украине и в Молдавии,— соответственно 44,9; 69,5; 78,7%. Но с учетом того, что 82% рос. Б. — гор. жители, более показательны данные по гор. населению: в России — 45,7, на Украине — 44,0, в Молдавии — 60,1%. В Одесской обл., где болг. нас. самое многочисленное (165,8 тыс. чел.), болг. язык в качестве родного признали 57,4%. В Тюменской обл. обращает на себя внимание высокий процент (75,7%) носителей родного языка и сравнительно небольшая доля Б., назвавших в качестве родного рус. язык, что указывает на присутствие здесь значительной группы недавних граждан Болгарии. В Респ. Коми доля Б., владеющих родным языком, лишь немногим выше, чем по всей России, а в Кемеровской обл. она составила 1/3. Вторым после русского, хотя и в значительно меньшей доле, у Б. России выступает украинский язык.