РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

БОТЛИХЦЫ


БОТЛИХЦЫ, б у и х а д и (самоназв.). Б. — коренное население Дагестана, в Рос. Федерации. Живут на 3. Дагестана в Ю. части Ботлихского р-на. Занимают селения Ботлих и Миарсо, расположенные в долине р. Андийское Койсу, и два хутора — Ашино и Анхо. Числ. ок. 6 тыс. чел., в 1897 — 1,23 тыс., в 1926 — 3,35 тыс., в 1938 — ок. 4 тыс. чел.; в переписи 1939 и всех последующих Б. включались в состав аварцев. Говорят на ботлихском яз. Распространён авар, яз. Письменность на основе рус. графики. В прошлом пользовались аджамской письменностью авар. яз. Верующие — мусульмане-сунниты.

Ботлихки из аула Рахата за традиционным художественным промыслом.

Предположительно, с 1-го тыс. н. э. Б. входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось в 14—15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. В период араб, завоеваний в 7—8 вв. жители Зап. Дагестана, в т. ч. Б., оставались вне араб, влияния. В источниках упоминается, что жители этого региона ещё в кон. 14 в. исповедовали христианство и сохраняли традиц. верования. Исламизированы Б. в 16 в. До 15—16 вв. Б. принимали участие в политических событиях, происходивших в Дагестане и в Закавказье. К 14—15 вв. относят образование в Зап. Дагестане союзов сельских общин, в т. ч. союза под назв. Технуцал на терр. нынешнего Ботлихского р-на. С 16 в. Б. попадают под влияние Авар, ханства. В 20—50-х гг. 19 в. Б. активно участвовали в нац.-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни.

Традиц. занятия Б. — садоводство (абрикосы, курага, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овес, просо; из технических культур — конопля, лён) и жив-во — мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в небольшом числе лошади, ослы. Жив-во играло вспомо-гат. роль из-за отсутствия пастбищ и малоземелья. Сады имели искусственное орошение. В земледелии использовались деревянный плуг с железным лемехом, молотильные доски, серпы, деревянные грабли, мотыга. Из дом. промыслов в небольшом объёме были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи. Из кустарно-ремесленных промыслов — шитьё папах и обуви. Медную кованую и луженую утварь (кувшины, тазы, блюда и т. п. с выгравированным орнаментом) Б. получали из авар. сел. Ичичали. Для строит, работ приглашали каменщиков из авар. сел. Ансалта. Пахота, сев, полив, ремонт с.-х. орудий и оросит, систем производились мужчинами. Уход за зерновыми, огородами, кр. рог. скотом, жатва, переработка молочных продуктов, обработка шерсти и др. работы выполнялись женщинами. В сел. Ботлих находился центр, базар, куда стекались жит. горного Дагестана и Чечни для торг, сделок. Б. вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Сев. Кавказом. Предметами торговли у Б. были в основном фрукты.

Старая часть селения Ботлих.

Традиц. поселения Б. можно отнести к типу горных поселений, хотя в связи с характером местности они не сильно скучены. Селения компактные, тесно застроенные с кривыми улицами, которые прерываются многочисленными поворотами и глухими боковыми проулками. Встречаются улицы, проходящие под домами. Центром селения служила небольшая площадь у мечети (гл. годекан), где происходили все сел. сборы. Селения разделены на кварталы по терр. принципу (верхний аул, нижний аул). Верхняя и нижняя части делятся на более мелкие. Жители делились на 7—8 тухумов (родств. группы). Из обществ, построек следует отметить мечети, а также хлебную печь (кор), к-рая устанавливалась под навесом около какого-нибудь дома, и спец. печи (цIуй) для поджаривания кукурузы, льна, абрикосовых косточек; базарную площадь и годекан. На окраине села и внутри аула на самых высоких местах ставились сторожевые башни «шеба» (в количестве 6—8). Жилища — четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр. типы — двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные жилища с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках, иногда выходящую на улицу. Дома обращены обязательно к югу или востоку. Комнаты имеют небольшие окна, земляной пол, деревянную тахту с постельными принадлежностями, ниши и полки для утвари, пристенный очаг с выпуклым дымоходом, в нек-рых домах центр, столб с резной подбалкой и деревянный амбар (гьинкГуш) с дверью.

Селение Ботлих.

Предметы утвари и посуда: большой деревянный ларь для муки и зерна, ларь меньших размеров для хранения одежды, диван, низенькая треугольная табуретка, корыто для замеса теста, медные котлы, балхарские и ичичалинские сосуды. Состоятельные Б. украшали жилище (центральные столбы, балки перекрытия, оконные и дверные рамы, деревянные лари) резьбой. В кладке стен нек-рых старых домов встречаются большие плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением животных, крестами (в целом изображался солярный мотив).

Могила шейха. Селение Ботлих.

Нац. одежда Б. сходна с одеждой др. народов аварской группы (за исключением ботлихского женского головного убора — «рогатая чухта»). В комплект муж. костюма входили нательная рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы разнообразной формы, бурка, папаха (разновидности: мохнатая островерхая овчинная папаха конусообразной формы, высокая в форме усечённого конуса с плоским донышком, позднее — низкие папахи цилиндрич. формы с суконным верхом; меховые папахи с матерчатым верхом на подкладке; ночные шапки-колпаки и т. д.). В поле в жару мужчины носили войлочные шляпы. Обувь — чарыки из сыромятной кожи в виде полуботинок с голенищами и без них, войлочные тёплые сапоги, деревянные башмаки, лёгкая летняя кожаная обувь с голенищами и без них. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор (к1аштIа), платки с кистями и без них. Обувь имела такую же форму, как и мужская. К кон. 19 в. стала проникать фабричная обувь. Материалом для изготовления одежды служили ткани местного изготовления и привозные. Предпочтительными в одежде молодых девушек были яркие цвета (красный, зелёный, оранжевый), у пожилых — темные.

Традиц. пища — блюда из продуктов земледелия и животноводства. Ее значительно разнообразили садовые и орехоплодные культуры, нек-рые овощные культуры, картофель. Широко использовались дикорастущие травы, к-рые применялись в качестве начинки для блюд из теста и в качестве приправ. Популярное блюдо—хинкал готовят с мясом и без него, заправляют жареным курдюком и чесноком, растёртым сыром и творогом, кислым молоком. Готовят пироги с творожной начинкой, пельмени, блины. Из молочных продуктов распространены кислое молоко, сыворотка, масло, сыр, творог. Хлеб чаще пресный из теста, замешанного на сыворотке. Основной напиток — кислое молоко (айран), виноградное вино.

Согласно преданиям, в сел. Ботлих существовали 7—8 тухумов. Осн. хоз. и социальной ячейкой внутри общины была малая семья. Семьи были малочисленны (средняя числ. — 4 чел.). Для обозначения родственной группы Б. имели несколько терминов (тухум, гъай, кIибил, зуригат, тайпа, шай, гIагарлъи). Тухум и гъай считались самыми большими родственными коллективами, к-рые включали близких и дальних родственников.

Старинный дом. Селение Ботлих.

Обрядовые традиции наиболее стойко сохраняются в семейной сфере. Поощрялись внутритухумные и внутриаульные браки. Непременными участниками свадьбы были ряженые. Самыми значительными из общ. праздников и обрядов были праздник первой борозды («унса эти», «запрячь быка»), обряд «лъени этий» (подъема воды), весенний праздник цветения («ч1агъва»), обряды вызывания дождя и солнца.

Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен. Плачи, часть пословиц, поговорок, прозаические жанры фольклора, связанные с историей Б., сказки — на ботлихском яз., др. часть — на авар. яз. (лирика, в особенности необрядовая, часть пословиц и поговорок). И, наконец, третий тип — фольклорный материал, к-рый бытует на ботлихском и авар, языках, исходя из конкретной ситуации, места, аудитории (плачи, сюжетная проза). Появился и своеобразный жанр обрядовой поэзии, в к-ром половина строк в песне или плаче исполняется по-ботлихски, половина — по-аварски. Имеются специфич. особенности и в религ. воззрениях. И сегодня бытуют различные магические средства борьбы со злыми духами (джинны, шайтаны, домовой, водяной и т. п.). Сел. Ботлих являлось одним из культурных центров в Зап. Дагестане. Здесь функционировали школа при мечети и медресе. В 1882 была открыта первая светская школа, в 1891 — первое училище в Нагорном Дагестане.