РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ


ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (самоназв.), этнолингвистич. группа евреев. Числ. в Российской Федерации 11,3 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии 3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии 2,6 тыс. чел. Живут также в Азербайджане — 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв. СССР — 18,5 тыс. чел. Язык — татский (говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский). Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, удинский, арм. языки. Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие — иудаисты.

Судя по языковым и косвенным историч. данным, община Г. е. формировалась в 7—13 вв. в ходе иммиграции евреев из сев. Ирана, а также, возможно, из близлежащих р-нов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на яз. окружающего нас. — татский, и (с 11 в.) далее на С. — в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского нас. Уже в сер. 13 в. флам. путешественник В. Рубрук отмечал наличие большого числа евреев на Вост. Кавказе. Г. е. поддерживали контакты с евр. общинами басе. Средиземного м. Араб, историк Ибн Тагриберди (15 в.) писал о евр. купцах «из Черкесии», посещавших Каир. Видимо, вследствие таких связей у Г. е. распространился сефардский литургич. уклад. Голл. путешественник Н. Витсен, посетивший Дагестан в 1690, нашел там много Г. е., особ, в Буйнаке (ок. совр. г. Буйнакск) и в Кара-Кайтаге, где, по его словам, их проживало 15 тыс. Существовала сплошная полоса евр. поселений на С. совр. Азербайджана и Ю. Дагестана, между гг. Дербент и Куба. Одна из долин близ Дербента с центром в сел. Аба-Сава была, по-видимому, заселена гл. обр. Г. е.; окружающее нас. наз. ее Джугьут-Катта («евр. долина»).

В 1742 правитель Ирана Надиршах разрушил и разграбил мн. поселения Г. е.; спасшиеся от разгрома поселились в Кубе. В 1797 (или 1799) сел. Аба-Сава было уничтожено Казикумухским ханом, уцелевшие жители укрылись в Дербентском ханстве. В первой трети 19 в. по Гюли-станскому 1813 и Туркманчайскому 1828 мирным договорам с Ираном терр. Дагестана и сев. Азербайджана отошли к России. В ходе освободит, борьбы кавк. горцев под рук. Шамиля (1839—54) жители ряда еврейских аулов были обращены в ислам и впоследствии слились с местным нас. В 20—30-х гг. 19 в. отмечены первые контакты Г. е. с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся с 1860-х гг. В 80-е гг. первым Г. е., получившим высшее светское образование в Москве, стал И. Анисимов — автор этнографич. исследований о Г. е. В нач. 20 в. в Баку, Дербенте и Кубе были открыты школы для Г. е. с преподаванием на рус. яз.; наряду с религ. в них изучались и светские предметы. В 1908—09 были опубликованы первые евр. книги на тат. яз. С сер. 19 в. устанавливаются связи Г. е. с Палестиной. В 1898 представители Г. е. участвовали в работе 2-го Сионистского конгресса в Базеле. Перед 1-й мир. войной числ. Г. е. в Палестине достигла неск. сотен чел. Во время гражд. войны часть селений Г. е. была разрушена, их жители переселились в города, гл. обр. в Дербент, Махачкалу и Буйнакск. В 1920 была провозглашена Азерб. ССР (с 1990 Азерб. Респ.), в 1921 образована Дагест. АССР в составе РСФСР (с 1991 Респ. Дагестан).

В нач. 20-х гг. ок. 300 семей Г. е. выехали в Палестину. Во 2-й пол. 20-х — нач. 30-х гг. был организован ряд колхозов Г. е. в Дагестане, Азербайджане, а также в Краснодарском крае и в Крыму. В 1928—30 письменность Г. е. была переведена с евр. алфавита на лат. графич. основу, в 1938 — на русскую. В 1920—30-х гг. активно развивалась проф. литература Г. е., издавалась газета, были созданы много-числ. любит, театр, коллективы, в 1935 осн. проф. театр в Дербенте, в 1934 — ансамбль танцев Г. е. под рук. Т. Израи-лова. Во время Вел. Отеч. войны 1941— 45 значит, число Г. е. (особенно в Кисловодске, Пятигорске, Краснодарском крае, Крыму) было уничтожено фашистами. Героями Сов. Союза стали Г. е. Ш. Абрамов и И. Иллазаров. В 1948—53 были прекращены преподавание, выпуск газеты и лит. деятельность на родном яз. Г. е. Публикации в незначит. объеме возобновились лишь после 1953. Эти факторы ускорили процесс перехода все большего числа Г. е. на рус. яз. (в 1989 89,7% Г. е. заявили о свободном владении рус. языком или считали его родным). При переписях нас. 1970, 1979 и 1989 значит, число Г. е. причислило себя к татам. Развивается процесс эмиграции Г. е. в Израиль.

Традиц. занятия Г. е. — земледелие и ремесло. По офиц. данным, в 1835 из 7649 Г. е. сел. жителями были 4459 (58,3%), а горожанами — 3190 (41,7%). Горожане в значит, части также занимались с. х-вом, гл. обр. садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней к-рой получали красную краску. Круп, вино-дельч. компании были осн. в кон. 19 в. Ханукаевыми и Дадашевыми (они же — владельцы круп, рыболовецкой компании). К нач. 20 в. с развитием произ-ва анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждений разорились и превратились в чернорабочих (гл. обр. в Баку и Дербенте), торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в осн. в Дербенте). В нек-рых селениях Азербайджана Г. е. занимались табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана — пашенным земледелием. В ряде сел. до нач. 20 в. гл. занятием было кожевенное ремесло. С 60—70-х гг. 19 в. Г. е. начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (совр. Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (совр. Махачкала). К кон. 19 — нач. 20 вв. значительно выросло число занятых мелкой торговлей; зажиточных торговцев (гл. обр. тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, с кон. 19 в. также в Баку и Буйнакске).

Г. е. платили местным мусульм. правителям (в нек-рых горных р-нах Дагестана — до кон. 60-х гг. 19 в.) особую подать, называемую ими харадж, поставляли продукты своего х-ва, несли многочисл. др. натур, повинности. Осн. социальной ячейкой Г. е. вплоть до кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 чел. и более. Как правило, большая семья занимала один, двор, в к-ром у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до сов. периода практиковалась полигамия, в осн. двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отд. дом или, реже, отд. помещение в общем доме. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех её членов, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жён) вела хоз-во и наблюдала за жен. работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой и т, п. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенч. возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. В случае неисполнения кровной мести убийце-еврею в течение трёх дней семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы Г. е. располагались рядом с аулами соседних народов, в нек-рых местах они жили совместно. Поселение Г. е. состояло, как правило, из трёх—пяти больших семей; сел. общиной руководил глава наиб, уважаемой или наиболее многочисл. семьи. В городах Г. е. жили в особом предместье (Куба) или в отд. квартале (Дербент). В кон. 19 в. начался процесс распада большой семьи.

Существовали две ступени раввинской иерархии: рабби (кантор и проповедник в синагоге, учитель в нач. школе-хедере и резник-шохет) и даян. Даян избирался руководителями общины и являлся гл. раввином города, председательствовал в религ. суде, руководил иешивой — высшим религ. училищем. Видимо, уже с сер. 19 в. даян Темир-Хан-Шуры был признан царскими властями гл. раввином Г. е. в Сев. Дагестане и на Сев. Кавказе, а даян Дербента — гл. раввином Г. е. в Юж. Дагестане и Азербайджане; они же выполняли обязанности т. н. казённых раввинов, представлявших общину перед офиц. учреждениями. По матер, культуре Г. е. близки окружающим народам. Традиц. жилища каменные, в городах — дома с восточным убранством, в аулах — дома из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для uостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.

Oт соседних народов Г. е. заимствовали мн. языческие обряды и поверья. Мир счи iалея населённым множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Наиб, значит. — Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались особые празднества. Идор — властитель растит, царства, ему посвящён праздник Шев-Идор. Земирей — ниспосылатель дождя. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили её в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Pax-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты последние выкупные деньги.

В значит, мере сохраняется соблюдение иудаистич. обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рошха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). В фольклоре Г. е. выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся проф. сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтами-певцами (ма'ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.