РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ГРУЗИНЫ


ГРУЗИНЫ, картвели (самоназв.). Численность в Российской Федерации 130,7 тыс. чел. — осн. население Грузии (3787,4 тыс. чел., в т. ч. в Абхазии — 239,9 тыс., Аджарии — 324,8 тыс., Юж. Осетии — 28,5 тыс.). Живут также в Азербайджане (14,2 тыс. чел.), на Украине (23,5 тыс. чел.), в Казахстане (9,5 тыс. чел.), на С. Турции и в Иране (ферейданцы) — ок. 120 тыс. Язык — грузинский, имеет многочисленные диалекты; свои языки имеют субэтнические группы Г.: мегрелы, сваны (Зап. Грузия), лазы (в осн. Турция). Сохраняются локально-этнографич. группы Г. — картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилойцы (в Азербайджане). Письменность на осн. груз, алфавита. Верующие — христиане (православные), часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) — мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Г.-католиков.

В древневост. и античных источниках известны древнегруз. племена мушков, тубалов, халибов, колхов и др. Этнич. ядро Г. складывалось из трёх круп, близкородств. плем. объединений: картов, мегрелочанов, сванов, занимавших в древности обширную терр. между Большим Кавказом на С., Малым Кавказом — на Ю.-В., в басе. р. Чорохи на Ю.-3. В 4—6 вв. Г. приняли христианство. В 5 в. появились первые письм. лит. памятники на груз. яз. Образование на рубеже 10—11 вв. централизованного гос-ва, достигшего апогея своего развития в 12 — нач. 13 вв., в осн. завершило процесс формирования груз, этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению шир. политич., хозяйств, и культурных связей с Зап. Европой, Русью, Востоком. После монгольского завоевания (13 в.), нашествия Тимура (2-я пол. 14 в.) с кон. 15 в. начался период децентрализации, усилившейся в 16—17 вв. в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на Ю.-З. Грузии — Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети — были захвачены Турцией.

Традиционные костюмы.

Начался процесс насильств. отуречивания и исламизации груз, населения. В состоянии политич. и социально-экономич. застоя Грузия оставалась почти до кон. 18 в. В 1783 Россия и Вост. Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили «Дружественный договор» (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. Однако в 1801 манифестом Александра I Груз, царство было ликвидировано и 14ост. Грузия включена в состав Российской империи. В 1811 к России присоединена Зап. Грузия. До кон. 70-х гг. 19 в. в результате русско-тур. войн с Грузией были воссоединены её нек-рые историч. обл. — часть Месхет-Джавахети и Аджария. В 1918 была создана Грузинская Демократич. Респ., просуществовавшая до февр. 1921, когда части Красной Армии установили здесь сов. власть. Была образована Груз, ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости (Респ. Грузия).

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, к-рое на равнине было гл. отраслью х-ва. Традиц. занятия Г. составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество. Значит, развития достигли домашняя пром-сть и ремёсла, ткачество (из шерсти, хлопка, шелка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художеств, набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов).

Традиц. поселения в равнинно-предгорной зоне Вост. Грузии — в осн. скученные, реже — разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам, в горах — небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Зап. Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. В горах все жилые и хоз. помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Вост. Грузии часть хоз. помещений, напр, марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть — отдельно и даже вне села. В Зап. Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хоз. строения. В горах характерны каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонит, башнями, каменные жилища в 2—4 этажа; одноэтажные камен. дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Вост. Грузии были распространены дарбази — каменное жилище со ступенчато-венцеобразньш перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился очаг, по обе стороны к-рого — два дерев, орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также камен. полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли). В Зап. Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома с двух- и четырехскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй пол. 19 в. начали появляться дома двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в неск. комнат, с каминами вместо открытых очагов. Важнейшей частью традиц. грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись нек-рые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), спец. печи для выпечки хлеба — тонэ, пурнэ, гумели.

Участница фольклорного ансамбля.

Муж. костюм включал рубаху, штаны, верхнюю одежду — чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шёлковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки, вязаные или кожаные ноговицы, каламани — самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги; социальная верхушка — кожаные сапожки на каблуке. Жен. костюм состоял из рубахи, длинных штанов, длинного платья (картули каба — «грузинское платье») с нагрудной вставкЬй, платье подпоясывали длинным матерчатым поясом, концы к-рого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби — распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали, картонного ободка, обшитого бархатом, тонкого валика, обшитого шёлком, и головной повязки, обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок. На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек — илости), сафьяновые полусапожки, каламани. В Зап. Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения отличались костюмы хевсур.

Основу традиц. питания Г. составляли молочные и растит, продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в т. ч. дикорастущая. Хлеб — пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) — выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Вост. Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Зап. Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании здесь занимало гоми — блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значит, мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в осн. праздничными. Осн. алкогольным напитком было виноградное вино, в горах — водка (арака), в горах Вост. Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни.

Осн. формой семьи была малая. Большие семьи постепенно, особенно во второй пол. 19 в., исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Г. придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7—8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусств, родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в нек-рых горных р-нах — выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство, смотрины невесты, обручение и собств. свадьбу. Свадьба продолжалась неск. дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Зап. Грузии) были похороны, требовавшие еще больших материальных затрат на устройство в течение года неск. богатых поминальных трапез. Стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества, побратимства и посестримства. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной — Пасху. В феврале — марте праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью Мцхетоба, Алавердоба, по окончании сбора винограда — ртвели.

Фольклор: историч. предания, баллады, сказки, пословицы, песни — трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.). В пределах России Г. живут в Москве, Санкт-Петербурге, Сев. Осетии (12,3 тыс. чел.), в Краснодарском крае (12,8 тыс. чел.), Ставропольском крае (6,0 тыс. чел.), Чечне (1,0 тыс. чел.), Дагестане (0,9 тыс. чел.). Русско-груз. связи и груз, миграции на Русь прослеживаются с раннего средневековья. В древнерус. городах жили груз, строители, художники, купцы. В сев. и центр. Руси найдены монеты царя Тао-Кларджети (юго-зап. Грузия) Давида III (10 в.), а также араб, дирхемы, чеканившиеся в 9—10 вв. на Тбилисском монетном дворе. Груз, мастера участвовали в росписи Киево-Печерского монастыря, храма Спаса-Нередицы в Новгороде (12 в.), в строит-ве Дмитриевского собора во Владимире (12 в.). Киевский вел. кн. Изяслав Мстиславич в 1154 женился на дочери груз, князя Деметре I.

В 1185 мужем груз, царицы Тамар стал кн. Юрий (Георгий), сын владимиро-суздальского кн. Андрея Боголюбского. После монгольского завоевания русско-груз. связи начали восстанавливаться лишь в кон. 15 в. в обстановке феод, раздробленности, усиливающегося наступления на Кавказ Османской империи и Ирана, постоянных походов на Грузию дагестанских владетелей. В условиях нарастания агрессии Ирана и Турции против Грузии царь Александр направил в Москву в 1491 посольство, к-рое принесло присягу Ивану III. В 16 в. между Россией и Грузией были установлены постоянные посольские связи: в 1586—1605 известны 7 посольств из Грузии и 7 ответных из Москвы. После событий 1-й четв. 17 в. (Смутное время, походы иранского шаха Аббаса I) они были восстановлены в 1630-х гг. (гл. обр. с Кахети, а также с Имерети, Мегрелией, Картли, посольства в Москву посылали горные общества Вост. Грузии — Тушети, Пшави, Хевсурети).

Основание груз, колонии в Москве связано с кахетинским царем Теймуразом I, искавшим (посольства 1615, 1618, 1624, 1635, 1649) военной и политич. помощи России в борьбе с Ираном и Дагестаном. В 1658 Теймураз I прибыл в Москву и прожил здесь неск. месяцев. В 1653—1660, 1666—1674 в Москве жил внук Теймураза I царевич Ираклий (Николай Давидович) с матерью и свитой из 92, с 1666 — из 120 чел. (князья Хохона и Элизбар Давиташвили и др.), составившие ядро груз, колонии. Они занимали видное положение при дворе царя Алексея Михайловича, роднились с боярскими родами. Царевич участвовал в войне с Польшей, встречался с патриархом Никоном. Он получал от рус. пр-ва большое содержание, выучил разговорный рус. язык, носил русское платье, жил со свитой и духовными лицами (наиб, известный — митрополит Епифаний) на Ильинке, был связан с Николаевским (Никольским) греч. монастырем.

Второй этап в истории груз, колонии в Москве связан с царем Имерети и Кахети Арчилом II и его сыновьями. В 1682 Арчил, потерпев поражение в борьбе с Турцией, выехал в Россию. В сопровождении свиты из 162 чел. он добрался до Астрахани, откуда вел переписку с Москвой о своем приезде. В Москве были приняты его сыновья Александр и Мамука со свитой из 69 чел. (устроены на Покровке «на Давидовский двор Николаев»), а в 1685 и сам царь Арчил с семьёй и большой свитой. С 1690 царевичи, а с 1699 по приглашению Петра I Арчил II окончательно поселились в Москве, продолжая поддерживать тесные связи с Грузией. Гл. делом Арчила II в Москве стала организация здесь груз, книгопечатания, к-рое началось по предписанию Петра I в 1703. Он занимался литер, переводами, составил история, записку о Грузии, карту Грузии, создал сборник поэтич. произведений «Арчилиани». При Арчиле религ. центром Г. в Москве стал Донской монастырь. Царевич Александр стал одним из приближённых Петра I, возглавлял Пушкарский приказ, первым получил звание фельд-цехмейстера. Александр занимался литературными переводами с русского на груз, яз., сопровождал Петра I в его путешествии в Европу, он участник Северной войны 1700—21.

Вначале Г., приехавшие с Арчилом II, селились в р-не Никольской ул., но осн. местами их поселения стали подмосковные сёла Всехсвятское и Пахра, полученные царевичем Александром после смерти его первой жены — урожд. кн. Ф. И. Милославской. Арчил и Александр имели и др. дома в Москве, в частности в Охотном ряду. Захоронения Г. совершались на кладбищах Донского монастыря, Николаевского греч. монастыря, Арчиловской Сретенской церкви, церкви с. Всехсвятское. Груз, колония при царе Арчиле численно возросла. С ним приехали представители родов Амбрасадзе (Амбразанцевы), Херхеулидзе, Дадиани, Квариани и др. Груз, переселенцы довольно быстро адаптировались к новой этнокультурной среде и включились в политич. и культурную жизнь Москвы и России. Нек-рые из них настолько овладели рус. языком, что служили переводчиками в Посольском приказе (Семен Бастанов, Семен Дмитриев сын Грузинец и др.). Помимо родного языка Г. сохраняли немало традиций груз. быта. Поселяясь в городах в традиц. рус. дерев, хоромах, Г., напр., не пользовались высоким столом — обязат. принадлежностью московских домов. Во многом благодаря дарам царя традиц. груз, одежда вскоре заменилась рус. костюмом.

Третья, наиб. круп, по численности волна груз, эмиграции связана с переселением в Россию (1724) после воен. поражения картлийского царя Вахтанга VI — учёного, поэта, переводчика, основателя книгопечатания в Грузии. В Россию с ним переселились 1185 чел., представители знатных фамилий Грузии, преим. Восточной, в т. ч. историк и географ Вахушти Багратиони, писатель и лексикограф Сулхан Саба Орбелиани, поэты Мамука Бараташвили, Давид Гурамишвили. По приезде в Москву (1725) царю Вахтангу с семьёй в Белом городе (на Мясницкой ул.) было предоставлено «Рязанского архиерея подворье», в Китай-городе в камен. хоромах устроена его свита. В Белом городе была определена церковь, в к-рой службу вели груз, священники. В 1731 Вахтангу VI на Арбате был пожалован дом опального кн. В. Долгорукова, а в 1729 подмосковное с. Воскресен-ское на р. Пресне — быв. летняя резиденция царя Федора Алексеевича. Здесь на деньги, пожалованные Г. еще Петром I, переселенцы построили Грузинскую слободу (Грузины). К 1730-м гг. в Москве было уже 8 церквей, в к-рых службу вели груз, священники. Со временем числ. Г. в Грузинской слободе сократилась — часть переехала в др. р-ны Москвы, часть — в др. города Российской империи, в т. ч. в Петербург, Новгород и Новгородскую губ., на Украину. В 1779 в Грузинах было 73 двора грузин, 24 — армян и русских, в 1793 из 100 дворов — 53 груз. Царская семья и груз, дворянство во Всехсвят-ском, где жила царевна Дареджан (Дарья Арчиловна), и в Грузинах вели светский образ жизни: приёмы, балы, традиц. застолье с музыкой и поэтич. состязаниями.

В Москве Вахушти завершил свой труд по истории и географии Грузии, в 1729—1738 творил Давид Гурамишвили, как поэт начинал Мамука Бараташвили. В 1740 царевичи Бакар и Георгий (сыновья Вахтанга VI) при участии Христофора Гурамишвили (брата Давида) во Всехсвятском восстановили груз, книгопечатание, типография работала до 1774. После кончины Вахтанга VI в Астрахани (1737) Всехсвятское было пожаловано его сыновьям. Др. местом поселения Г. в Москве стало Новинское. Вдова брата Вахтанга VI царевича Симона Анна (Анна Потаповна) восстановила сгоревший в 1737 Новинский монастырь, к-рый стал наз. Грузинский Новинский девичий монастырь. Духовные лица из Г. жили также при Знаменском монастыре, Чудовом монастыре, при нижегородских монастырях. Г. имели дома в переулках Тверской Ямской слободы. Нек-рые Г. уезжали служить в Тулу, Ниж. Новгород, Черниговское наместничество. В 1740-е гг. нек-рые представители рода Багратиони жили в Казани. На Украине груз, поселенцам были отведены в потомств. владение земли. В 1738 из Г. была образована гусарская рота (впоследствии полк), служившим там отвели земли на Полтавщине. Миргород Д. Гурамишвили (рядовой этого полка) называл своей второй родиной.

Четвертая волна груз, эмиграции в Россию связана с присоединением Грузии к России в 1801. В Россию были высланы члены царского дома, представители княжеских и дворянских фамилий, члены их семей, слуги. Часть их поселилась в Санкт-Петербурге, часть — в Москве. Со временем этнокультурный облик переселенцев менялся, они изменяли свои фамилии (Дадиани — Дадиановы, Бараташвили — Баратовы, Шаликашвили — Шаликовы). Фамилии и титулы потомков династии Багратиони были установлены пр-вом: с 1865 потомки Ираклия II и Георгия XII стали именоваться светлейшими князьями Грузинскими, имеретинские и мегрельские князья получили титул светлейшего князя. Часто заключались браки с представителями рус. аристократии. Представители груз, эмиграции составили целую галерею политич. и обществ, деятелей, деятелей культуры России. С открытием в Петербурге университета (1819) туда устремилась груз, молодежь. Наиб, известны писатели, просветители, авторы разнообразных переводов на груз, яз., ученые-грузиноведы братья Багратиони, сыновья последнего груз, царя Георгия XII: Иоанн, Давид, Баграт, Теймураз. В Петербургском университете историю груз, литературы и груз, язык преподавал Н. Д. Чубинашвили. В Петербурге начинал обществ, деятельность просветитель, писатель Соломон Додашвили, жили поэт Григол Орбелиани, грузиновед, проф. Петербургского университета А. А. Цагарели, часто бывали журналист и писатель П. И. Шаликов (Шаликашвили), его сестра Александра и дочь Наталья, писательницы.

Известны Г.-дипломаты: Сергей Лашкарашвили (Лашкарев), из рода Бибилури, в 1760-е гг. бывший на рос. дипломатия, службе в Константинополе, в 1783 способствовавший присоединению Крымского ханства к России; Гарсеван Чавчавадзе, посол Грузии при рос. дворе, при участии к-рого был подписан Георгиевский трактат 1783. Его сын Александр — поэт, обществ, деятель, ген.-лейт. рус. армии. Мн. Г. служили в русской армии, из них наиб, известен герой Бородинского сражения П. И. Багратион, внук переселившегося в 1757 в Кизляр царевича Александра Иессевича Багратиони. В Отеч. войне 1812 участвовало 72 Г. высших и ср. воинских чинов, из них 12 генералов, множество рядовых. Все они добровольно вступили в рус. армию. В Петербурге и Москве жили С. Н. Сандунов (Зандукели) — театральный деятель, его мл. брат Н. Н. Сандунов — юрист, проф. Московского университета, драматург и переводчик на рус. язык. С. Сандунов с женой построил в Москве известные бани. Представители груз, высшего духовенства активно участвовали в церк. жизни России. В 1715 архимандритом Московского Донского монастыря стал Л. Габашвили. В 1734—41 главой Новгородской епархии был Иосиф Самебе-ли, развернувший строит-во в Юрьевом монастыре. В его окружении были братья Захарий и Андрей Бибилури (Бибилуровы), переводчики на груз, яз., переписчик груз, книг Автандил Кобулашвили, организатор груз, книгопеча-гания игумен Христофор Гурамишвили. В Новгороде жил сподвижник Арчиа II дипломат Заал Гараканидзе, участник Нарвского сражения.

Значительная груз, колония была в Астрахани. Она образовалась как пункт ia пути следования грузинских цазей в рос. столицы. Там жили цари рчил II, Вахтанг VI (там умерший), Геймураз II (там похороненный). Тостоянному груз, населению в Астра-:ани была придана церковь Рождества зогородицы, где служба велась груз, вященнослужителями.

Появление центров компактного расселения Г. на Сев. Кавказе относится к 722—1725: часть сопровождавших !ахтанга VI в эмиграцию осталась в Трикаспии; многочисл. пленники были освобождены в ходе Персидского юхода 1722—23 Петра I. В приграничные рус. крепости Св. Крест и др., а :озднее в Дербент бежали пленные Г., рмяне, русские, к-рым ок. Св. Креста тводили земли. В Св. Кресте, Дербенте оселялись также мигранты из Грузии. л. центрами поселения Г. на Сев. Кав-азе стали города Кизляр и Моздок, а акже сел. местности в Притеречье. В 1785 в Кизляре жили 1,6 тыс. Г., в Моздоке — менее 1 тыс.; общая числ. Г. в Притеречье к кон. 18 в. — ок. 3 тыс. чел. (впоследствии уменьшилась за счет миграций в др. р-ны).

В станицах Терской область Сасоплы (груз., «Сельское») и Шелковская (груз. Сарапани, рус. Сарафанниково) в 18 — нач. 20 вв. жили казаки-грузины: груз. переселенцы, зачисленные в казачье сословие. В 1904 в Сасоплинской было 60 груз, дворов. Г. внешне не отличались от местного нас., имели одежду и жилища казацкого типа, но были двуязычны, дети обучались в рус. школе. В свободное от воинской службы время Г. занимались скотоводством, хлебопашеством, виноградарством, виноделием. Станица Шелковская возникла ок. Шелкового завода, осн. в 1735 на казенных землях в 70 верстах от Кизляра. Сюда добровольно переселились группы Г. и армян. В 1792 в Шелковской жили 227 армян, 135 Г. и 35 русских муж. пола, в 1904 было 60 груз, дворов и 120 рус. дворов, дети обучались в рус. школе. Традиции матер, культуры не сохранились. Г. Шелковской говорили на груз., рус., армянском, ногайском языках, сохранили песенный фольклор, записанный в 1904 композитором Д. И. Ара-кишвили: Алило — рождеств. гимн, свадебная песня, Супрули — застольная трехголосная песня и др. Характер песен, возможно, указывает, что Г. Шелковской были выходцами из юго-вост. Кахети — Кизики. Небольшие группы Г. жили в станицах Червленой, Старо-гладковской, в с. Брагуны и др. К кон. 18 в. числ. Г. в Притеречье составляла ок. 3 тыс. чел. Впоследствии их кол-во сократилось в результате миграций в др. р-ны Рос. империи.

В наст, время осн. часть груз, диаспоры в России живёт в городах (в 1989 110,6 тыс., т. е. 84,5%): в Москве (19,6 тыс.), Санкт-Петербурге (17,8 тыс.), Владикавказе, Краснодаре. Включённые в общегородскую («европейскую») культуру, рос. Г. в большинстве все же сохраняют осн. этнич. характеристики: самосознание и груз. яз. в качестве родного (св. 70% в 1989). Выделяются две группы груз, диаспоры в России. Первую составляют этнически ассимилированные индивиды, в осн. потомки давних переселенцев, но нередко и представители 2-го поколения, особ, родившиеся в этнически смешанных семьях — грузино-русских, грузино-русскоязычных (процент этнически смешанных браков выше, чем у Г. Грузии). Часть Г. этой группы сохраняет только память о своем происхождении, др. — также груз, фамилии в их традиционно грузинском оформлении, имена, запись в паспортах национальности — грузин.

Вторая группа включает Г., в осн. сохранивших этнич. облик, прежде всего самосознание («я — грузин») и родной груз, яз., нек-рую традиционность в поведенческих установках, этикете, в застолье, в соционормативной и гуманитарной сферах культуры. Система питания во многом сохраняет этнич. специфику: предпочтение сыров типа сулугуни, осетинского, тушинского, употребление разнообразной зелени, лобио (блюда из фасоли с грецкими орехами, специями1) овощей — помидоров, огурцов, зеленого лобио, баклажан, приготовление плова, хачапури, сациви, шашлыка, использование множества специй, острых приправ (ткемали, у зап. Г. — аджика), употребление традиц. сортов хлеба, напр, лаваша. Выходцы из Зап. Грузии готовят из кукурузной муки блюдо гоми, к-рое едят горячим с «кавказскими» сырами. На большие праздники, Новый год, Пасху, стараются приготовить жареного молочного поросенка. Предпочитается виноградное вино. Сохраняются нек-рые пищевые предубеждения, напр, неприятие чёрного хлеба, солёной рыбы, грибов (особенно маринованных, солёных). Вместе с тем питание Г. обогатили борщи, «европейские» супы, котлеты, салаты, разл. пироги, покупные сласти, чай. В одежде сохраняются лишь нек-рые традиц. элементы, играющие роль своеобразных этнич. символов. Женщины сохраняют приверженность традиц. цветовой гамме, предпочитают опред. ткани, напр, черный или темный шелк, носят разл. золотые и серебряные украшения — серьги, кольца, браслеты. Мужчины носят шапочку сванури, в опред. жизненных ситуациях, напр, в трауре, следуют традиц. цветовой гамме.

Более стабильно традиц. застолье — порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего, обращение присутствующих за столом друг к другу, в известной мере следование традиц. половозрастному принципу рассаживания гостей за столом — старших на более почетные места, женщин друг с другом. Грузинки по традиции стараются не пить вино, заменяя его соком, минеральной водой. Застолье обязательно ведет тамада, избираемый из числа наиб, уважаемых и знающих традиции мужчин.

Эта группа диаспоры тесно связана с Грузией разл. узами, в т. ч. родственными, ее этнич. облик во многом поддерживается новыми миграциями Г. в Россию. В её среде сохраняется сильная тяга к груз, культуре. Мн. Г. стали известными деятелями совр. рус. культуры. Среди них писатели И. Андроников и Б. Окуджава, кинорежиссёр Г. Данелия, актёр О. Басилашвили, певец 3. Соткилава, балерина Н. Ананиашвили.

В последнее время степень этничности груз, диаспоры в России возросла, что проявляется в усилении консолидации с этнич. ядром народа. В ряде городов были созданы нац.-культурные центры, об-ва, землячества (напр., в Москве — «Мзиури», «Грузинское землячество», «Аджария»), детские сады и классы в воскресных школах с изучением грузинского языка, землячествами выпускаются газеты.