ГУНЗИБЦЫ


ГУНЗИБЦЫ, гьунзалъ (самоназв.), хунзалис, энзеби, унзо. Численность в Российской Федерации 1,35 тыс. чел. Живут также в Грузии (0,35 тыс. чел.). Общая числ. — 1,7 тыс. чел. (оценка). Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на гунзибском яз. Письменность на аварском яз. на осн. русской графики. Распространены также аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки. Верующие — мусульмане-сунниты.

Этнич. терр. в совр. Цунтинском р-не, где живёт 0,6 тыс. чел. (сёла Нахада, Гарбутль, Гьело, Родор и Тодор). Это зона высокогорья (до 3 тыс. м), р-н Богосского хребта и притока р. Аварское Койсу, р. "Погьлис еху (груз. Хванор). Г. на Ю. граничат с бежтинцами, на 3. с цезами, на В. с анцухцами, на С. с хваршинами. Г. занимали эту терр. уже во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. В сов. период часть Г. переселилась на равнину, в Кизилъюртовский р-н (0,75 тыс. чел.). До 15 в. Г. входили в состав военно-политич. союза Дидо. С 4—5 вв. осуществлялась христианизация жителей Зап. Дагестана груз, миссионерами, в 15— 18 вв. Г. были исламизированы. 10—15 вв. — период борьбы с груз. царями за независимость. С 15 в. вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль-Ратль; с 18 в. с его распадом объединялись с бежтинцами. Поддерживали тесные экономические и военно-политические связи и отношения с Грузией. По Гюлистанскому мир. договору 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России. С 1840-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—1859). В результате адм. реформ 60-х гг. Г. вошли в Бежтинский округ (1860), к-рый в 1861 был включён в состав Андийского, а затем — Гунибского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 Респ. Дагестан). В 1944 Г. были переселены в Ново-Лакский р-н, в 1957 вернулись на свою терр.

Гунзибцы в традиционной одежде.

Осн. традиц. занятия — отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и террасное пашенное земледелие. Занимались также охотой. Разводили овец тушинской породы, коров горской породы, коз; содержали лошадей и ослов. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овес, просо; со второй половины 19 в. — картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. Осн. агротехнич. приёмы — пар, чередование культур, унавоживание почвы. Использовали безотвальный горский деревянный плуг с тяжелой подошвой и железным сошником. С 19 в., особ, со 2-й его половины, сел.-хоз. произ-во приобретает товарный характер. Предметами торговли и обмена становились также шерсть, топлёное масло, сыр. Дом. промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной обуви, паласов, перемётных сум и др.), металла (гл. обр. кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня. Разделение труда но полу было жёстко регламентированным. Мужчина разбрасывал навоз по пашне, пахал и сеял, обмолачивал урожай. Муж. работы также — выпас скота, дойка и стрижка овец, косьба сена, строительство и ремонт жилых и хоз. помещений, заготовка дров, уход за дом. скотом, изготовление и починка орудий и оборудования, все виды промыслов и ремёсел, кроме обработки шерсти. В наши дни у Г. на этнич. терр. превалирует скотоводство (гл. обр. отгонное овцеводство), на втором месте стоит полеводство; на равнине осн. занятие — земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство), животноводство (кр. рог. скот, овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено отходничество, гл. обр. в р-ны Сев. Кавказа, Южной России, где они работают в строит, бригадах, в сфере с.-х. произ-ва.

Часть селения в горах.

Для традиционных социальных отношений характерно сохранение черт патриархального уклада. Г. были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и землепашцев. Высший орган общины — сход мужчин (с 15 лет). Управление сосредоточивалось в руках выборных старейшин (выполнявших также функции судей), к-рым подчинялись два-три исполнителя и глашатай, со 2-й пол. 19 в. избирался также старшина. Судопроизводство осн. на обыч-ноправовых нормах (адатах), семейные и имуществ. дела разбирались муллой на основе шариата. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В общине могло быть от двух-трех до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Свадьбы, похороны, строительство дома, материальные потери от стихийных бедствий и эпизоотии, выплаты «цены крови» — вот приблизительный и не полный перечень ситуаций, когда тухум оказывал содействие, давал рекомендации и наставления своему члену. Родство по мужской линии было приоритетным и принималось в счет до детей троюродных братьев. Малая семья утвердилась с раннего средневековья, однако в силу хоз. целесообразности сохраняются в разл. формах пережитки семейнообщинных организаций. По нормам обычного права отец считался полновластным распорядителем судеб домочадцев и семейного имущества (за исключением приданого жены). Жена — хозяйка дома, без её участия не решался фактически ни один вопрос. Младшие подчинялись старшим, женщины — мужчинам. Сохранились рудименты мужских союзов — традиц. многодневные муж. увеселительные собрания в зимний период.

Сеновал, крытый сосновой дощечкой.

Селения Г. ступенчато-кучевые, располагались по склонам ущелий так, что доступ имелся только с одной стороны. В наиб, уязвимых местах строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан — место вечернего сбора мужчин.

Дома каменные (но в конструкции стен и опор большое значение имеют деревянные — сосновые — бруски), прямоугольные в плане, двухэтажные, с елевом и др. хоз. помещениями на первом и жильём на втором этаже. Постройки, стоящие особняком, как правило, имели двускатную крышу, крытую дранкой. У жилищ, образующих плошную ступенчатую застройку, крыши земляные, плоские, ко второму этажу примыкает галерея (до кон. 19 — Вач. 20 вв. — обычно открытая лоджия). 5нутр. дворик либо отсутствует, либо очень мал. Сеновалы и помещения для сранения продуктов выносились за пределы усадьбы. Архитектурный декорредставлен арками, каменными рель-фами (гл. образом солярные знаки), езьбой по дереву (орнамент геометриеский).

Вязаные шерстяные сапоги.

Муж. традиц. одежда — овчинные апахи, неск. разновидностей овчинных губ, бурка, бешмет, черкеска. Штаны с ауженными штанинами, без ширинки, а вздержке. Рубаха туникообразная, ез воротника, с подкладкой на спинке, линными рукавами без манжет. Пребладающий вид обуви — шерстяные язаные узорные сапоги со стёганой шерстяной подошвой и загнутыми носами. Носили также низкую обувь из громятной кожи, сшитую из одного со швом спереди и у пятки, обувь а мягкой подошве из кожи местной работки, туфли без каблуков с жёстй подошвой, обувь с войлочным верм и кожаным низом. С подросткового юраста голова брилась наголо, с 15 лет оставляли усы, с 25 лет — бороду, о 60-х гг. 19 в. непременной принаджностью мужского костюма был кинжал, чаще всего в кожаных ножнах. Жен. одежда: теплые шали, платки, под платком — чепец-накосник чухту, 2—3 разновидности платьев-рубах (ту-никообразные, отрезные по талии с разл. комбинациями форм рукавов и воротов), штаны со вставкой-ластовицей, на вздёржке, длинные толстые свитера. Обувь та же, что и у мужчин, преим. вязаные шерстяные сапоги, носившиеся в любое время года и отличавшиеся от мужских более пёстрым узорным орнаментом (геометрич., частью — растительный) и длиной до колен и выше. До кон. 19 в. мужчины и женщины иногда носили зимой овчинные штаны и рубахи мехом вовнутрь. Женщины носили серебряные кольца, браслеты, серьги, височные подвески, нагрудные и шейные украшения работы кубачин-ских, лакских, частично местных, аварских мастеров. Техника: скань, зернь, гравировка, чернь. С детства женщины носили две косы. В среднем и пожилом возрасте волосы на затылке подстригались.

Пища в осн. мучная и мясо-молочная; овощи и фрукты потреблялись редко. Их в какой-то степени заменяли разнообразные съедобные травы и коренья, а также лесные плоды и ягоды. Продукты питания — мука (ячменная, пшеничная, с кон. 19 в. — кукурузная), толокно, крупы; сушеное, реже — свежее мясо, колбасы, жир, курдюк; топлёное масло, сыры, кислое молоко, молоко, сметана, сливочное масло, яйца потреблялись редко. Из муки готовили лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкал; из муки и круп — каши. Мясо ели вареное (с хин-калом), реже — жареное. Готовили пироги типа чуду с творогом, с растительной начинкой, с мясом и др.; с теми же начинками — вареники, курзе.

В религ. праздники (окончание поста, поминовение умерших, день рождения Пророка) накрывали праздничные столы, совершали жертвенные раздачи, посещали с поздравлениями и подарками родственников, соседей, односельчан, устраивали коллективные моления. Праздник вывода быков (день первой борозды), 20—22 марта, отмечался всем селением символической прокладкой борозды, надеванием вывороченных наизнанку шуб, забрасыванием ритуального пахаря и быков комками земли, коллективной трапезой, скачками, состязаниями в беге, борьбе, метании камня. День прихода зимы, 20—21 декабря, отмечался праздничными обедами, поздравлениями, шутками, розыгрышами, шествиями ряженой молодёжи, разжиганием костров, прыжками через них. Праздничными трапезами, поздравлениями и угощениями, жертвенными раздачами отмечались также дни вывоза навоза на поля, первой прополки, жатвы, получения первой муки нового урожая, отгона скота на зимние пастбища, возвращения скота, случки овец, стрижки овец, первого доения овец. В осенне-зимний период были распространены увеселит, собрания по половозрастному признаку (род посиделок), сопровождавшиеся разл. рода играми, розыгрышами, состязанием в острословии, песнями, танцами. Устное нар. творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки) сохранилось и передаётся на аварском и гунзибском языках. Разработан нар. сел.-хоз. календарь, развита нар. медицина.