РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ДИДОЙЦЫ


ДИДОЙЦЫ, дидои, цезы (самоназв., «орлы»), циунтиал, дидо. Относятся к цезским народам, коренному населению Западного Дагестана. Живут также в Грузии. Общая численность 8 тыс. чел. (1989, оценка). Всеми переписями нас. СССР Д. включались в состав аварцев. Лишь перепись 1926 выделила их в качестве самостоятельного народа (3276 чел.). Часть исследователей считает Д. субэтнич. группой аварцев. Говорят на цезском яз. Распространены также авар, и груз, яз. Письменность на авар, яз., на осн. рус. графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

В соч. античных авторов Плиния Старшего (1 в.) и Клавдия Птолемея (2 в.) Д. (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим назв. была известна конфедерация союзов сел. общин Дагестана, включавшая мн. горские народы Зап. Дагестана. С кон. 1-го тыс. до н. э. и до сер. 11 в. н. э. Дидури (Дидо) — одно из влиятельных полит, образований. На протяжении всего периода поддерживали тесные экон. и полит, отношения с Грузией, прерываемые иногда взаимной агрессией, особенно в периоды ирано-тур. завоеваний. В 9—10 вв. были попытки христианизации груз, миссионерами, однако христианство у Д. не укоренилось. В 11 в. находились в зависимости от турок-сельджуков. С 15 в. подвергались исламизации. В результате усилившейся экспансии аварских ханов мн. союзы сел. общин от Д. отпали. С кон. 15 в. Д. — чисто этническое понятие. В объединение Д. входило три союза сел. об-в: Дидо-Шуратль (13 селений), Дидо-Асах (9 селений) и Дидо-Шаитль (12 селений). Ислам укоренился у Д. лишь в кон. 18 — нач. 19 вв., в Дидо-Асахе — в кон. 1-й — нач. 2-й пол. 19 в. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813, завершившему рус.-иран. войну 1804— 13, терр. Дагестана отошла к России. В освободит, борьбу горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля Д. активно включились с нач. 40-х гг. Принимали участие в антиколон, восстании 1877. До 1860 находились в ведении командующего войсками на Лезгинской кордонной линии; с 1860 включены в состав Бежтинского округа, к-рый в 1861 вошёл в состав Андийского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 Респ. Дагестан). Терр. Д. на Ю. ограничена Главным Кавказским хребтом, на В. Богосским и Мичитлинским, на С.-З. — отрогами Перикительского хребта. В сов. время часть переселилась на Кумыкскую плоскость.

Девушки в современной одежде.

Осн. занятие — отгонное животноводство, гл. обр. овцеводство. Разводили курдючных овец дидойской, тушинской, андийской породы, а также малорослую горскую породу коров и быков, коз, лошадей дагестанской породы. Ббльшую часть скота зимой перегоняли на пастбища в Кахетию и Закатал, меньшая часть оставалась на хуторах-зимниках. Неполивное пашенное земледелие обеспечивало хлебом. Террас почти не возводили. Сеяли ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, полбу, горох. Разводили пчел. С 1-го тыс. до н. э. занимались металлообработкой. Ремёсла: кузнечное, выделка сукон, вязание шерстяных сапог и носков, перемётных сум, обработка дерева, камня и др. Торговля — меновая, гл. обр. с Грузией. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность производства, появились элементы капиталистич. х-ва. В сов. период при сохранении традиц. хоз. ориентации получили развитие полеводство, садоводство, огородничество гл. обр. на Кумыкской плоскости. Распространено отходничество (на 1—2 года, иногда больше, отток нас. на заработки в Грузию, на Сев. Кавказ, во внутр. р-ны России). Появилась нац. интеллигенция.

Близким считалось родство по отцовской (гл. обр.) и материнской линиям до четвероюродных братьев и сестер отца и матери и их детей. Семьи, связанные общностью происхождения их глав от общего предка, объединялись в кровно-родств. союзы — тухумы. С периода раннего средневековья господствовала малая семья. До 30—40 гг. 20 в. в силу экон. целесообразности преобладала неразделенная семья. Брак осуществлялся гл. обр. через сватовство, др. формы бытовали редко. Д. в быту придерживались обычаев избегания и семейных запретов (избегания невестой родственников жениха, ограничение общения невестки со свекром и деверем, мужа с женой, отца с малолетними детьми — при посторонних — и др.). Д. были объединены в сельские общины (джамааты) скотоводов землепашцев-воинов, в которых значительное влияние сохраняли патриархальные отношения. Высшим законодат. органом джамаата было общее собрание мужчин, исполнительным — собрание старейшин. Для решения общих вопросов отд. объединений джамаатов собирались старейшины общин. Общий союз Д. (союз объединений или союз союзов) управлялся старейшинами — представителями объединений (союзов) джамаатов. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, тухумной солидарности, взаимопомощи, гостеприимства, куначества.

Ступенчато-кучевые поселения Д. располагались в ущельях, на склонах гор. В наиб, уязвимых местах строились многоярусные боевые башни. Крайние строения селения тесно примыкали друг к другу и к единств, подходу к селению были обращены глухими стенами с бойницами. В центре селения располагалась мечеть. Гл. годекан — место вечернего проведения досуга мужчин — обычно находился рядом.

Мужчины в традиционной одежде.

Осн. тип жилища — прямоугольное в плане трех-, двухэтажное строение (хлев — жилье или хлев — сеновал — жилье). Хоз. постройки могли быть вынесены за черту усадьбы. Основанием для двора нередко служила плоская глинобитная (земляная) крыша нижерасположенного строения. Распространена была техника каркасного жилища: промежутки между деревянными продольными и поперечными балками выкладывались камнем. Отдельно стоящие жилые и особенно хоз. постройки могли иметь двускатные крыши, крытые колотой сосновой дощечкой толщ. 1—1,5 см, пл. 45x30 см. Архит. декорирование сводилось к кладке отшлифованными каменными блоками, к худ. кладке (типа «лесенка», «елочка» и др.), к возведению арочных конструкций, к каменным рельефам, резьбе по дереву и др.

Традиц. одежда общедаг. типа. Муж.: туникообразная рубаха, штаны на вздержке, бешмет, черкеска, овчинные шубы и папахи, бурка, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянные башмаки и др. На узком ремне носили кинжал и нож. Голову брили наголо, оставляли усы и бородку. Жен. одежда: разл. тунико-образные платья-рубахи, матерчатый пояс-повязка, длинные штаны, чепец-накосник, платки, шали; обувь такая же, как у мужчин. Украшения: серебряные серьги, кольца, браслеты, налобные, нашейные и др. Материал для одежды (сукно, кожа, войлок, шерстяные нитки и др.) вырабатывали на месте. Дорогие шелковые, парчовые, бархатные и др. ткани поступали из Закавказья, стран Востока, из России. С 19 в. стали поступать ситец, сатин, полотно и др. дешевые ткани из России. Женщины с детства заплетали волосы в две косы.

Пища мясо-молочная и мучная. Осн. продукты питания: мука разных видов, толокно, крупы, мясо сушеное и свежее, курдюк, жиры, топлёное масло, сыры. Осн. блюда: лепешки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, разновидности хинкала, каши, молочные и мясные похлебки, пироги типа чуду (с мясом, творогом, зеленью и др.). Фрукты и овощи привозные.

Религ. праздники: день окончания поста, день поминовения предков, день рождения Пророка. Календарные праздники: дни первой борозды, встречи зимы, начала важнейших видов с.-х. работ: прополки, обмолота, ягнения овец, стрижки овец и др. В осенне-зимний период Д. собирались, устраивая посиделки (по половозрастному признаку). Устное нар. творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, песни, баллады, сказки и др.) передаётся на авар, и цезском яз. Разработан нар. с.-х. календарь, основанный на опыте мн. поколений, развита нар. медицина: лекари Д. были известны далеко за пределами своих селений.

Сохранились традиционные представления, связанные с культом земли, солнца, луны, неба, огня, гор, рек, озер, лесов, рощ и др.; с верой в колдовство, магию, анимистич., тотемич. и др. представлениями; с верой в добрых и злых шайтанов, джиннов, разл. рода духов и демонов. Особняком стоят верования Д., связанные с культом белого камня — Циов-о-Аллах.