РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЕВРЕИ


ЕВРЕИ, йегудим (самоназв., на иврит), и и д, или а и и д (самоназвание, на идиш). Этноним Е. через церковнославянский язык восходит к греч. э б р а и о с («еврей»), в свою очередь восходящему к ивритскому и в-р и («перешедший через что-либо»). Как этнич. обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму, предположительно перешедшему реку Евфрат, затем к Е. периода Исхода и до первых царей (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.). Рус. этноним Е., как и одноко-ренные англ. Hebrew, франц. Hebreu, нем. Hebraer, относится к книжной библ. традиции. В живом изустном употреблении обычны разл. эндо- и экзоэтнонимы, этимологически относящиеся к ивритскому yehudi («иудей, житель Иудеи»), ставшему самоназв. Е. с сер. 1-го тыс. до н. э. Через древнегреч. и у д а и о с, лат. iudaeus образуются рус. иудей, рус. жид (заимствовано из польского яз.; с сер. 19 в. превратилось в уничижительное или архаичное обозначение Е. — англ. Jew, франц. Juif, нем. Jude, польский zyd, араб.яхуд, тур. чуфут, перс, джухуд и пр.). Древним самоназв. Е. является йисраэль («израильтяне»), беней-йисраэ л ь («сыновья Израиля»), восходящее к племенному эпониму Иисраэль-Израиль, второму имени Иакова («борющийся с Богом»).

Числ. в России 536,85 тыс. чел. (1989). Е. России — гор. жители (98,4%), в сел. местности Е. преим. жители пригородов. Наиб. кр. общины в Москве (174,7 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. чел.). На Дальнем Востоке существует Евр. авт. область с центром в г. Биробиджан (8,9 тыс. Е.). Проблема числ. Е. как диаспорального народа осложняется расплывчатыми критериями этнической филиации. Переписные данные основаны на динамичном критерии самосознания, изменяющемся в зависимости от изменения социальных и политич. факторов. Близкой к переписным данным в бывшем СССР была числ. Е., зарегистрированных в качестве таковых во внутр. сов. паспортах. Евр. р.химия (галаха) считает Е. рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество Е. по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского «Закона о возвращении», согласно к-рому каждый человек, у к-рого дед или бабка были Е., имеет право на репатриацию в Израиль (их числ. на 100—150% больше, чем переписная).

Общ. числ. 12,8 млн. чел.; в США ок. 6 млн., Израиле (где Е. являются осн. нас.) св. 4000 тыс., Франции 650 тыс., на Украине 486 тыс., в Великобритании 410 тыс., Аргентине 300 тыс., Канаде 300 тыс., Бразилии 150 тыс., ЮАР 120 тыс., Белоруссии 111 тыс.; по неск. десятков тыс. живут также в Австралии, Венгрии, Бельгии, Германии, Иране, Италии, Мексике, Молдавии, Нидерландах, Румынии, Турции, Узбекистане, Уругвае, Чили; более мелкие группы Е. живут в др. странах мира.

Подавляющее большинство Е. России относится ксубэтнич. группе ашкеназов (ашкинази, от древнеевр. Ашкиназ, Германия), потомков восточно-европ. Е., говоривших в прошлом на идиш. До 2-й мировой войны сохранялось подразделение на этнографич. группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в зап. р-нах совр. Брянской, Смоленской обл. и на юге Псковской обл.; укр. Е. на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; поляки в Польше; галыцианер в Зап. Украине и Юж. Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиц. евр. культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции. К потомкам ашкеназов относится ббльшая часть Е. мира: Е. Вост. Европы, вкл. европ. респ. бывш. СССР, ббльшая часть Е. Зап. Европы, США, Канады, Лат. Америки, Юж. Африки, почти половина Е. Израиля.

Общим языком Е. является иврит (или др.-евр.), на к-ром написан Ветхий Завет (Танах). Первые аутентичные письменные памятники на финикийско-палеоевр. письме — с нач. 1-го тыс. до н. э., наиб, древние аутентичные фрагменты библ. текста — 8 в. до н. э. С сер. 1-го тыс. до н. э. до наших дней иврит пользуется слого-алфавитным т. н. квадратным еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка Е. древнего Израиля до первых веков н. э., затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре заменившийся на разл. евр. языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах Е. на базе языков окружающих народов. С 19 в. начинается общ. движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, к-рое во 2-й пол. 19 в. объединилось с палестинофильским движением; отцом совр. иврита считается Элиезер Бен-Иегуда (Лазарь Перельман) (1858—1922). За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на к-ром говорят несколько млн. Е. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным, хотя ивритская культура оказывает влияние на культуру Е. диаспоры в возрастающей степени. В дореволюц. России ивритом как языком литургии владели практически все взрослые мужчины. Многие использовали иврит и как язык литературы, религ. и светского образования, издавались периодич. издания на иврите, существовала худ. литература. Из Рос. империи вышли осн. классики и создатели совр. ивритской культуры: Авра-хам Many, Йегуда-Лейб Гордон, Хаим-Нахман Бялик, Шаул Черниховский, Владимир-Зеев Жаботинский и др. В 1920-е гг. иврит в СССР подвергся гонениям, была прекращена творч., издат. и преподават. деятельность на иврите. В наст, время иврит преподаётся на спец. курсах, во всех евр. общеобразоват., религ. и высших школах. Знание иврита среди Е. России пассивное, большинство Е. языком не владеет вообще.

Идиш (букв, «еврейский», евр.-немецкий, «жаргон») — язык ашкеназов, зародился в Германии в 10—12 вв. как евр. этнолект на базе верхненем. диалектов ср. Рейна (р-н Майнц-Вормс-Шпейер), с 14—15 вв. идиш был перенесён евр. мигрантами на терр. Речи Посполитой в слав, окружение. Идиш использует квадратное евр. письмо с 12 в., делится на диалекты: сев.-вост. (Литва, Белоруссия, вост. Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская обл. России); центр. (Польша, Зап. Галиция); юго-вост. (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части Е. мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. чел. накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. До сер. 19 в. Е. воспринимали идиш как язык «второго сорта», или как «жаргон» и «женский» язык по сравнению с ивритом. В отличие от мужчин, женщины получали образование на идиш через популярные издания. Во 2-й пол. 19 в. в Рос. империи начинается расцвет худ. литературы на идиш (Менделе Мойхер Сфорим, или Ш. Я. Бройде-Абрамович; Шолом Алейхем, или Ш. Н. Рабинович; И. Л. Перец). Одновременно идиш (как «язык народных масс») берётся на вооружение евр. социалистич. движением и противопоставляется им ивриту. В 1920—30-е гг. получает развитие «евр. пролетарская культура» на идиш, противопоставленная запрещённому «сионистскому» ивриту. В кон. 1930-х гг. начинается преследование евр. культуры и общ. деятельности, приведшее к полному прекращению общественного функционирования идиш к кон. 1940-х гг. С нач. 1960-х гг. восстанавливается пресса на идиш. Но сфера применения идиш резко сокращается. Идиш перестал быть коммуникативным средством, им владеют преим. представители старшего поколения.

Традиц. евр. языки диаспоры, в их числе идиш, стали в послевоенные десятилетия выходить из употребления вследствие размывания границ старых субэтнических образований. Разговорным языком большинства Е. России является сейчас рус., распространённый также среди недавних эмигрантов в Израиле, США, Германии и др. странах.

Нац. религия Е. — иудаизм, представленный разл. направлениями: традиционно-ортодоксальным, или миснагедским; хасидским, вкл. любавичский, карлинский, брацлавский, сквирский и др. хасидские течения; мизрахистским, или ортодоксально-сионистским; реформистским. Начинается распространение консервативного иудаизма. Действует несколько десятков синагог и иешив (высших религ. училищ), но практически нет раввинов и раввинских судей. Число соблюдающих предписания иудаизма невелико, по опросным данным, не более 5% от общего числа Е. Иудаизма придерживаются также русские по происхождению — приверженцы иудействующих конфессий: геры и субботники, расселенные в центр. России, Забайкалье, юж. части Дальнего Востока. Группа геров из р-на с. Ильинка Воронежской обл. в нач. 1990-х гг. эмигрировала в Израиль. Небольшая часть Е. придерживается иных вероисповеданий, в частности православия или протестантских христ. деноминаций. Этнич. и конфессиональное самосознание у Е. часто слиты воедино. Согласно иудаистским нормам, Е., принявший др. религию, перестаёт принадлежать к евр. народу, а иноверец, совершивший обряд перехода в иудаизм (гиюр), считается Е., но гиюры совершаются редко и раввину предписывается отговаривать иноверца, обратившегося к нему с просьбой о переходе в иудаизм. Тем не менее, в последние годы этот процесс усилился из-за роста эмиграции в Израиль и большого количества национально-смешанных браков (формально признанные гиюры стали производиться в Москве только с 1991).

Др.-евр. этнос сформировался в течение 2-го тыс. до н. э. на терр. Ханаана (совр. Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно евр. традиции, записанной в Торе, Е. сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков Е. из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в сер. 2-го тыс. до н. э. На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. Е. уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое др.-евр. царство, основанное царями Саулом (1025—1004 до н. э.) и Давидом (1004— 965 до н. э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистич. религия Е., жреческий иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тыс. до н. э. крупнейший религ., литературный и историч. памятник Танах, или Ветхий Завет Библии, центр, частью к-poro является Тора, или Пятикнижие Моисеево.

Этнич. и культ, единство древних Е. было нарушено с распадом др.-евр. царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в 8—6 вв. до н. э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть нас. за пределы Израиля. Нар. традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, т. н. «10 потерянных коленах», чьи следы навсегда потерялись где-то за Ираном. В кон. 6 в. до н. э. часть Е. возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг к-рого начинается снова гос. и духовная консолидация Е. С тех пор складывается модель этнич. развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н. э. охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Сев. Африку, Зап. Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Ср. Азии. В период второго др.-евр. Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164—37 до н. э.) в состав Е. включаются неевр. семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное нас. Галилеи и береговой полосы Израиля.

Римское завоевание и разгром евр. национально-освободит. движений 1—2 вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части Е. из Иудеи; изгнанники пополнили евр. общины диаспоры. Этнич. центр в Иудее практически прекратил существование после араб, завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы Е. продолжали жить на историч. родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль («шиват Цийон», т. е. «возвращение в Сион», к горе, на к-рой стоял Иерусалимский храм) сохранялась среди Е. все время, была освящена иудаизмом и закреплена в литургич. формуле «В следующем году в Иерусалиме». С гибелью Иерусалимского Второго храма в 70 н. э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистич. иудаизм, в основе к-рого наряду с Танахом лежит др. крупнейший евр. религ. и юридич. памятник Талмуд, созданный в Иудее и Вавилоне в период от 2 в. до н. э. до 5 в. н. э. Центром религ. и общинной жизни становится вместо храма синагога, или место для собраний («дом собраний»), а её служителем не жрец (коген), приносящий жертвоприношения, а раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиц. евр. наименования: Бавель (Месопотамия с прилег, р-нами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5—11 вв. н. э.; Сефарад (Пиренейский полуостров), с грани эр до 1492, когда Е. были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центр. Германия, затем Вост. Европа), с 10 в. до перв. пол. 20 в.

Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к 4—3 вв. до н. э. У горских Е. сохранились предания о переселении части их предков на Кавказ после гибели 1-го Храма и о происхождении от «10 потерянных колен». С 1 в. до н. э. Е. селятся в греч. колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве, и на Таманском полуострове. В раннем средневековье Е. — беженцы из этих р-нов, находившихся под контролем Византии, и из вост. Закавказья, входившего в состав Ирана, а с сер. 7 в. н. э. подчинённого Халифату, начинают проникать на терр. южнорус. степей, где в 6—8 вв. складывается гос-во тюркояз. кочевников хазар (Хазарский каганат), в период расцвета в 9—10 вв. включившее земли от устья Днепра до Аральского моря с центром в Нижнем Поволжье и береговой полосе Дагестана. Вовлеченная в конфликт с христ. Византией и мусульм. Халифатом, Хазария в 8 в. принимает иудаизм в качестве гос. религии. Сохранилась переписка на иврите хазарского властителя кагана Иосифа (сер. 10 в.) с евр. визирем Кордовского халифата Хасдаем ибн-Шафрутом. В кон. 10 в. Хазарский каганат гибнет под ударом Киев. Руси, в результате чего осн. торговые пути Вост. Европы переносятся с Волги на Днепр («путь из варяг в греки»).

В Киеве в нач. 10 в. существует община Е., имеющая смешанное евр.-хазарское происхождение. В 10—13 вв. Е. расселяются в Чернигове, Владимире-Волынском, Перемышле, в Чехии, возможно, на заселённой славянами части Вост. Германии. Они формируются в отд. славянояз. субэтнич. группу Е. — кенаанитов со специфич. евр. этнолектом на основе древнерус. яз. После распада Киев, гос-ва кенааниты продолжали жить на Волыни, в составе Великого княжества Литовского и сохранялись в р-не Бреста вплоть до нач. 17 в., когда окончательно ассимилировались в ашкеназской среде. Ашкеназы стали продвигаться на В. от долины Рейна и верх. Дуная в 12—13 вв., первоначально поселившись в Силезии, а к 14—15 вв. распространившись по всей терр. Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. В последнем они встретились с кенаанитами и небольшими группами караимов, поселённых литов. князьями в Галиции и Литве. Первые поселенцы, спасавшиеся от гонений в Центр. Европе и привлечённые покровительством короны и деловыми перспективами, были жителями кр. городов, где, как и в Германии, они селились в особых кварталах — гетто.

В 1264 князь Болеслав V Благочестивый дарует привилегии Е. Калишского воеводства, распространённые затем при Казимире III Великом в 1334—1367 на Е. всей Речи Посполитой. Аналогичные привилегии были дарованы Е. Литвы в 1388— 89 князем Витаутасом. Ими определялся правовой статус Е. как непосредственных подданых короля, платящих налоги в казну в обмен на защиту личности, собственности и свободы вероисповедания, общинную автономию и право заниматься торговлей и ремёслами. По мере ослабления королевской власти в 15—16 вв. Е. стали переселяться во владения шляхты на терр. Польши и совр. Украины и Белоруссии, положив начало т. н. «местечковой» модели расселения и культуре, характерной для вост.-европ. еврейства. В 16 в. Вост. Европа становится центром развития евр. духовности. Во многих городах открываются евр. школы и иешивы, разрабатывается новая методика схоластич. толкования Талмуда («пильпель»), развиваются каббалистические штудии. Раввин Мойше Иссерлес из Кракова (1525—1572) кодифицирует ашкеназский вариант основного евр. кодекса «Шулхан арух». Распространение получает и светское знание среди Е., особенно медицина. В сер. 18 в. на 3. Украины зарождается новое мистич. учение в иудаизме — хасидизм, проповедующее служение Всевышнему в материальном мире. Основателем хасидизма считается пррповедник Исраэль бен-Элиэйзер Баал-шлемтов, или Бешт (1700—1760), живший в Прикарпатье. Хасидизм охватил ббльшую часть укр. Е. и проник в Литу (евр. обозначение Белоруссии и Литвы, терр. бывш. Великого княжества Литовского). Среди наследников Бешта наиб, известностью пользуются рабби Нахман из Брацлава, внук Бешта, основатель т. н. брацлавского хасидизма, и Шнеер-Залман из Ляд, положивший начало наиболее влиятельному хасидскому течению Хабад, возглавляемому с тех пор его потомками из династии Шнеер-сонов. Хасидизм остался как самостоятельное течение в рамках ортодоксального иудаизма.

Экономич. конкуренция и католич. фундаментализм привели к росту антисемитизма. Различные ограничения в правах, обвинения в осквернении гостии (облатки), «кровавые наветы», погромы, изгнания из городов происходили на протяжении 15 — 1-й пол. 17 вв. В 1495 Е. были изгнаны из Великого княжества Литовского, однако в 1503 получили разрешение вернуться. Возможно, это изгнание привело к усилению евр. влияния на соседний Новгород, где в 1471 зарождается т. н. «ересь жидовствующих». Московские власти вплоть до 18 в. занимали антиевр. позицию, запрещая Е. селиться в пределах России и подвергая Е. гонениям. Так, во время Ливонской войны в 1563 по приказу Ивана Грозного были убиты Е. захваченного рус. войсками Полоцка. В 1740 в России был издан указ об изгнании всех проживавших там Е. — 292 мужчин и 281 женщины. В ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648— 1654) и последовавших вслед за ним русско-польской войны 1654—67 и польско-шведской войны 1656—60 погибли не менее 100 тыс. Е. В Левобережной Украине, отошедшей к России в 1667, Е. не осталось вообще. В 17—18 вв. Е. удалось восстановить числ. и общинные структуры, в т. ч. существовавшие с 16 в. органы евр. самоуправления — ваады (Ваад Четырех земель, т. е. Великой и Малой Польши, Волыни и Подолии; Литовский ваад и др.), обладавшие и фискальными функциями.

Погромы сер. 17 в. и последовавшие погромы гайдамаков сер. 18 в. (Умайская резня 1768, в к-рой погибли 20 тыс. Е.) привели Е. Речи Посполитой к полному банкротству и духовному обнищанию В результате 3 разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795) ббльшая часть Е. Речи Посполитой, в их числе 676 тыс. Е. на терр. совр. Украины, Белоруссии, Литвы и России, оказалась на терр. Рос. империи. В 1787 рос. гражданами стали ок. 2 тыс. крымчаков и 3 тыс. караимов бывш. Крымского ханства. В 1812 была присоединена Бессарабия, в к-рой к тому времени проживало ок. 20 тыс. Е. ашкеназов и небольшое число сефардов. В кон. 18 в. в рос. подданство из Черке-сии перешли неск. сот адыгоязычных Е., принадлежавших к исчезнувшей группе мамшухов, потомков древнего евр. нас. Зап. Кавказа. К 1801—28 Россия завоевала Вост. Кавказ, вкл. Дагестан и Сев. Азербайджан, где к тому времени жило ок. 7 тыс. горских Е., и Грузию с несколькими тыс. груз. Е. В 1864—84 к России отошли среднеазиатские территории, где проживало около 10 тыс. среднеазиатских, или бухарских, Е. В перв. пол. 19 в. Рос. империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (до 1914 в России проживало более половины Е. мира).

Большинство Е. в кон. 18 в. жило в сел. местности и в маленьких городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, многие были посредниками между городом и деревней, управляющими имениями, корчмарями, мелкими торговцами. Е. держались обособленно, слабо владели польским языком и вообще не владели русским, управлялись общинными, или кагальными, орг-циями. Рус. пр-во пыталось ограничить влияние Е. на нас. собственно России, в частности оградить рус. купечество от конкуренции. В 1791, т. е. ещё до окончат, раздела Польши, было положено начало учреждению т. н. «черты евр. оседлости», в к-рую в её окончательных границах 1835 входили доставшиеся России от Речи Посполитой и от Крымского ханства земли, т. е. Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская (в т. ч. Себежский, Невельский уезды, относящиеся сейчас к Псковской обл., и Велижский уезд, входящий сейчас в Смоленскую обл.), Могилёвская, Минская, Гродненская, Волынская, Киевская, Черниговская (в т. ч. Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды, входящие сейчас в Брянскую обл.), Полтавская, Екатеринослав-ская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская губ. и 9 губ. Царства Польского без Киева, Николаева, Ялты и Севастополя.

Е. разрешалось жить только внутри «черты оседлости», выезд из неё, даже временный, был осложнён. В то же время рос. пр-во стало принимать меры по изменению социального статуса Е. внутри «черты оседлости». Уложение 1804 потребовало выселения Е. из сел. местности, к-рое ввиду отсутствия средств и тяжёлых социальных последствий было отменено в 1808. Были предприняты меры по созданию евр. земледельч. колоний в Новороссии, большинство из к-рых просуществовали до 2-й мировой войны, когда они были уничтожены нацистами. Миграции Е. в юж. р-ны Украины и России на протяжении 19 — 1-й пол. 20 вв. привели к образованию заметных центров евр. расселения в Одессе и Ростове-на-Дону. Присоединение польских земель к России не остановило антисемитских гонений. Периодически в разных местах вспыхивали процессы «кровавого навета», в к-рых Е. пытались обвинить в ритуальном употреблении крови христ. младенцев: Сенненское дело в Белоруссии 1799, Гродненское дело 1816, Велижское дело 1822—24 в Смоленской обл., Тельшяйс-кое дело 1827, Изяславское дело 1830, Саратовское дело 1853—60, практически все оканчивавшиеся оправдательными приговорами. Несмотря на отчёт правит, комиссии 1855, квалифицировавший «кровавый навет» как клевету, процессы продолжались. Вершиной и одновременно концом «кровавого навета» в царской России стало дело М. Бей-лиса 1911—13, окончившееся оправданием подсудимого.

Относительно либеральная политика эпохи раннего правления Александра I, стремившаяся во «исправление» Е. побудить их к физич. и земледельч. труду, сменилась в николаевский период откровенно дискриминационными мерами. В 1827 был отменён денежный налог, к-рым облагались Е. взамен воин, повинности. Был введён рекрутский набор малолетних детей Е. в т. н. солдатские школы кантонистов с последующим отбытием 25-летнего срока воин, повинности. Эта мера должна была содействовать насильственному крещению. С 1827 по 1856, когда институт кантонистов был упразднён, число малолетних рекрутов Е. было св. 50 тыс. Значительная часть кантонистов крестилась, что не означало для них полного растворения в христианстве. Кантонистам присваивались рус. фамилии и имена, и их потомкам разрешалось жительство вне «черты оседлости». Так возникали первые евр. поселения в собственно рос. губерниях.

Др. мерой «исправления» Е. было вмешательство властей в их религ. и культурную жизнь: введение в 1826 надзора над евр. книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр. книг, издание закона, разрешавшего книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836). Дискриминац. политика рус. властей по отношению к Е. была заново сформулирована в законодательстве 1835, закрепившем «черту оседлости», институт кантонистов, цензуру. Продолжалась политика создания земледельч. поселений, в т. ч. кратковременная попытка заселения Е. Сибири. В кон. 1840-х гг. был учреждён спец. комитет «для определения мер коренного преобразования Е. в России», разработки к-рого носили ярко выраженный антиевр. характер. Власти пытались принудить Е. к отказу от традиц. образа жизни и религ. образования и видели путь решения «евр. вопроса» в христианизации и макс, приобщении к рус. яз. и культуре. Рекрутская норма увеличивалась в пять раз, в 1844 царским указом была упразднена юридич. самостоятельность евр. общины, кагала. Надзор за евр. учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение гор. дум и полиции. Вместе с тем пр-во не уравняло Е. в правах с ост. нас. страны и по-прежнему возлагало на оставшиеся евр. институции рекрутский набор и сбор спец. евр. податей.

В эпоху Александра II вместо крещения в качестве необходимого средства «преобразования» Е. в правит, политике заняло «просвещение» как инструмент социальной и культурной ассимиляции в окружающей среде через усвоение рус. яз., отказ от традиц. образа жизни, получение светского образования. Натолкнувшись вначале на сопротивление большей части Е., этот план в либеральную эпоху 1860-х гг. стал всё больше привлекать евр. молодёжь, к-рая в последней трети века активно повернулась в сторону образования и отказа от арх. форм евр. традиции. В то же время были утверждены разл. льготы, разрешавшие проживание вне «черты оседлости» купцам I гильдии (1859), обладателям учёных званий (1861), нек-рым категориям ремесленников (1865). В Царстве Польском Е. было разрешено приобретать недвижимость и селиться повсеместно. Эти льготы, а также рост образоват. уровня и ассимиляц. тенденций привели к нек-рому увеличению числа Е. во внутр. губ. России, в т. ч. в Санкт-Петербурге, Москве, городах Поволжья, Урала, Сибири.

С 1870-х гг. Е. начинают селиться в Баку, привлечённые открытием и эксплуатацией нефт. мест-ния. В Сибири к ним присоединяются ссыльные Е., высланные в район Байкала за участие в польском восстании 1863. Появляется прослойка евр. предпринимателей и аристократов (нотаблей), в их числе династия финансистов, меценатов и общ. деятелей баронов Гинц-бургов, банкиры и строители рос. ж. д. братья Поляковы. Евр. предприниматели заняли видное место в пищевой, текстильной, табачной пром-сти, участвовали в стр-ве ж. д., развитии горно-добыв. пром-сти. Возросло число лиц свободной профессии, интеллигенции, инженеров. Но всё же число Е., усвоивших рус. культуру, вплоть до революции оставалось сравнительно небольшим и на них продолжали распространяться разл. дискриминац. ограничения, в частности запрет на занятие гос. и правит, должностей. Огромное большинство Е., живших в «черте оседлости» в маленьких городах-местечках, оставалось слабо затронутым рус. культурой и продолжало говорить на идиш и придерживаться религ. и нац. традиций.

Расширение прав Е. прекратилось в 1870-е гг., когда началась гос. кампания против «инородцев». В конце царствования Александра II антисемитизм снова начинает доминировать в гос. политике. «Городовое положение» 1870 вновь подтверждает ограничения евр. представительства в гор. думах. В 1873 закрывают гос. школы, учреждённые для Е. в 1844. Наиболее сильную антисемит, реакцию проявила периодич. печать. После убийства Александра II (1881) реакц. антисемит, тенденции в гос. политике полностью восторжествовали над либеральными. Начался период постоянных инспирированных пр-вом погромов. В 1881—1921 сотни погромов унесли, по разным оценкам, от 100 до 250 тыс. жизней Е., уничтожили полностью евр. собственность и имущество в 700 городах и нас. пунктах. Погромы, изгнания (напр., повторное изгнание из сел. местности в 1882 или изгнание всех Е. из Москвы в 1891) и дальнейшее усиление дискриминац. мер в виде введения в 1887 квоты на числ. студентов, т. н. «процентной нормы», сохранение арх. ограничения Е. в правах даже после отмены крепостного права вызвали резкую реакцию в среде Е. Начавшие развиваться ассимиляц. тенденции и стремление к сближению с рус. культурой, опр. идентификация с русскими сменились стремлением к сохранению Е. как этнического целого, отдалению от рос. общества. Началась массовая евр. эмиграция.

Всего за период с 1881 по 1914 из Рос. империи эмигрировали ок. 1,7 млн. Е. — 85% в США, остальные в страны Зап. Европы (преим. в Германию и Великобританию), Канаду, Юж. Африку, Аргентину. В кон. 19 в. намечается консолидация евр. общ. жизни в Рос. империи, складываются все осн. политич. и общ. движения, доминирующие в еврействе на протяжении 20 в. В 1882 зарождается палестинофильское движение Ховевей-Цион (иврит, «Ревнители Сиона»), призывавшее Е. обрести древнюю родину в земле Израиля. В том же году группа первых колонистов Билу (аббревиатура четырех слов из Библии «Да двинется дом Иакова») прибывает в Палестину. В конце 19 в. после 1-го Базельского конгресса сионистов (1897) в Рос. империи возникло активное сионистское движение, поставившее целью восстановление евр. гос-ва в Израиле. Из Российской империи вышли осн. лидеры сионизма Ахадга-Ам (Ашер Гинзберг), Е. Членов, Н. Соколов, М. Усышкин, 3. Трумпельдор и др. На Украине и в Белоруссии родились основатели израильского гос-ва, его первый президент X. Вейцман, президент И. Бен-Цви, премьер-министры Г. Меир, Ш. Перес, И. Шамир и др. В 1899 была создана партия Поалей-Цион (иврит, «Рабочие Сиона»), сочетавшая социалист, идеологию с сионистской программой построения евр. гос-ва (просуществовала до 1928). В 1897 зарождается евр. социалист, рабочее движение, возглавленное партией Бунд. Евр. историк С. Дубнов становится в нач. 20 в. основателем т. н. фолькистского (от идиш «фольк» — народ) движения, ставившего целью достижение нац. автономии Е. в странах диаспоры.

Большое число Е. примкнуло к разл. рос. политич. движениям: от кадетов до эсеров, меньшевиков и большевиков. В 1902 в Вильне было учреждено движение ортодок-сально-религ. сионизма Мизрахи (абб-рев. иврит «мерказ рухани», «духовный центр»). Одновременно развернуло свою деятельность антисионист, движение Агудат Исраэль (иврит, «Объединение Израиля»). После революции 1905—07 получила большое распространение евр. периодич. печать. В 1919 на терр. бывш. Рос. империи издавалось 120 евр. журналов и газет, из них 10 на иврите, остальные на рус. яз. и идиш. Наряду с худ. лит-рой на иврите и идиш существовала русскоязычная евр. лит-pa, наиб, яркими представителями к-рой были С. Фруг и С. Ан-ский. Его пьеса «Гадиббук», переведенная на иврит, была поставлена первой иврит-ской театральной труппой Габима в Москве в 1922, положив начало совр. израильскому театральному искусству. В Рос. империи существовало большое количество евр. общ., культурных, проф., науч. благотворит, орг-ций. Наиболее ранним объединением было общество для распространения просвещения между Е. в России, созданное в 1863. В 1880 в Санкт-Петербурге было учреждено Общество ремесленного и земледельческого труда среди Е. России, всемирная евр. просветит, и благотворит, орг-ция. В осн. центрах религ. учености существовали иешивы. Наибольшей известностью пользовалась иешива в Воложине (Белоруссия, Минская обл.), из к-рой вышло большинство выдающихся раввинов и учёных-талмудистов России. В кон. 19 — нач. 20 вв. Е. внесли свой вклад и в развитие обще-рос. культуры (живописец И. Левитан, скульптор М. Антокольский, композиторы и музыканты братья А. и Н. Рубинштейны, литературовед и философ М. О. Гершензон, востоковед А. Гаркави и др.).

Первая мировая война привела к приостановке массовой эмиграции Е. на Запад и вызвала новую волну антиеврейских гонений, в ходе к-рых по инициативе военных властей ок. 500 тыс. Е. были изгнаны из прифронтовых губерний и либо брошены на произвол судьбы, либо отправлены на поселение во внутр. губернии России. Это привело к фактической отмене правил «черты оседлости». Формально она была отменена после Февр. революции спец. Постановлением Врем, пр-ва от 25 марта 1917. Одновременно были сняты и пр. дискриминац. ограничения Е. Возникли врем, органы евр. самоуправления — кегилес. В партии большевиков до 1917 состояло 958 Е. и ещё 1175 чел. вступили в неё в 1917. Гражданская война, происходившая в значительной мере на терр. «черты оседлости», сопровождалась со всех сторон погромами. Большевики резко осудили погромы и тем способствовали привлечению Е. на свою сторону. Е. повсеместно организовывали отряды самообороны. Но уже в 1918 сов. власть силами евр. коммуни-стич. секций РКП(б), т. н. евсекций, начала преследование всех некоммунистич. форм евр. жизни. К 1920 были закрыты осн. евр. орг-ции, вкл. сионистские и Бунд, началась активная кампания против иудаизма как религии, закрывались синагоги.

Иврит был объявлен «буржуазным» языком и все издания на нем были запрещены. К нач. 1930-х гг. прекратилась вся деятельность в сфере евр. науки, благотворительности, просветительства и т. д., к-рая не следовала в русле новой политики «евр. пролетар. культуры». Она базировалась исключительно на идиш и преследовала цель внедрения в евр. трудовые массы коммунистич. идеологии и отказа от религии и нац. традиции. За 1920—30-е гг. резко возросло количество изданий на идиш, развивалась худ. литература на идиш. В уч. заведениях на идиш в нек-рых р-нах бывш. «черты оседлости» училось до 50% евр. детей. В 1920 —нач. 1930-х гг. стали создаваться идишские советы, на Украине их было 169 в 1930 и они охватывали 12% евр. нас. респ.; возникали идишские судебные палаты, профсоюзы, институты, партячейки. На Украине в зоне евр. земледельч. колоний (в Запорожской и Херсонской обл.), а также в Крымской АССР были провозглашены неск. евр. нац. р-нов. Планы создания евр. области или республики были отвергнуты в пользу основания Евр. авт. области на Дальнем Востоке в долине Биры и Биджана с центром в г. Биробиджан (официально провозглашена 7 мая 1934). Колонизация ЕАО, оторванной от каких-либо ист. связей с Е., протекала неравномерно и неоднократно прекращалась вследствие массовых репрессий и поголовного уничтожения колонистов, среди к-рых кроме Е. из зап. областей СССР были также переселенцы из США, Канады, Палестины, Зап. Европы и Юж. Америки. Макс, число евр. поселенцев в ЕАО составило ок. 30 тыс. чел. (1948). В послевоенный период ЕАО превратилась в адм. анахронизм.

После Гражданской войны началась массовая миграция Е. в кр. города (Киев, Харьков, Москву, Ленинград и др.). Мн. жители бывш. «черты оседлости» оказывались «лишенцами» из-за рода занятий или соц. происхождения, и они селились в пригородных посёлках, образуя своего рода новые местечки вокруг столиц. Евр. мигранты в больших городах быстро подвергались аккультурации, забывали евр. языки, переходили на русский как на язык внутрисемейного общения, постепенно вливались преим. в состав новой сов. интеллигенции. Местечко, сосредоточение традиц. евр. ашкеназской культуры и идиш, продолжало деградировать и было окончательно уничтожено во время 2-й мировой войны и геноцида. Кроме миграции в большие города власти предпринимали меры для поселения Е. на земле, что считалось единственным путём разрешения евр. вопроса. К сер. 1930 ок. 200 тыс. Е. занимались земледелием.

Изменение границ России и потери в период войны привели к изменению числ. Е. Перепись 1897 зафиксировала 5215 тыс. Е. в Рос. империи (вкл. Царство Польское); в 1923 (оценка) — 2454 тыс. чел., из них в РСФСР 443 тыс. (вкл. входившую в то время в Россию Гомельскую обл. с 153 тыс. Е.); в 1926 — 2601 тыс. Е. в СССР, в т. ч. в РСФСР 567 тыс. Е. (вкл. Крым с евр. нас. в 40 тыс. чел.); в 1939 — 3020 тыс. Е. В том же году к СССР были присоединены р-ны плотного сосредоточения Е.: Зап. Украина и Белоруссия с 1300 тыс. Е.; Бессарабия и Сев. Буковина — 330 тыс. Е.; Литва — 150 тыс. Е., Латвия и Эстония — 100 тыс. Е. В то же время в СССР бежали ок. 300 тыс. Е. из оккупированной нацистами части Польши. Т. о. накануне войны в СССР снова оказалось от 5000 тыс. до 5200 тыс. Е., т. е. треть евр. нас. мира. На протяжении 1938—39 гг., особенно после заключения пакта Моло-това — Риббентропа в авг. 1939, были закрыты все культурные и образоват. учреждения, большая часть прессы на идиш. Предполагалось сконцентрировать остатки евр. жизни в ЕАО и отчасти в Одессе. Одновременно шёл процесс искоренения евр. общ., полит., религ. и культурной жизни Е. вновь присоединённых обл.

Планомерное уничтожение Е. нацистами во время 2-й мировой войны, т. н. Холокост (англ., «жертва всесожжения») унесло 2500 тыс. жизней сов. Е. Всего на терр. Польши и зап. областей терр. СССР было убито 4565 тыс. Е. Вначале в 1941 нацисты устраивали массовые расстрелы Е. в оккупированных городах. Только 29—30 сент. 1941 в Бабьем Яру в Киеве было расстреляно 30 тыс. Е. Начиная с кон. 1941 Е. стали сгонять в гетто, где создавались нечеловеческие условия жизни. К 1943 гетто были ликвидированы, а их обитатели отправлены в лагеря смерти на терр. Польши. Большинство Е., оказавшихся под нацистской оккупацией и ок. 2/3 под рум. оккупацией в Молдавии, Буковине и Одесской обл., погибли во время геноцида. Ок. 500 тыс. Е., т. е. ок. половины взрослых мужчин вне оккупированных терр., прошли войну в составе Красной армии, 200 тыс. из них погибли на фронтах. Св. 130 награждены званием Героя Советского Союза. Многие Е. воевали в составе партизанских отрядов. В Литве, Белоруссии, Польше существовали спец. евр. партизанские отряды.

С конца войны возобновилось вытеснение Е. с руководящих постов во всех сферах жизни страны. В 1947 восстанавливается процентная норма для Е. в уч. заведениях, престижных сферах труда. В 1948 репрессиям подвергается созданный во время войны для сбора средств в пользу СССР среди американских Е. Евр. антифаш. комитет, возглавлявшийся актером С. Михоэлсом. В том же году были арестованы и расстреляны 12 августа 1952 все наиболее видные представители евр. советской культуры: писатели П. Маркиш, Д. Бергельсон, Л. Квитко, Дер Нистер, Д. Гофштейн, актёр В. Зускин, журналист и политик А. Лозовский и др. Началась развязанная властями антисемит, кампания против «безродных космополитов», под к-рыми подразумевались Е. В её ходе травле и репрессиям подверглись тысячи Е., деятелей сов. культуры и науки. Е. лишались работы, ссылались в отдалённые части страны, подвергались арестам. Своего апогея антисемитизм достиг в «деле врачей». 13 янв. 1953 были арестованы и обвинены в покушении на убийство И. Сталина и др. руководителей сов. гос-ва 9 врачей, из них 6 Е. Смерть И. Сталина не дала развернуться сценарию этого дела, согласно к-рому после публичной казни врачей Е. должны были быть депортированы в Вост. Сибирь на ссыльное поселение.

В течение послевоенного периода до смерти И. Сталина были полностью ликвидированы все формы евр. нац. проявления: пресса, музеи, общ. орг-ции, театры и т. д. В 1940—50-е гг. Е. подверглись насильственной ассимиляции. Любое проявление связи с еврейством порицалось; само слово «еврей» не принято было упоминать. В офиц. прессе Е. как этнос стали рассматриваться как нелояльная к гос-ву группа. После провозглашения гос-ва Израиль в 1948 Е. СССР было запрещено репатриироваться в него, были приняты меры для подавления любых проявлений нац. чувств. С 1950-х гг. антисемит. пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во 2-й пол. 1950-х — нач. 1960-х гг. возникли условия для нек-рого восстановления офиц. евр. культуры. В 1961 разрешено издание в Москве журнала на идиш «Советиш Геймланд», в 1962 в Москве создаётся Евр. театр, ансамбль (ныне Евр. театр «Шалом»). Во 2-й пол. 1960-х гг. начинается процесс евр. нац. возрождения, принявший характер массового движения за право на эмиграцию и на алию, или репатриацию в Израиль. Власти отказывают Е. в выезде, и так появляется постоянно растущая группа отказников, взявшая на себя миссию воссоздания евр. нац. бытия. Мн. отказники подверглись репрессиям. В годы существования «отказного» движения в кр. городах СССР сложились основы для неподконтрольного властям функционирования евр. общ. жизни и культуры. Повсеместно возникали кружки изучения иврита, религии, истории, философии, клубы знакомств и др. В результате эмиграц. поток из СССР с 1967 привел к отъезду ок. 800 тыс. Е., из них ок. 500 тыс. в Израиль, остальные в зап. страны, гл. обр. в США. В 1989—1991 в результате массовой эмиграции Е. из СССР выехало 500 тыс.

В послевоенные годы численность Е. в России неуклонно падает. Причины этого явления: ненормальный половозрастной состав и низкая рождаемость вследствие нацистского геноцида во время Второй мировой войны и урбанизированной модели расселения; насильственная ассимиляция, вызванная гос. антисемитизмом сов. периода; начавшаяся в нач. 1970-х гг. эмиграция. Уменьшение числ. Е. остается осн. демографич. тенденцией при нек-ром замедлении ассимиляционных процессов, но росте эмиграции. Продолжает сохраняться высокий процент нац.-смешанных браков (68,5%, 1988), низкая рождаемость, резко повышенная доля старших возрастов в популяции. Впервые в истории рос. Е. в дек. 1989 был созван 1-й съезд евр. орг-ций и общин, к-рый создал Ваад, Конфедерацию евр. организаций и общин СССР, в 1992 на съезде в Нижнем Новгороде создан Ваад России, Федерация евр. орг-ций и общин России, в к-рую вошло ок. 200 разл. евр. орг-ций. В стране возникла сеть евр. школ, дет. садов, культурных и религ. центров, науч. и высших уч. заведений, спортивных, жен., молодежных, партийных, в т. ч. сионистских объединений. В России издаётся ок. 10 евр. газет, в их числе «Биробиджанер штерн» на идиш; моек. «Еврейская газета», санкт-петербург. «Ами—Мой народ», самарская «Тар-бут», моек, совместные российско-израильские издания «Бокер» и «Москва — Иерусалим» и др.

В диаспоре неполноправный со-циально-экономич. статус Е. способствовал формированию специфич. культуры и хоз-ва. Большинство Е. жили в городах, до 19 в. часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто) или местечках. Осн. массу составляли ремесленники и мелкие торговцы, значит, часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие Е. в с.-х. произ-ве обычно ограничивалось, но там, где его стимулировали, возникали, как это было на юге Украины, евр. земледельч. поселения. Была характерна высокая доля лиц свободной профессии.

Основу традиц. социальной орг-ции в диаспоре составляла община (кегила), сосредоточенная в гор. поселении или его части; местное самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы). Преобладала малая семья. С 10 в. Е.-ашкеназы перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранялась до недавних пор у Е. Бл. Востока, в частности на Кавказе и в Ср. Азии. Брак матри- и неолокальный у ашкеназов. До недавнего времени бытовал левират.

Традиц. форма поселения в Вост. Европе — местечко (идиш, «штэтл») — переходное от сел. поселения к гор., где Е. составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое евр. кладбище. Традиц. жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось нек-рыми особенностями — спец. аппликациями или росписью на вост. стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников. Евр. костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религ. норм. Универсальные черты традиц. муж. костюма: шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательно покрытие головы спец. шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиц. ашкеназский муж. костюм включал в себя туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.

Характер пищи определяется местными традициями и религ. табу (кашрут, кошерная пища): запрещается смешение молочных и мясных продуктов; из белковой пищи разрешается есть рыбу, только покрытую чешуей, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанной специальным резником (шойхетом). Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда, в частности фаршированная рыба (гефилте фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форшмаки. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетеные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.

Богат песенный и танц. фольклор, сохранивший элементы ближневост. мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились т. н. хасидские песни, нар. драматич. инсценировки и карнавалы (пуримшпил). Для повествоват. фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библ. и талмуд, сюжеты. М. А. Членов (Москва). См. также статьи Горские евреи, Евреи грузинские, Евреи среднеазиатские, Караимы, Крымчаки.