РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

КАБАРДИНЦЫ


КАБАРДИНЦЫ, а д ы г е (самоназв.). Численность в Российской Федерации 386 тыс. чел. (1989), коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в пределах быв. СССР — ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на кабардино-черкесском яз. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские К. — в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1—6 вв. как зихи, в 13—19 вв. как черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13—15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды — самостоят, полит, единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх, князь Кабарды Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В кон. 18 — нач. 19 вв. кабард. князья пытались восстановить свою независимость под знаменем религ., т. н. шариатского движения.

В 16—18 вв. существовала данническая эксплуатация кабард. князьями соседних народов — части осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазин. Советом князей избирался верховный князь Кабарды — уалий. Сохранялись пережиточные архаич. формы публичной власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. Со 2-й пол. 19 в. под влиянием рус. культуры возрастают темпы соц.-экон. развития, появляется нац. интеллигенция. В 1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 — объединенная Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были незаконно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк.

Кабардинка.

АССР была восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, в марте 1992 переименована в Каб.-Балк. Республику. Важную роль в нац. движении играет Конгресс кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремёсла: муж. — кузнечное, оружейное, ювелирное, жен. — сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиц. мотивы шитья — стилизов. элементы животного и растит, мира, характерны рогообразные завитки.

Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. Жилище разделено на неск. помещений с отд. входами.

Кабардинцы в национальной одежде.

Традиц. муж. костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх. — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. Традиц. пища — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до 19 в. преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в т. ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимич. организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также куначество.

Традиционное жилище.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мн. элементы адыгэ хабзэ, наряду с такими хорошо приспособленными к воен. быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре, начиная с 15 в., возрастало влияние ислама, к-рый все более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

Совр. быт все более урбанизируется, но в нем удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. народов, сильно стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народ ное собрание»). Установлены связи с одноименными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Среди кабард. писателей наиб, известны: поэт и филолог 19 в. Ш. Ногмов, сказитель Б. Пачев, А. Шогенцуков, 3. Аксиров, А. Кешоков, Ф. Балкарова, А. Шортанов и др. Развиты проф. театр, музыкальное иск-во, живопись.

Моя ссылка priem-akkumulyatorov.ru ведет на сайт где сдают б у аккумуляторы.