РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

КАЗАХИ


КАЗАХИ, казах (самоназв.), устар. — киргизы, к и р г и з-к а з а к и, к и р г и з-к а и с а к и. Численность в Российской Федерации 636 тыс. чел. (1989). Коренное нас. Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Таджикистане, Китае, Монголии. Общая числ. более 9 млн. чел. Говорят на казах, яз. Письменность на рус. графим, основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Этногенез К. происходил в условиях длит, взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иран. племена эпохи бронзы. В 1-м тыс. до н. э. Казахстан — зона обитания ираноязычных сакских племён. В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и др. тюрко-язычных племён на терр. Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с сер. 1-го тыс. (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В 9—11 вв. политич. гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В 11 —13 вв. терр. Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В сер. 12 в. в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в нач. 13 в. — найманы и кервиты. Последовавшее затем монг. завоевание и вхождение терр. Казахстана в состав монг.-татарских гос-в (Кок-Орда, улус Сибана, Моголи-стан и др.) оказали значит, воздействие на этнич. процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение разл. племён и народностей, в ходе к-рых монголы полностью ассимилировались местным тюрк, населением. В кон. 14 — нач. 15 вв. большинство тюркоязычных племён Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханств. С возникновением Казахского ханства во 2-й пол. 15 в. произошло завершение этногенетич. процесса, оформилась казах, этнич. общность.

Традиционная одежда.

В её составе сложились три кочевых объединения — жуза, каждый из к -рых включал группу племён и занимал обособленный р-н: Семиречье — Старший жуз (улы жуз), Центр. Казахстан — Средний жуз (орта жуз) и Зап. Казахстан — Младший жуз (киши жуз). В 1731 добровольно вошли в состав России К. Младшего жуза, в 1740 — К. Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е гг. 19 в. В составе РСФСР в 1920 была образована Кирг. АССР, переим. в 1925 в Казах. АССР, к-рая в 1936 преобразована в Казах. ССР. В дек. 1991 Верх. Совет Казахстана принял постановление о переим. в Респ. Казахстан. Традиц. занятие — кочевое скотоводство (овцы, в осн. грубошёрстных курдючных пород, кр. рог. скот, козы), в т. ч. коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочёвок достигал 1000—1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определённые пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в осн. на юге — при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе — при вертикальном кочевании, летом — соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах.

Традиционная одежда.

Присоединение Казахстана к России вызвало значит, изменения в х-ве К., в частности способствовало развитию земледелия. Сеяли гл. обр. просо и пшеницу. Традиц. ремёсла у женщин — прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитьё золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин —- ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи. Традиц. поселение — аул. Осн. вид традиц. жилища — юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочёвках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юрто-образные постройки из дерева, плетня, дёрна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй).

Традиц. муж. одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета — узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верх, одежда — халат (шапан); у богатых К. халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть муж. одежды — кожаный пояс. Головной убор мужчин — тюбетейка, поверх неё надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак — зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Юрта.

Традиц. жен. одежда — рубаха-платье, штаны, хл.-бум. платье — тёмное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин — нагрудник из сукна и др. тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Жен. головные уборы различались в зависимости от плем. принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) — высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек — род капюшона из белой хл.-бум., реже шёлковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Казах из Волгоградской области.

Основу традиц. питания с весны и до осени составляло молоко, в осн. в сквашенном виде (катык или айран — из овечьего и коровьего молока, кумыс — из кобыльего); сыр; с ноября — мясные и растит, продукты. Основа традиц. социальной организации — кочевая община, главной ячейкой к-рой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.

У К. сохраняется богатый фольклор (песни, эпич. сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов — акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания. Развивается проф. культура.