РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

КАЛМЫКИ


КАЛМЫКИ, хальмг (самоназв., по-видимому, от тюрк, термина, букв. — «остаток», обозначающего ойрагов, не принявших ислам; есть и др. версии; в рус. офиц. документах этноним К. появился с кон. 16 в., с кон. 18 в. им стали пользоваться сами К.). Численность в Российской Федерации 165,8 тыс. чел., осн. население Калмыкии (146,3 тыс. чел.). Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской обл., Ставропольском крае, Сибири; небольшие группы в Ср. Азии, на Кавказе, в США (ок. 2 тыс. чел.), во Франции (ок. 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по неск. семей). Общая числ. св. 177 тыс. чел. Говорят на калмыцком яз. Письменность с 1925 на основе рус. алфавита, ранее пользовались общеойратской, т. н. старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Верующие — буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть — православные.

Предки К. — зап. монголы ойраты. До 12 в. памятники, относящиеся к формированию этой народности, локализуются в осн. в Прибайкалье и верховьях Енисея. В 12—13 вв. ойраты перемещаются на терр. совр. Зап. Монголии и примыкающие к ней р-ны Алтая и Средней Азии. С нач. 13 в. судьба ойратов тесно переплелась с судьбой остальных монг. племён и родов, объединившихся под властью Чингисхана. В кон. 14 в. ослабленная внутр. раздорами Монгольская империя стала терять одну за др. завоёванные терр. Период феод. раздробленности открыли ойратские князья, они первыми противопоставили себя власти Великого монг. хана и в течение 15—16 вв. воевали: с одной стороны — с Вост. Монголией за сохранение своей независимости от центр, власти, с др. стороны — с Китаем и с тюрк, ханствами Средней Азии за расширение пастбищ и рынки сбыта. К кон. 16 — нач. 17 вв. ойраты, теснимые одновременно Алтынханами Халха-Монголии, казах, ханами и турфанскими султанами, ослабли в этой борьбе. Начались разногласия в среде ойратских нойонов и тайшей (правители улусов), отказывавшихся подчиняться потерявшему значит, часть войска контайше.

Исполнители народной песни.

В этот период у части нойонов и тайшей возникла идея прекращения кровопролитных, чреватых потерей независимости войн и откочёвки на новые земли. После неск. пробных переговоров посольство дербетских тайшей в 1608 было принято рус. царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии рус. подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие. Первая шерть (присяга на верность) была принесена в 1607 неск. дербетскими тайшами. Процесс добровольного вхождения К. в Россию был завершён шертью 1657, данной всеми тайшами одновременно, впервые открыто провозгласившей «вечное подданство и послушание» рус. царю и обязательство служить в рус. армии по его призыву. Первоначально для кочевания К. были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму (терр. нынешних Омской и Тюменской областей). Однако здесь столкнулись интересы К. и сиб. татар, претендовавших на местные пастбища, и К. двинулись на 3., пока не осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими терр. Адм. оформление пребывания Калмыкии в составе России за более чем 300-летнюю её историю неоднократно менялось. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во гл. с ханом, а позднее наместником, признававшее над собою власть рус. царя, сражавшееся в рядах рус. армии, но пользовавшееся относительной автономией в решении своих внутр. дел и правом на самостоятельные внеш. сношения. По прибл. подсчётам, числ. К., принявших рус. подданство, была 270 тыс. чел. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы.

Выступление фольклорного ансамбля.

Впервые эти назв. встречаются в монг. хронике «Сокровенное сказание» (1240), вероятно, восходят к наименованиям войсковых частей и подразделений в армии Чингисхана: торгоуты — дневная стража монг. ханов, охрана ставки, дворца; хошеуты — передовая часть войска, острие, клюв, авангард; дербеты — построенные по четыре в каре; чоросы — одиночный отряд; хойт — задняя часть войска, арьергард. Будучи в основе своей искусственными образованиями, они превратились вначале в довольно чёткие социальные группы с наследств, обязанностями и привилегиями, а по прошествии мн. поколений приобрели определённую этнич. и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значит, имуществ. и социальным расслоением. Этнич. принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика «малых этносов» сохраняется и сейчас, обозначается термином «улу-сизм» и проявляется в быту, полит, жизни не только у российских, но и у зарубежных К. В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны пр-ва России, ушла в Джунгарию, уведя с собой ок. 125 тыс. К. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его терр. включена в Астраханскую губ., ею управляла экспедиция калмыцких дел при канцелярии астрахан. губернатора.

Юные участники фольклорного ансамбля.

Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов (6 торгоутских, 2 дербетских, 1 хошеутовский) управлялись каждый собственным тайшой, при к-ром имелся рус. пристав. Каждый из улусов делился на неск. аймаков, во гл. к-рых стояли зайсанги (должностные лица из числа К.), каждый аймак делился на хотоны. Улусы, аймаки и хотоны были этнотеррито-риальными образованиями. С 1825 по 1847 власти провели ещё ряд реформ, вследствие к-рых появилась должность Главного попечителя калмыцкого народа, канцелярия к-рого находилась при астрахан. губернаторе. Ему подчинялись попечители отд. улусов; с правителями улусов — тайшами и нойонами считались лишь формально. Реформы запретили дробление улусов между сыновьями их правителей (наследовать владение мог только старший сын), регламентировали торг, и экон. связи, ограничивали число монастырей и лам и превратили Калмыкию в рядовую окраинную колонию Рос. империи.

В кон. 19 в. в Калмыкии стали развиваться капиталистич. отношения. В 1892 здесь были отменены крепостное право, зависимость рядовых скотоводов от тайшей, нойонов и зайсангов. Октябрьская революция 1917 и последовавшая за ней гражд. война разделили К. на 2 враждующих лагеря: часть приняла революцию и новый строй, др. (особенно К. Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и др. странах Европы.

Калмычка в народной одежде.

В 1920 была образована Калм. АО, в 1935 преобразована в Калм. АССР. В 1943 К., как и ряд др. народов СССР, подверглись насильственной депортации в р-ны Сибири, Ср. Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие — гибель более V3 части народа, утрата мн. элементов и черт материальной и духовной культуры (языка, религии, нац. школы будд, иконографии, изделий нар. творчества). В 1957—58 автономия была восстановлена, значит, часть К. возвратилась из р-нов выселения на прежние места проживания. Полит., экон., психологич. последствия депортации до сих пор тяготеют над К. В 1990 Калм. АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она наз. Калм. Республика — Хальмг Тангч. Принят ряд важных законов: о гражданстве, о земле, о языке, об учреждении поста Президента Калм. Республики, о частичном возмещении ущерба калм. народу в связи с насильственным выселением в 1943—44 и др.

Основу традиц. экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади — их количество зависело от потребностей армии; кр. рог. скот, козы, верблюды). В сер. 19 в. с возникновением стационарных посёлков К. начали разводить свиней. Рыболовство и земледелие были известны ещё ойратам. Поселившиеся в прибрежных р-нах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четв. 19 в. разорившиеся К. стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, техн. культуры (горчицу, табак, лён), с сер. 19 в. — персики, виноград, орехи (знаменитые сады нойона Тюменя), с нач. 20 в. — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности. Были развиты худ. ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на жен. одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлич. частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архит. детали домов знатных К.). Основа совр. х-ва — паст-бищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и пром-стью по обработке с.-х. продукции. Развивается многоотраслевая пром-сть.

Традиц. поселение имело круговую планировку — наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили обществ, сходки. К моменту прихода в Россию К. сохранили патронимич. орг-цию, объединявшую неск. семей. Селились хотонами — семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С нач. 19 в. появились стационарные посёлки с линейной планировкой. Известны три типа традиц. жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка — это юрта монг. образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочевки. Со временем повозка исчезла, но термин «кибитка» сохранился. Землянки и полуземлянки — жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. Вход с юж. стороны, сев. часть — почётная (для гостей, с домашним алтарём); правая сторона жилища (если стать лицом на Ю.) — муж., левая — жен. В кон. 19 в. у калмыцких богачей и аристократии появились строения рус. типа: деревянные, украшенные резьбой по дереву — в прикаспийских р-нах, кирпичные — в зап. В совр. сел. Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома, каждая квартира имеет две-три комнаты, обязательна веранда. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4, 8, 12 квартир. В городах — типовые многоэтажные дома.

Муж. одежда — приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Жен. одежда — длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось жен. вышитым и муж. наборным металлич. поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище К. среди соседних народов «крас-нокисточные»). Жен. украшения — серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин — серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиц. причёска мужчин и женщин — косы: у мужчин — одна на затылке, у девушек — одна на спине, у женщин — две, по обе стороны груди, на них — чёрные полые накосники с серебряными подвесками.

Основа питания — мясо и молоко. Предпочитаемое мясо — баранина, говядина, менее употребительны конина, верблюжатина, свинина, дичь. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом — туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на к-рой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты — сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток — чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из к-рых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия — пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее — заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи К. 17 в. (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Традиции семейно-родственных поселений были сохранены ими и на новой родине. Малая семья состояла из мужа, жены и детей. Нередко с семьёй сына жили мать или оба престарелых родителя. Иногда с семьёй отца или брата жили незамужние женщины. Калм. семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3—4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей: девушек выдавали замуж вне своего хотона, но предпочтительно в своём аймаке, а сыновьям ко дню женитьбы готовили отд. кибитку. Брак был предметом сговора и между родителями будущей пары. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, к-рые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для «всего, что требует обычай». Калыма, т. е. освящённого обычаем фиксированного выкупа за невесту, не было.

В зависимости от достатка семьи жениха значит, ценность могли иметь подарки, к-рые преподносятся семьёй жениха невесте и нек-рым её близким. Устройство кибитки для молодых также стоило немалых средств. Эти расходы семьи делили почти поровну: семья жениха готовила само жильё, семья невесты готовила внутр. убранство и предметы обихода. Значит, для обеих семей были затраты на устройство свадебных пиршеств. Если семья бедняка не в силах была устроить пир на должном уровне, по договорённости между семьями и самими брачующимися имитировалось похищение невесты. Обряду бракосочетания предшествовал сговор, проходивший в три этапа: предварит, сватовство, повторное обсуждение и формальный сговор. Каждый приход сватов выливался в своеобразный праздник, гл. частью к-рого была обрядовая трапеза. Сваты по традиции должны были принести с собой борт-хо — большую кожаную флягу молочной водки, минимум одну тушу барана и меру борцогов (эта традиция не всегда соблюдалась). Свадебная обрядность проходила в значит, мере под надзором и руководством священнослужителей. Зурхачи (астролог) определял по гороскопам, благоприятен ли будет брак новой пары, и назначал счастливый день и час для гл. обряда. Полный цикл обрядов занимал три и более дня.

Осн. жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героич. эпос «Джангар», исполняемый сказите-лями-джангарчи; в 1990 К. отметили 550-летие этого памятника. Наиб, известные деятели нац. культуры: Зая Пандита — создатель калм. письменности тодо бичиг (17 в.); Батыр Убаши — Тюмень, автор «Сказания о дербеной-ратах» (19 в.); А. Амур-Санан, автор первого романа-хроники нач. 20 в. «Мудрешкин сын»; поэты С. Каляев, К. Эредженов, Д. Кугультинов; прозаики М. Басангов, Т. Бембеев, А. Бадмаев, Л. Инджиев, худ. И. Нусхаев, Г. Рокчин-ский, К. Ольдаев и др.

Ещё в 13 в. предки К. ойраты познакомились с буддизмом. В 16 в. его сев. ветвь — ламаизм стал нац. религией монголов и отколовшихся от них К. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верх, иерарх всех ламаистов далай-лама. Группы К., к-рые с кон. 17 в. стали откалываться от их осн. массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. Царское пр-во поощряло христианизацию К. налоговыми льготами, защитой от поборов со стороны знати. По отношению к ламаистскому духовенству царское пр-во проводило политику ограничения его числ., но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага. К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в дек. 1943, когда началась депортация К., не было ни одного. После 1957 К. предпринимали безуспешные попытки возродить будд, общину. Сдвиги начались с конца 80-х годов, совпав по времени с оживлением и возрождением всех конфессий на терр. СССР. В 1989 в Элисте была зарегистрирована будд, община, открылся молитвенный дом.

К кон. 1992 их стало 5 (в т. ч. у К. Астрахан. обл.). Планируется стр-во неск. хурулов, реставрация единственного уцелевшего в ходе общего разгрома Хошеутовского хурула, находящегося на терр. Астрахан. обл. Дважды (1991, 1992) у К. побывал далай-лама XIV, восстановлено прямое подчинение калм. общины администрации далай-ламы, минуя находящееся в Бурятии Центр, духовное управление буддистов России. Постепенно исчезает из обращения термин «ламаизм», заменяемый «буддизмом» (общий процесс для будд. терр. России и Монголии), подчёркивается не специфика центр.-азиатской формы буддизма, а конфессиональное единство всего будд. мира. В Элисте открыт Ин-т возрождения калм. языка и буддизма, начал выходить журнал «Мандала», посвящённый истории буддизма в целом и его калм. разновидности. Одновременно возрождаются нац. праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калм. яз. и традиц. культуре, готовятся нац. кадры воспитателей дет. садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов. К 1993 в Калмыкии действовало более 10 политических партий, ассоциаций и обществ, движений, из к-рых наиб, активны Движение калмыцкого народа, Союз казаков Калмыкии, Молодежная буддийская ассоциация Калмыкии. В 1992 прошли Съезд калмыцкого народа и Съезд народов Калмыкии, принявшие решения о политич., экономич., нац. возрождении как республики в целом, так и каждого живущего на её земле народа. С 1990 наладились контакты с заруб. К., принимающими активное участие в нац. возрождении.