КАРАКАЛПАКИ


КАРАКАЛПАКИ, каракалпаки (самоназв.). Числ. в Российской Федерации 6155 чел. Живут гл. обр. в городах (73,7%); этим они отличаются от К. Ср. Азии — в осн. сельских жителей. Общая числ. 423,5 тыс. чел., в т. ч. в Узбекистане — 411,9 тыс., коренное нас. Каракалпакстана (389,1 тыс. чел.); живут также в Ферганской и Хорезмской областях Узбекистана, в Туркмении, Казахстане и Афганистане. Говорят на каракалпакском яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7—2 вв. до н. э. у юж. берегов Аральского м. В 6—8 вв. с местным населением частично смешались тюрк, племена. В 8—10 вв. в среде печенегов и огузов началось формирование К. Часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из басе. Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В 14-—15 вв. на этногенез К. оказали влияние их связи с ногайцами. С кон. 16 в. К. упоминаются в ср.-азиат, источниках. В 17 — сер. 18 вв. жили по ср. и ниж. течению Сырдарьи. В сер. 18 в. ббльшая часть К. переселилась на Жанадарыо — зап. проток дельты Сырдарьи. К 1811 К. были подчинены хивинским ханом и переселены в дельту Амударьи. В 1873 терр. К. на правобережье Амударьи вошла в состав России.

Традиц. занятия К. — полуоседлое скотоводство (гл. обр. кр. рог. скот), сочетавшееся с ирригац. земледелием и рыболовством. Ремёсла — резьба по дереву, тиснение по коже, ювелирное, ткацкое, ковроделие, вышивка. Традиц. жилище — юрта, а также разл. типы глинобитных домов. Наиб, характерен там — прямоугольный дом (20x12 —- 15 м), объединяющий жилые и хоз. помещения, хлев и крытый двор для юрты. На Ю. у зажиточных К. были усадьбы, укреплённые глинобитными стенами. В сел. местности частично продолжают бытовать дома типа там и юрта в качестве летнего жилища.

Традиц. костюм сохраняется лишь у старшего поколения. У мужчин он включает рубаху навыпуск, штаны, заправленные в сапоги, халат (шапан), подпоясанный кушаком или платком, зимой — овчинный тулуп (тон, постын). Головной убор — чёрная овчинная шапка (шогирме, кураш). Жен. одежда — рубаха-платье (койлек), штаны (ыштан), камзол, безрукавка, халат, зимой — шуба; бытовала жегде — накидка типа узб. и тадж. паранджи, но без чачвана (женщины К. не закрывали лицо). Костюм дополняли серебряные украшения — нагрудные, браслеты, серьги, перстни, иногда — кольцо в ноздре. Молодые носили платье ярких расцветок, пожилые — белое или тёмное, цвет траура — синий. Головной убор — урамал (длинный кусок ткани, повязанный на тюбетейку в виде чалмы). Давно вышли из употребления киймешек (расшитая накидка на голову и плечи с вырезом для лица) и свадебный головной убор невесты — саукеле (плотная круглая шапочка с наушниками, украшенная металлич. бляхами и подвесками).

Основа традиц. пищи — мучные и крупяные блюда (лепёшки, похлёбки, каши), молочные продукты — кислое молоко (катык), сливки, айран, сыр (курт). Рыбу едят преимущественно в жареном виде. Из овощей употребляют тыкву и дыню (в свежем и сушёном виде). Сохраняется богатый фольклор: лирич. и обрядово-бытовые песни, сказки, легенды, богатырский эпос («Алпа-мыс», «Кырккыз», «Коблан» и др.), исполняемый нар. певцами (бахсы) и сказителями (жырау), на праздниках — насмешливые песни-диалоги. Осн. муз. инструменты — дутар (щипковый), кобуз (смычковый), най и сурнай (духовые), дэп (бубен).