РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

КЕТЫ


КЕТЫ, кет (самоназв. — «человек»), к е т о (неправильное местное), остяки, енисейские остяки, е н и с е и ц ы (устар.). Численность в Росохотников таёжной зоны (землянка, способы заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и рыб и др.) и юж.-сиб. и центр.-азиат. кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.). Заимствованное во 2-й пол. 17—18 вв. у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех К., часть их, в т. ч. вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Свайный лабаз в тайге.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки иорудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере, были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (животных, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари. Традиц. жилище — конич. чум с остовом из шестов и берестяными покрышками, а также землянка с каркасом из наклонных бревен. Временные укрытия — яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и др. Хоз. постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у К. появились в нач. 20 в. Перекочевывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долблёнки-однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

Традиционная одежда.

Нац. одежда (муж. и жен.): суконный халат и стеганый халат на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижняя одежда и летняя обувь изготовлялись из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

Кет в зимней промысловой одежде.

Пища — варёная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пищу готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания К. пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай. Характерны дуально-экзогамное деление, патрилинейный счет родства, особая роль кровнородств. связей в производств, жизни, распределении добычи, использовании и наследовании угодий. С кон. 18 в. К. объединялись в управы (волости), внутри к-рых жили отдельными стойбищами из неск. семей.

Установка чума.

Сохранялись традиц. верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологич. представлений о мире. В образе верх, бога Есь («небо», «бог») олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелётных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов-семейных охранителей, духов-хозяев отд. мест и промысловых животных. Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий («медвежий праздник»). Шаманство у К. не было проф. Гл. функцией шаманов было лечение и предсказания. Среди мифологич. и фольклорных сюжетов распространены космогонич.: о происхождении мира и человека, мифич. Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в кам. хребет на вост. берегу Енисея; о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и др. Популярностью пользовались загадки и песни-импровизации. Распространенным муз. инструментом был варган (из кости или дерева). Градиц. изобразит, иск-во — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

Землянка.

В период советской власти шло интенсивное разрушение традиц. образа жизни. Хоз. реорганизации (колхозы-промхозы; организация посёлков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отд. из них) привели к сокращению роли К. в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство. Изменилась соц.-проф. структура. 17,8% К. — гор. жители. Появилась собственная интеллигенция, часть К. ориентирована на непромысловые занятия. С развитием коммуникативных связей в быту стали преобладать гор. формы (в одежде, оборудовании и интерьере домов и др.). Сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лыжи, ручные нарты, лодки) и зимняя обувь, а также отд. орудия труда.

Группа кетов.

Имеют тенденцию к сокращению из-за постепенной утраты культуры производства. Сокращение уникального производств, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации нац. самосознания. В среде интеллигенции растет интерес к своему ист. прошлому, нац. культуре. Восстановлено прерванное в 30-е гг. 20 в. преподавание кетского яз. в школах. Созданы букварь и др. пособия на кетском яз. Предпринимаются меры по организации сел. музеев и культурных центров.