РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

КИРГИЗЫ


КИРГИЗЫ, к ы р г ы з (самоназв.). Численность в Российской Федерации ок. 41,7 тыс. чел. Осн. население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане,Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в зап. р-нах), на С.-В. Афганистана и Пакистана. Общая числ. более 2,5 млн. чел. Говорят на кирг. яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Традиционная одежда.

Кирг. этнос формировался на основе двух этнич. массивов: центр.-азиат, южносибир. и среднеазиат. Согласно письменным источникам, на терр. Центр. Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времен до 16 в. упоминаются этнич. назв.: саки, усуни, юечжи, хунны, эфталиты, дулу, нушиби, тюр-геши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канг-лы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана. Процесс сложения К. шел с нач. 2 тыс. и завершился на рубеже 15-16 вв. Енисейские К., переселившиеся в 9-10 вв. (возможно и позднее) на Тянь-Шань, составляли осн. ядро в формировании К. Согласно географич. сведениям о древних К., их прародиной считается Сев.-Зап. Монголия с ц. в окрестностях озера Хиргис-нур. В сер. 1 в. до н. э. К. населяли в осн. Минусинскую котловину, уход К. из Сев.-Зап. Монголии к С. от Саян связывается с передвижением на С.-З. гуннов.

До прихода К. Минусинскую котловину населяли динлины, к-рые были ассимилированы пришельцами из р-на озера Хиргиснур. Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (1-5 вв.). На основании археол. материала (в т. ч. портретных погребальных масок) и кит. источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего её тепсейский этап (3-5 вв.), древнекирг. или прото-кирг. культурой. В 6-8 вв. енисейские К. входили в Тюркский каганат, сохраняя известную полит, самостоятельность. В сер. 8 в. К. становятся даннинами уйгур, ханов (сменивших тюрк, каганов), вступают в борьбу с уйгурами, к-рая оканчивается в 1-й пол. 9 в. победой К. и установлением их господства в Центр. Азии (Кирг. каганат). К. в 40-х годах 9 в. завоевали племена Алтая, верх. Енисея и Монголии. Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с кит. ими. двором и распространяет свою власть на 3. до степей совр. Казахстана, на Ю. - до Тибета. Власть енисейских К. в 9-10 вв. распространяется на терр. от Маньчжурии на В. до р. Иртыш на 3., от Красноярска на С. до Вост. Туркестана на Ю. Часть енис. К., преследуя уйгуров на Ю.-З., проникла в Вост. Тянь-Шань, где они составили впоследствии осн. ядро кирг. народа.

Однако в перв. четв. 10 в. под давлением киданей енисейские К. оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию. Свед. о енис. К. 11-12 вв. немногочисленны. Накануне монг. завоевания они образовывали два княжества Кыргыз (в Минусин. котловине) и Кем-Кемджиут (на Верх. Енисее). В 1209 они были захвачены Чингисханом. К нач. 17 в., когда на Енисее появились русские, енис. К. были численно небольшой группой. Во 2-й пол. 17 в. границы кочевий К. сместились по Енисею на Ю., вплоть до Саян, хребта. Остатки енис. К. вошли в состав хакас, народа.

Девушка в традиционном головном уборе.

Древние К. на Енисее вели комплексное х-во, в к-ром сочетались полукочевое скотоводство с земледелием. Часть земель орошалась сетью каналов. В горнотаежных районах были развиты оленеводство и охота. Жилище древних К. было трех типов: юрты, срубные дома с двускатной крышей, каркасные шестиугольные постройки. Разнообразны типы поселений. Жили на стоянках - летовках, в небольших посёлках, постоянных кр. поселениях. Покойных сжигали, а пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах - склепах, где нередко погребали св. сотни людей.

В 6-12 вв. енисейские К. занимались скотоводством и земледелием, охотились на лосей, кабаргу и пушных зверей. Зимой для охоты использовали лыжи. Значит, развития достигли ремёсла, особенно выплавка железа и кузнечное дело. Торговали с Китаем, Вост. Туркестаном и Ср. Азией. Покупали шёлковые ткани, лемехи для плугов, сосуды. Выменивали меха у "лесных народов" на изделия ремесла и хлеб. Продавали скот, пушнину, мускус, ископаемые бивни мамонта, ценные сорта капа (нароста на березах), чрезвычайно прочные и острые мечи.

К. жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров. Одежду богатых шили из привозных шёлковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин. Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у К. на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе "Манас" - "ак-калпак"). Наряду с тралм" верованиями судя по енисейским рунич. текстам, часть К. исповедовала христианство и манихейство. Археол. находки буддийских статуэток позволяют высказать предположение, что X. были знакомы и с буддизмом.

Сборка юрты.

Раннефеод. гос-во енисейских К. представляло сложную этносоциальную общность, состоявшую из этноса-элиты(собственно К.) и ряда подвластных им племён, занимавших разл. места в соц. иерархии. Кроме К., известно привилегированное племя "доблестного народа булсар" и народ "ач". Низший статус занимали горнотаежные племена охотников и оленеводов. Вся терр. делилась на шесть округов (багов), в которых правили беги.

Традиц. занятие К. - кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). До присоединения к России разводили гл. обр. лошадей, в меньшем кол-ве - овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение кр. рог. скота, особенно в бедняцких х-вах. В Вост. Памире и юж. части Ошской обл. разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще - поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в т. ч. с помощью ловчих птиц, - одно из древнейших занятий К. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, самородное золото. Юж. К. жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.

За годы сов. власти К. перешли к оседлости. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизир. земледелие (зерновые, техн. и др. культуры), созданы разл. отрасли тяжёлой и лёгкой пром-сти. Выросли нац. кадры рабочего класса, интеллигенции.

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиц. материальную культуру К. До 50-60-х гг. 19 в. К. жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми гл. обр. по генеалогич. признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) осн. масса К. продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, к-рая делилась на муж. и жен. половины. За годы сов. власти условия быта К. в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части К. как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.

Ансамбль "Киргизия".

Традиц. одежда разнообразна. На С. жен. костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В юж. р-нах платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Жен. нац. головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан - элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи). Муж. костюм на С. - туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на Ю. - длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиат. покроя, с широким шагом. Зимняя одежда - нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью.

Трапеза в юрте.

Распространённый головной убор - белая войлочная шляпа (калпак, неск. вариантов), зимой - шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь - мягкие сапоги с калошами. Ныне нац. особенности одежды сохраняются гл. обр. в сел. местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т. д.). Традиц. пища в осн. молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда - кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиц. лепёшек, готовят боорсок - кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток - чай (на Ю. гл. обр. зелёный, на С. чёрный, в нек-рых местах - с молоком). Популярные виды спорт, развлечений - скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель к-рых - поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

Сохраняется богатый фольклор (ге-роич. эпос "Манас", исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Сформировалась проф. культура. Богат песенный и инструментальный муз. фольклор.