РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЛЕЗГИНЫ


ЛЕЗГИНЫ, л е з г и я р (самоназв.). Числ. в Рос. Федерации 257,3 тыс. чел., коренное нас. Ю.-В. Дагестана (Курахский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Ахтынский, частично Рутульский и Хивский р-ны, 204,4 тыс. чел.) и прилегающих р-нов Азербайджана (Кубинский и Кусарский р-ны, 171,4 тыс. чел.). Общ. числ. в быв. СССР 466 тыс. чел. Л. часто наз. всё горское нас. Дагестана. Говорят на лезгинск. яз. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (гюнейский, яркинский, курахский диалекты, гильярский и гельхенский говоры), самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры), кубинекая (кубинский диалект). Лит. яз. на основе гюнейского диалекта. Распространён также азерб. язык. Верующие - мусульмане-сунниты, в с. Мис-кинджа Ахтынского р-на - шииты.

Традиционное жилище.

Предки Л. издавна населяют терр. Дагестана, входили в гос-ва Кавказская Албания (до 5 в.), Лакз (до 13 в.) и др. С 13-14 вв. из них возникают автономные политические образования - союзы сел. обществ ("вольные общества"), объединенных вокруг крупных селений (Ахты-пара, Курах, Алты-пара, Кюре, Докуз-пара). До 16 в. нек-рые из них (Ахты-пара, Курах) временами попадали в зависимость от азерб. Ширвана. В 18 в. часть Л. входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, в кон. 18 в. с. Курах становится резиденцией Казикумухского правителя (см. в ст. Лакцы), в 1812 - столицей самостоят. Кюринского ханства, объединившего Курахский, Кушанский, Агульский и Ричинский союзы. Союзы Самурской долины (Ахтынский, Алтыпаринский, Докузпаринский) сохраняли независимость. В 1806 кубинские Л., а в 1813 - остальные Л. вошли в состав России (Кубинский уезд Бакинской губ., Кюринское ханство, затем окр. и Самурский окр. Дагестанской обл.). С 1920 кубинские Л. - в составе Азербайджанской ССР, кюринские и самурские - Даг. АССР.

Традиционный костюм.

Как и др. народы Дагестана, Л. принадлежат к неск. хоз.-культурным ареалам: равнинно-предгорному (пашенное земледелие и стационарное скотоводство), среднегорному (террасное земледелие и отгонное скотоводство) и высокогорному (земледелие на склонах и подвижное, т. е. отгонное с частичным отходом населения помимо пастухов, скотоводство). Земледелие (пшеница, ячмень, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые, с 19 в. картофель, с 20 в. - огородные, бахчевые культуры, конопля, лён, табак) преобладает в Сулейман-Стальском и Магарамкентском р-нах, животноводство (в осн. овцы, также козы, кр. рог. скот, лошади и др.) - в Курахском, Хивском и Ахтынском; зимние пастбища находились в осн. в Сев. Азербайджане. В 20 в. развились шелководство (особенно в Азербайджане), садоводство (особенно в Ахтынском, Сулейман-Стальском и Магарамкентском р-нах). Традиц. орудия - горский плуг-рало в упряжке из пары волов (туьрез), на равнине - отвальный плуг в упряжке из 2-4 пар волов (куьтен); серпы (баск!ум); молотильные доски (ругунар); сито для зерна (саф); ручная мельница (гьимин, регъвер), водяная мельница (цинрегьвер). Муж. работы - пахота, сев, полив, косьба, садоводство, выпас скота; жен. - прополка, мотыже-ние, уход за скотом и птицей; общиеработы - уборка хлеба и сена, молотьба. Кроме домашних ремёсел (резьба по дереву, прядение, ткачество, вязание шерстяных носков, особенно в с. Ахты, произ-во войлока, ковров и др.) существовали ремесл. центры: Ахты (кожевенное, сапожное, кузнечное и др.), Икра (оружейное, ювелирное) и др. Было развито отходничество (особенно в Самурском и горной части Кюринского округа), в осн. в Азербайджан, часто сочетавшееся с отгоном скота на зимние пастбища. Многие Л. оставались на нефтяных промыслах Баку.

Традиционное поселение.

Основа традиц. соц. организации - сел. общины (джамаат), объединявшиеся в "вольные общества". Хозяйство и быт общины регулировались адатом, во главе её стоял кадий. В 19 в. на терр. Кюринского ханства распространилась власть беков (главным образом из кази-кумухских ханских родов). Семья в осн. малая, но до нач. 20 в. сохранялись большие семьи (ч!ехи хизан), элементы патриархально-родовых отношений в виде патронимических групп (тухум, сихил, экьреб), преференционная эндогамия, взаимопомощь, кровная месть и др. Брак заключался по шариату. Ему предшествовали сватовство, сговор между родственниками молодых, сопровождавшийся обменом подарками, договором о калыме и т. п. Свадьба начиналась пиршествами в домах жениха и невесты, затем жених в сопровождении друзей отправлялись за невестой (ей полагалось отказываться выйти к ним) и перевозили её на коне или в экипаже, с закрытым лицом, в дом жениха. В брачный поезд кидали деньги, орехи, сласти и др. В доме невесту сажали на сундук с приданым в отд. комнате. В продолжение свадьбы она должна была сидеть молча в окружении женщин. Около полуночи к ней приходил жених. Особыми обрядами сопровождалось приобщение новобрачной к новой семье: ввод в общую комнату, первый выход за водой, снятие избега-тельных запретов.

Ворсовый ковёр. Селение Микрах.

Поселения (хуър) делились на кварталы (мягъле), населявшиеся родств. группами (тухумами). Поселения в горах имеют кучевую, нередко террасную планировку. Древнейшая часть поселения находится в верх, труднодоступной части склона, позднейшие кварталы - на более пологой ниж. части. В центре или на окраине селения расположена площадь с мечетью и др. обществ, зданиями. Равнинные части старых поселений и новые поселения на равнинах, возникшие в 20 в., имеют разбросанную или уличную планировку, много зелени. Традиц. жилище - каменное, на равнине саманное, часто Г-, П-образной формы или в форме замкнутого квадрата, с плоской земляной крышей и внутр. двориком, в горах - двух- и многоэтажное с узкими окнами-бойницами, на равнине - одно-, двухэтажное. Первый этаж составляют хлевы (цур) и крытый двор (къап), во втором этаже - жилые комнаты (к!вал) - семейная (хзандин к!вал), кунацкая (тавдин кIвал) и кладовая с ткацким станком (кркадин к!вал). Наиболее богатым был интерьер кунацкой. В семейной комнате находился камин, по стенам - ниши, у потолка - полки (кьа-ц!ар) для глиняной, медной и деревянной посуды, у входа - шкаф для сундуков и ящиков внизу и посуды наверху. Стены завешиваются тканями и коврами. Рядом с домом ставится сенник (мульхц), во дворе - печь с плитой (хьар) для выпечки пресного хлеба и земляная печь (т!анур) для выпечки квасного хлеба. Лестница со двора ведёт на галерею в верх, этаже, на к-рую выходят комнаты. С сер. 19 в. появляются балконы и галереи, выходящие на улицу, стропильные крыши, развивается многофункциональность внутр. помещений (столовая, спальня, детская, кабинет и др.). Иногда верх, этажи домов близких родственников соединяются крытыми галереями-переходами.

Безворсовый ковёр. Селение Орта-Стал.

Традиц. муж. одежда - рубаха, штаны, бешмет (валчагь), папаха (бармак), по праздникам или в дорогу - черкеска (чухва) с серебряным поясом (произ-во мастеров Ахты и Икры), в холодную погоду - башлык из верблюжьей шерсти, большая овчинная шуба с ложными рукавами и большим отложным воротником (кавал) и более лёгкая дорожная и рабочая шуба (к!урт), пастушеская войлочная накидка (лит), обувь - поршни из сыромятной воловьей кожи (ша-ламар), вязаные шерстяные сапоги с разноцветным орнаментом и загнутыми кверху носами. Жен. одежда - белая нательная рубаха, шаровары и платье (красные, чёрные, жёлтые, синие), бешмет, шуба-кавал, поршни, шерстяные носки (с более ярким и мелким рисунком, чем мужские), часто заменяющие др. обувь, головной платок и чухта (шуткъу), серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Традиц. костюм в осн. вышел из употребления, сохраняются, особенно в горах, его элементы (папаха, кавал, сыромятная обувь, носки, платки).

Осн. традиц. блюда - галушки (хин-кал), вареники (дуьшпаре, пич!екар) с начинкой из мяса, творога, яиц, мясной суп (бозбаш), молочный суп, жареное мясо (кабаб) с гарниром из картофеля и фасоли (гатай кабаб), шашлык, плов, блюдо из курицы (джигиртма), голубцы (долма), слоёные пироги (цик!ен), тонкие пироги (афарар), ватрушки, халва, сыр. Хлеб - пресные тонко раскатанные лепешки (хьарин фу) и квасной (чъвар къвай фу). Разнообразны обрядовые блюда: при родинах готовилась мучная каша (хешил), халва из масла, муки, мёда (исида), на свадьбе и поминках - овсяная или просяная каша (ц!уь-куьн аш), на свадьбе - сваренная целиком баранья туша (бирганд), слоёный пирог с сыром, мясом, зеленью (кумба), пресный хлеб с мёдом (гузан) и др.

Джурабы. Селение Койсун.

Л. создали богатый фольклор: эпос "шарвели", сказания, песни и др. Известно творчество поэтов-ашугов 19 в.: Сайда Кочхюрского, Мазали Али, Кусара Абдуллаха. Традиц. муз. инструменты - чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен. Праздники (весенний Новый год "яран сувар", праздник цветов "цуькверин сувар", урожая и др.) сопровождаются играми, зрелищами.

Письменность с 10 в. на осн. араб, графики. В 15 в. распространяется вариант араб, алфавита, приспособленный к особенностям дагестанских яз. - "аджаме". В 1928 создана письменность на лат. и в 1938 - на рус. графич. основе. Первый проф. поэт - Этим Эмин (1837- 89). Лидеры лезг. нац. движения - Мухаммед Ярагский (1761-1838), Мирза-Али Ахтынский (1780-1856), Гасан Алкадари (1834-1910) были сторонниками развития связей с Россией. В 20 в. создаётся проф. лит-pa (СулейманСтальский, А. Фатахов, Тагир Хурюг-ский, 3. Эфендиев, А. Агаев, И. Казиев, Ш. Мурадов), музыка (Г. Гасанов, С. Каримов, М. Гусейнов и др.) и изобразит, искусство (скульпторы X. Н. Аскар-Сарыджа, Г. Гейбатов и др.).

С кон. 1980-х гг. активизируется нац. движение Л., созданы общество "Садвал" ("Единство") и культурный центр "Шарвели".