РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЛИТОВЦЫ


ЛИТОВЦЫ, л е т у в я и (самоназв.). Числ. в Рос. Федерации 70,4 тыс. чел., из них (тыс. чел.) в Калининградской обл. (18,1), Москве (3,2), Иркутской обл. (20), Свердловской обл. (1,6), Пермской обл. (1,2). Л. - осн. нас. Литвы (2924,3 тыс. чел.). Живут также в Латвии (34,6 тыс. чел.), на Украине (11,3 тыс.), в Казахстане (10,9 тыс.), Белоруссии (7,6 тыс.), Эстонии (2,6 тыс.), Узбекистане (1,6 тыс.), Грузии (1,0 тыс.); США (350 тыс.), Канаде (30 тыс.), Польше (15 тыс.), Австралии (10 тыс. чел.) и др. Общ. числ. 3,5 млн. чел. Говорят на литов. яз., осн. диалекты - жямайтский и аукштайтский, лёгшие в осн. литературного литое, яз. Письменность с 16 в. на осн. лат. графики. Верующие - в осн. католики.

Традиционный костюм.

Предки Л. - др.-балтские племена, отождествляемые с носителями неолитич. культуры ладьевидных топоров, появились в басе. Немана и Даугавы в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э., ассимилировав автохтонное нас. В нач. н. э. здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав Л., - собств. Л., или аукштайты (литва рус. летописей), жямайты (жмудь), скальвы (шалавы), надрувы, а также часть судавов (ятвяги), юж. группы куршей, земгалов и селов.

Традиционное жилище Восточной Литвы.

В 9-12 вв. складываются гос. образования - княжества-"земли": Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в 1-й пол. 13 в. под властью аукштайтских князей в Великое княжество Литовское (включая сев.-зап. области Белоруссии - т. н. Чёрную Русь). Литов. гос-ва поддерживали тесные контакты с Русью, о чём свидетельствует договор 1219 между галицко-рус. и аукштайтскими князьями, передаваемый рус. летописью. Об этом говорит также распространение в Литве рус. письменности и языка. В 13-14 вв. Л. вели борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382-98 Жямайтию. Со 2-й пол. 13 в. Великое княжество Литовское стало присоединять зап.-рус. земли, включая к сер. 15 в. Поднепровье и верховья Оки и Волги. В 16 в. часть этих земель вновь отошла к Московскому княжеству. В 1387 Литва приняла католичество (Жямайтия - в 1413). С этого времени усиливались её связи с Польшей, приведшие к образованию н 1569 единого польско-литов. гос-ва - Речи Посполитой. Литов. феодалы подверглись полонизации. В результате 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 осн. терр. Литвы отошли к России (за исключением Занеманья и Клайпед-ского края, до 1815 остававшихся в составе Пруссии). Л. активно участвовали (особенно в Жямайтии) в польск. восстании 1830-31, что вызвало репрессии царского пр-ва (в частности, закрытие Вильнюсского ун-та). В 1918 была образована независимая Литов. республика.

Традиционное жилище Западной Литвы.

Осн. занятия Л. - земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с кон. 18 в. - картофель) и животноводство (лошади, кр. и мел. рог. скот, свиньи). На побережье развито также рыболовство. Традиц. ремёсла - кузнечное, резьба по дереву, гончарство, ткачество, вышивка. Древнейший тип поселения - деревни с кучевой планировкой, с сер. 16 в. распространилась уличная планировка, в 19-20 вв. - однодворки (на 3. они известны с древности). Традиц. усадьба кроме жилого дома включала обычно хлев (твартас), клеть (клетис, свирнас), гумно (клуонас) и баню (пиртис). Традиц. жилище срубное с двускатной крышей из соломы, тёса или черепицы. Имело три локальные разновидности: жямайтскую (троба) и занеманскую (гринциа), близкие к зап. типу латыш, традиц. жилища, и аукштайт-скую избу (пиркиа), близкую к жилищ\ вост. славян и латышей и эстонцев Вост. Прибалтики.

Традиц. жен. костюм сохранялся в быту до 19 в., имел локальные варианты: жямайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский. Основу сто составляют длинная холщовая рубаха (марскиниай), юбка (обычно две-три) (сиёонас), тканый или плетёный пояс (юоста), передник (пи-рюосте), безрукавка (лиемене), наплечное покрывало (скара), жен. полотенчатый голов, убор (намитка, нуометас) и девичий венок из галуна. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (кел-нес), жилета и кафтана из холста или сукна. Традиц. блюда - борщ, щи, молочные супы с мукой и крупой или картофельными клёцками, картофель с молоком или простоквашей, картофельные и мучные похлёбки, картофельные блины и др.

Литовка с традиционным музыкальным инструментом.

Традиц. семья большая, но малые семьи существовали с 13-14 вв. С 15-16 вв. литов. крестьяне селятся на белорус, землях. В 17 в. известны литов. мастера в Оружейной палате в Москве. После подавления крестьянских восстаний 1830-60-х гг. литов. ссыльные поселенцы появляются в Сибири. Массовая миграция Л. началась с 1860-х гг. в связи с отменой крепостного права и обезземеливанием литов. крестьян. С 1861 по 1914 Литву покинули 700 тыс. чел., из них 300 тыс. переселилось в США, 400 тыс. - в Россию. Л. селились в кр. пром. центрах (Петербург, Рига, Одесса и др.), крестьян, сел. колонии возникают в Белоруссии, Смоленской, Калужской, Тульской и др. губ. После закрытия Вильнюсского ун-та и Вильнюсской медико-хирургич. академии мн. литов. профессора стали работать в уч. заведениях Петербурга, Москвы, Казани, Томска. Были созданы "Петербургское благотворительное общество литовцев и жямайтов" (1892-1918), "Общество по оказанию помощи московским литовцам" (1903-14), куль-турно-просвет. об-во "Рута" в Одессе.

Мн. Л. внесли вклад в рус. культуру, в частности Ю. Балтрушайтис - поэт, писавший на лит. и рус. яз. С началом 1-й мировой войны из Литвы эвакуируются на В. пром. пр-тия и уч. заведения, в России поселяются ок. 300 тыс. литов. беженцев: в Петрограде и его окрестностях (ок. 150 тыс.), на Украине (ок. 50 тыс.), а также в Москве, Воронеже, Тамбове, Ярославле, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре. Было образовано "Литовское общество помощи пострадавшим от войны" (1914-18), имевшее отделения в 122 городах России. В Петрограде, Москве. Воронеже работали нац. школы, были созданы литов. культурно-просветит. об-ва, в Петрограде работал литов. геатр, в Петрограде и Воронеже издавались газеты на литов. яз.

По договору между РСФСР и Литвой 1920 большинство литов. беженцев, а также старых поселенцев в нач. 1920-х гг. вернулось на родину. В 1926 в России проживало 26,9 тыс. Л., из них 8,6 тыс. в сел. местности, в Белоруссии - 6,8 тыс., на Украине - 6,8 тыс., Закавказье - 0,6 тыс., в Ленинграде - более 6 тыс., Москве - ок. 3 тыс. Сохранившиеся литов. сел. поселения (в Смоленской, Саратовской, Новосибирской, Томской и др. обл.) во время коллективизации были превращены в нац. или смешанные колхозы. Центром культурной жизни Л. СССР был Минск: здесь существовал литов. сектор при АН БССР, издавались литов. газета "Красный пахарь" (1927-37), учебники и лит-ра на литов. яз.; в Москве издавался литов. журнал ("Наковальня", 1931-38), в Москве и Ленинграде существовали литов. нац. клубы. В 1937-38 все нац. организации были ликвидированы, многие Л. репрессированы. После включения Литвы в состав СССР (Литов. ССР в 1940-90) 13-14 июня 1941 в Сибирь из Литвы было депортировано 7439 семей; в 1944 - 29 923 семьи. Ок. 20 тыс. жителей Литвы было эвакуировано в осн. в Горьковскую обл., а также др. обл. Поволжья, Среднюю Азию и Казахстан.

Из совр. Л., проживающих в России, 73% живут в городах. С кон. 1980-х гг. создаются об-ва литов. культуры в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле.