РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

МАРИЙЦЫ


МАРИЙЦЫ, мари, марий (самоназв. - "человек", "мужчина", "муж"), черемисы (устар. рус. назв.). Числ. в Рос. Федерации 643,7 тыс. чел. М. - коренное нас. Респ. Марий Эл. Числ. в Респ. Марий Эл 324,4 тыс. чел. Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс. чел.), Татарии (19,5 тыс. чел.), Удмуртии (9,5 тыс. чел.), Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской обл.

Традиционная одежда.

Подразделяются на 3 осн. субэтнич. группы: горные, луговые и восточные. Горные М. населяют правобережье Волги, луговые - Ветлужско-Вятское междуречье, вост. М. живут к В. от р. Вятка, гл. обр. на терр. Башкирии, куда переселились в 16-18 вв. Говорят на мар. яз. Выделяются наречия: горное, луговое, вост. и сев.-западное. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - преим. православные и приверженцы "марийской веры" (марла вера), сочетающие христианство с традиц. верованиями. Вост. М. в осн. придерживаются традиц. верований.

Ядром формировавшегося в 1-м тыс. н. э. в Волго-Вятском междуречье др.-мар. этноса были финно-угорские племена. В 10 в. М. упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в становлении и развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюрк, народами (волжско-камскими болгарами, чувашами, татарами). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами. Интенсивные связи с русскими, особенно после вхождения М. в состав Рус. гос-ва (1551-52), оказали значит, влияние на материальную культуру М. Распространились новые полевые, огородные и садовые культуры, срубные овины, духовая печь и связанные с ней способы приготовления пищи, северно-великорусский тип планировки жилищ, связное расположение дворовых построек и др. Массовая христианизация М. в 18-19 вв. повлияла на усвоение нек-рых форм духовной культуры и празднично-семейных обрядов, характерных для православия и рус. нас. После Окт. революции получили автономию (АО с 1920, АССР с 1936). С 1992 Респ. Марий Эл.

Девушки в традиционной одежде.

Осн. традиц. занятие - пашенное земледелие. Гл. полевые культуры - рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Орудия обработки почвы - соха (шогавуй) с одним или двумя сошниками, плуг (агавуй, сабан), борона (тырма, шюре), мотыга (катман). Подсобное значение имело разведение лошадей, кр. рог. скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Худ. ремёсла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные жен. украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей пром-сти. В сов. время создана многоотраслевая пром-сть, с. х-во стало механизированным. Сформировалась нац. интеллигенция.

Разбросанная планировка селений во 2-й пол. 19 в. стала сменяться уличной; стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище - срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёх-раздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У рус. печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом (под), кухня отделялась перегородками (кыдеж), вдоль передней и боковой стен помещались лавки (олымбал), в переднем углу - стол с деревянным стулом (пюкен) главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У вост. М., особенно в Прикамье, интерьер приближался к татар, (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.). В летнее время М. переходили жить в летнюю кухню (кудо) - срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в к-рой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже. На первом этаже хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь, а в летнее время там спали молодые супруги.

Марийские женщины.

Традиц. одежда - рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), распашной летний кафтан (шо-выр), поясное полотенце (солык) из конопляного холста, пояс (юштэ). Муж. головные уборы - войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника со свисающим на плечи шлыком. Обувь - лапти, кожа-, ные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы (кэтырма). Для жен. костюма характерны передник (он-чылсакыш), поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряные застёжки (ширкама), браслеты, кольца. Существовали 3 вида головных уборов замужних женщин: шымакш - конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и шарпан - головное полотенце с очельем. Высокий жен. головной убор - турка (на берестяном каркасе, напоминающий морд. и удмурт, уборы) вышел из употребления в 19 в. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны (мыжер) из чёрного или белого сукна и шубы (ужга). Традиц. виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды нац. одежды - рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из чёрной и зелёной ткани.

Осн. традиц. пища - суп с клецками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (сокта), вяленая колбаса из конины (каж), слоеные блины (команмелна), творожные сырники (туара), отварные лепешки (по-дкинде), печеные лепешки (салмагинде). Пили пиво (пура), пахту (эран), крепкий медовый напиток (пуро). Для нац. кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки из сушеной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в нек-рых местностях - на журавлей.

Сел. общины обычно включали неск. селений. Существовали этнически смешанные, гл. обр. мар.-рус., мар.-чуваш, общины. Семьи были преим. малыми, моногамными. Встречались и большие неразделённые семьи. Брак иатрило-кальный. Женщина в семье пользовалась хоз. и правовой самостоятельностью, приданое являлось её собственностью. При заключении брака родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Встречались смешанные браки с русскими и чувашами. Разделение на муж. и жен. виды работ не было всеохватывающим и строгим. Совр. семья малая. В свадебной обрядности оживают традиц. черты (песни, нац. костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих).

У М. была развита традиц. медицина, основанная на представлениях о космич. жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне. В "марийской вере" и язычестве существует культ предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, бога общества Мер Юмо, бога мира Туня Юмо; бога неба и судьбы Кава Юмо, матери воды Вуд Ава, матери жизни Илыш Шочын Ава, матери рождения Шочын Ава, племенного бога Курык Кугу Ен и др.).

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах), отвоз тела на кладбище в санях (даже в летнее время). В традиц. погребении отражались представления о загробном мире (киямат): с покойным захоронялись ногти, собранные в течение жизни (при переходе на тот свет они нужны для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы), ветки шиповника (чтобы отогнать змей и собаку, сторожащую вход в царство мертвых), кусок холста (по к-рому как по мосту душа через пропасть попадает в загробный мир) и т. п.

"Марийская вера" и традиц. верования в последние годы возрождаются. В рамках обществ, орг-ции "Ошмари-Чимари", претендующей на роль мар. нац. религ. объединения, начали проводиться моления в рощах, в г. Йошкар-Ола ей принадлежит "Дубовая роща". Секта Кугу Сорта (Большая свеча), активно действовавшая в 19 - нач. 20 вв., в наст, время слилась с "марийской верой". Среди вост. М. были мусульмане.

Традиц. инструменты нар. музыки - волынка (шювыр), барабан (тюмыр), гусли (кюсле, карш), деревянные трубы (пуч), свирель (шиялтыш) и др. Усовершенствованные нар. гусли применяются местными худ. коллективами, игре на них обучают в нескольких муз. школах. Популярностью пользуются ансамбли гусляров Микряковского дома культуры Горномарийского р-на, муз.-худ. школы-интерната № 1 г. Йошкар-Ола, фоль-клорно-этнографич. ансамбль Марий Памаш.

Нац. интеллигенция начала формироваться в кон. 19 в. Первое периодич. издание на мар. яз. - Марийский календарь (Марла календарь) выходите 1907. Первая газ. на мар. яз. вышла в 1915. Map. нац. обществ, орг-ция "Марий Ушем" (Map. союз), возникшая в 1917, в дек 1918 была запрещена. "Марий Ушем" возобновил свою деятельность в 1990. В окт. J992 на 3-м съезде мар. народа в г. Йошкар-Ола был избран Всемар. совет (Марий Мер Канаш). "Марий Ушем" и Всемарийский Совет способствуют развитию нац. самосознания и полит, активности М.