РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

МОЛДАВАНЕ


МОЛДАВАНЕ, молдовень (само-назв.). Численность в Российской Федерации 172,6 тыс. чел. М. - осн. население Молдавии. Числ. в Молдавии 2,8 млн. чел. Живут также на Украине (324,5 тыс. чел.), в Казахстане (33 тыс, чел.) и др. Говорят на молд. яз.; яз. имеет 4 группы говоров - центр., юго-зап., сев.-вост., сев.-зап. Распространён также укр. яз. Письменность на основе рус. алфавита (в 1989 принято решение о переводе на лат. графику). Верующие - православные.

Традиционные костюмы.

В этногенезе М. выделяются 2 этапа: формирование этнич. общности волохов - общих предков всех восточнороманских народов - и складывание молд. народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем С. Балканского п-ова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках н. э. романизации, а затем с 6 в. установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молд. народность стала складываться в Восточном Прикарпатье в результате этнич. взаимодействия расселившихся там волохов и вост. славян. Терр. расселения М. в 14 в. вошла в состав Молд. княжества; в его пределах завершилось формирование молдавской народности. В 17 в. начал складываться молд. лит. язык. В 16 в. Молдавия попала под власть Османской империи. В кон. 18 в. левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоеваны у Турции и присоединены к России. В кон. 19-нач. 20 вв. среди М., населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губ., происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных р-нах Днестра, населённых М., в 1924 была создана Молд. АССР (в составе УССР). В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части терр. Молд. АССР и большей части Бессарабии была образована Молд. ССР, с 1991 Респ. Молдова.

Осн. традиц. занятия - животноводство, с сер. 19 в. - земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла - ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. Важное значение сохранили виноградарство и садоводство, животноводство (гл. обр. молочно-мясного направления).

Традиционное жилище.

Для традиц. сел. жилища характерна трёхкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэ-марэ) от гостиной (каса маре). Во внутр. убранстве сохраняется традиция украшения комнат настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог), полотенцами. Традиц. муж. одежда состояла из белой рубахи, белых штанов, тёмного жилета или меховой безрукавки; жен. - из белой орнаментированной рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Муж. голов ной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; жен. - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - т. н. опинчь (типа постол) из кожи.

В традиц. пище значит, место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варили ежедневно. Характерные блюда - овощной суп (чорбэ), слоёный пирог с брынзой (плэчинте), голубцы, завёрну тые в виноградные листья (сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (фасоле фэкэлуите) и др.

Устное нар. творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героич. эпосом ("Богатырь Груя", "Кодряну" и др.), ист., лирич. и др. песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лироэпич. нар. поэзии - баллада "Миорица". Нар. песни преим. одноголосные, в нек-рых р-нах (в осн. на границе с Украиной) - двухголосные. Наиб, распространённые муз. инструменты - кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка); скрипка. Традиц. танцы - хора, жок, молдовеняска.