РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

МОРДВА


МОРДВА. М. - коренное население Мордовии, численность в Рос. Федерации 1072,9 тыс. чел., в Мордовии 313,4 тыс. чел. Живут также в Башкирии (31,9 тыс. чел.), Татарии (28,9 тыс. чел.), Чувашии (18,7 тыс. чел.), Самарской (116,5 тыс. чел.), Пензенской (86,4 тыс. чел.), Оренбургской (68,9 тыс. чел.), Ульяновской (61,6 тыс. чел.), Нижегородской (36,7 тыс. чел.), Саратовской обл. (23,4 тыс. чел.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. чел.); Казахстане (30 тыс. чел.), на Украине (19,3 тыс. чел.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.). М. состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназв.) и мокша (самоназв.), имеющих свой язык (мордовский-эрзя, или эрзя-мордовский, эрзянский и мордовский-мокша, или мокша-мордовский, мокшанский). В Мордовии мокша расселена преим. в её зап. и юж. р-нах, эрзя - в вост.

Дом крестьянина в селе Шокша Тень-гушевского района.

Выделяются и небольшие этногр. группы: теньгушевская М., именуемая иногда "шокшей" (по с. Шокша), проживающая в осн. в Теньгушевском р-не Мордовии, и каратайская М., именуемая иногда "каратаями" (по с. Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском р-не Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа М. подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская М., которую одни исследователи считают мокшанской, др. - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.

В составе М. до 1-й пол. 20 в. выделялась ещё одна этногр. группа - терю-шевская М., т. н. терюшане (по с. Большое Терюшево, б. ц. Терюшевской волости), или терюхане - жители Даль-неконстантиновского р-на Нижегородской обл., сохранявшие до 1920-х гг. нек-рые морд, (эрзянские) черты в материальной и духовной культуре; полностью перейдя на рус. яз., они продолжали считать себя М. Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский - три. Диалектной основой эрзянского лит. яз. стали козловско-ардатовские говоры, мокшанского - краснослободско-темниковские. Письменность на основе рус. графики. Первые памятники мордовского письма восходят к 17-18 вв., в 19 в. осуществлялись переводы на морд, языки сакральных текстов, записывались произведения фольклора, печаталась нек-рая литра для учебных целей. Однако до нач. 20 в. письменность на морд, языках разрешалось использовать лишь в миссионерских целях, а в школах - на первоначальных этапах обучения. В 1930 1-й съезд Советов Морд. авт. обл. объявил на её терр. "мордовский язык, наряду с русским, государственным языком". Равноправное функционирование в республике "мокшанского, эрзянского и русского языков в качестве государственных" гарантировала и "Декларация о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики", принятая 7 декабря 1990.

Мордовка (мокша) в праздничном костюме.

Верующие М. - православные. Крещение М., начавшееся в процессе её присоединения к Рос. гос-ву, завершилось в сер. 18 в. Предки М. - финно-угорские племена населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Природная среда (преим. хвойно-широ-колиственные леса) наложила отпечаток на х-во, культуру, быт, этническую историю и на представления М. о "родной земле" (чачома мастер, касома мастор).

С 1-й пол. 1-го тыс. н. э. в составе древнемордовских племен начинают вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской групп племён. В процессе выделения эрзи и мокши большую роль сыграла обширность терр. их расселения, затруднявшая контакты между племенными группами. Терри-тор, разобщённость обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в яз., антропологии, облике, культуре и быте мокши и эрзи. Существенной причиной дуализации древней М. можно считать и миграционные процессы, происходившие на её этнич. терр. Расселение в Ср. Поволжье болгар и создание там гос. образования - Волжско-Камской Болгарии, позднее монголо-тат. нашествие, казанско-ханские захваты содействовали закреплению бинарности морд, этноса, сохранившейся до наших дней.

Мордовки (мокша) в праздничном костюме.

Впервые М. под назв. "морденс" упоминается у готского историка Иордана (6 в.). В 10 в. визант. император Константин VII Багрянородный упоминает страну Мордию, находившуюся в десяти днях пути от Печенегии. В древнерус. летописях этноним мордва встречается с 11 в. Наряду с ним в этих летописях сохранился и этноним мордвичи.

Первое упоминание об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа (10 в.). Есть мнение, что это не первое письменное свидетельство об эрзе, что таковые содержатся в трудах древнегреч. ученых-географов Страбона (аорсы) и Птолемея (арсииты). Этноним мокша упоминается в записках фламандского путешественника 13 в. Виллема Рубрука.

До 13 в. зап. границей расселения М. можно считать р. Оку, о чём свидетельствуют не только летописные источники, но и гидронимы, локализуемые в окском бассейне: реки Мордвес, Мордовка и нек-рые др. Сев. граница проходила по Оке и Волге (no-морд. Рав), вост. - по Суре, юж. - по естественному рубежу леса и степи. Эрзя занимала сев. часть "Мордовской земли" (так Мордовия называлась в рус. летописях), мокша - юж. На западе и сев.-западе соседями М. были мурома, черемисы, славяне (в т. ч. русские), на юге - хазары, печенеги, с 11 в. - половцы и куманы, или огузы, а затем татары, на востоке - волжские болгары, а затем чуваши.

В нач. 2-го тыс. н. э. намечается процесс формирования на базе древнемор-довских племён морд, народности, что было обусловлено изменением социально-экон. структуры древней мордвы, становлением раннеклассовых отношений. Походы на мордву хазар и киевских князей приводили к тому, что она вынуждена была платить дань сначала Хазарскому каганату, а затем, после его ослабления, Киевской Руси. Но рус. князья в столкновениях с М. порой терпели и неудачи. В "Киевской начальной летописи" под 1103 сообщается: "Того же лета бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав". Эти строки свидетельствуют о наличии у М. воен. организации, что также ускорило консолидацию морд, этноса.

Эрзя в традиционных костюмах.

В кон. 12 - 1-й трети 13 вв. во гл. М. становится Пургас, при к-ром происходит концентрация значит, части М. в границах "Пургасовой волости" (в рус. летописях). Наряду с начавшейся консолидацией морд, племён в единую народность шла консолидация эрзянской и мокшанской групп племён.

Сближение М. с Россией началось в период феод, раздробленности. Значит, воздействие на русско-мордовское сближение оказала совместная борьба против золотоордынского ига. В период ордынского господства морд, знать в качестве вассалов служила монголо-тат. ханам, использовалась и русскими князьями в их междоусобной борьбе. В 15 в. по мере роста освободит, движения, борьбы с остатками Золотой Орды морд.-рус. связи, в том числе военные, продолжали укрепляться. В 1444 совместными усилиями рус. и морд, полков под Рязанью (на р. Листани) было разбито войско тат. царевича Мустафы. С падением Казанского ханства (1552) М. вошла в состав Рос. гос-ва.

Мордовки (мокша) за вышиванием.

Большая часть М. была причислена царским пр-вом к ясачным людям, к-рые по указу 1719 включаются в разряд гос. крестьян и облагаются подушной податью. Ясачное крестьянство было уравнено в правах с рус. тягловым крестьянством. Крепостные из морд, крестьян составляли ок. 10%. Зажиточная часть М., приняв православие, довольно быстро обрусевала. В 1540-х гг., готовясь к войне с Казанью, рус. пр-во взяло в аманаты часть наиб, влият. представителей морд, знати, пожаловав их в то же время большими привилегиями: Ждан Мордвинов, взятый в аманаты (заложники) от мордвы в 1546, получил поместье в Копорье (под Ярославлем) (от него ведёт своё происхождение рус. дворянский, впоследствии графский, род Мордвиновых, внесённый в родословные книги Ярославской, Курской, Московской, Новгородской, Петербургской губ.).

Поясное украшение (сект). Мордва (мокша).

Социальная структура М. в 16-17 вв. имела нек-рую специфику, поэтому рус. пр-во считало необходимым помимо местной администрации, единой для русских и М., назначать в уезды для управления последней спец. должностных лиц - бортничьих и морд, дел воевод, морд, голов, прикащиков (приказных), подьячих морд, дел, морд, недельщиков, уставщиков, в чью компетенцию входили не только чисто фискальные, но и адм., судебные и др. "мордовские дела".

До нач. 20 в. важным институтом, где в той или иной мере сохранялись нек-рые этнич. особенности М., была сел. община, регламентировавшая на основе обычного права мн. стороны экон., общественной и культурно-бытовой жизни морд, крестьянства, в том числе и религ. культа, связанные с: хоз. деятельностью чл. общины. Нац. движения М. были связаны с протестом против насильственной христианизации, со стремлением сохранить свои дохристианские верования и обычаи.

В 1917 в Казани было основано Мордовское культурно-просветительное общество, принявшее "Воззвание к мордовскому народу", в котором сформулировало цель общества как "дело просвещения своей нации". Преде, правления общества был избран М. Е. Евсевьев (1864-1931) - первый морд, ученый-просветитель, этнограф и филолог, выдающийся деятель национальной культуры кон. 19 - первой трети 20 вв. Преемником этого общества провозгласило себя культурно-просветительное общество "Масторава", учрежденное в Саранске в 1990, ставящее своей задачей "самовыражение и реализацию воли народа во имя самого народа".

Поясное украшение (пулей). Мордва (эрзя).

В 1925 терр. с морд. нас. выделены в самостоят, адм. единицы (волости и сельсоветы), в 1928 создан Морд. окр. с ц. в г. Саранске (в составе Средневолжской обл.), к-рый в 1930 преобразован в авт. обл. В 1934-91 - Морд. АССР, в 1991 МАССР была провозглашена Респ. Мордовия (в составе РФ).

Х-во М. с 1-го тыс. н. э. было комплексным. Ведущее место в нём занимало земледелие, в развитии к-рого выделяются два этапа: доплужный (1-6 вв. н. э.) и плужный (го 2-й пол. 1-го тыс. н. э.). О древности плуга свидетельствует наименование морд, общинного праздника кереть-озкс (от кереть - плут, озкс - моленье), посвящавшегося нач. полевых работ Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён.

Значительное место в х-ве М. принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы, кр. рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Древней М. были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Морд, кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали технику термич. обработки. В кон. 1-го тыс. они выделились в общине, и ремесленная деятельность стала их осн. занятием.

Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки - урт (морд, ур - белка). Беличья система валюты существовала и у соседей М., как финноязычных, так и тюрко-язычных, у славян. Металлические деньги у М. вошли в обращение к 10 в.. когда платёжным знаком становится дирхем. К этому времени в торговле М. важное место заняли связи с араб, миром.

В Саранской таможенной книге за 1692 впервые встречается термин "мор-довщина", который обозначал определенную терр., относительно компактно заселённую М., с одной стороны, и нетоварное разделение труда, с другой. М. торговала хлебом, скотом, воском, пушниной, мёдом, хмелем, дровами, изделиями из дерева, кожей и др.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. М. активно втягивалась в предпринимательскую деятельность. Значительные капиталы растущей мордовской торгово-пром. буржуазии и наиболее крупные контингенты мордовского пролетариата концентрировались в лесной пром-сти. Др. отраслью, имевшей большое значение в капитализации экономики М., являлся железнодорожный транспорт, и в первую очередь Московско-Казанская жел. дорога, проложенная в 90-х годах прошлого века по осн. терр. расселения М.

Шумящая подвеска. 10-13 вв.

В наст, время пром-сть Мордовии (электротехнич., приборостроительная, машиностроит., химич. и др.) располагает квалифицированными рабочими (св. 100 тыс. чел.). Агропромышленный комплекс Мордовии имеет животноводческо-зерновое направление и выделяется среди др. республик Поволжья высоким удельным весом технических культур (конопли, сах. свеклы) и картофеля. В последние годы в сельском хоз-ве все шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.

Каждое из древнеморд племён включало неск. отцовских родов, в свою очередь состоявших из ряда патриархальных семей, во главе к-рой обычно стоял кудатя (кудо - дом, атя - старик). Родом руководил старейшина покштян (покш - большой, атя - старик), а племенем - выбираемый родовыми старейшинами вождь, набольший - текш-тяй, тюштень, тюштян, тюштя (текш - верх, вершина верхушка, макушка, атя - старик).

Височная привеска. 10-13 вв.

Ещё в 1-й пол. 1-го тыс. н. э. у М. довольно чётко замечается имущественная, а затем и социальная дифференциации. Во 2-й пол. этого тысячелетия они значительно возрастают, приводя к появлению в рамках разлагающегося первобытнообщинного строя патриархального рабства. Характерной чертой погребений родовой знати становится обилие в них вооружения, дорогих украшений из серебра, сплава золота с серебром.

Покупной брак создавал почву для развития полигамии. Состоятельный человек (морд, сюпав, эрьмев - богатый) мог приобрести несколько жён, и такими многожёнцами выступают обычно главы больших семей, накопившие богатства. Полигинический брак на более поздних этапах, предшествовавших христианизации, трансформировался в бигамию, двоеженство. По неск. жён имели представители господствующего класса (князья и мурзы).

В традициях М. был обычай, когда малолетних сыновей женили на взрослых девушках. Нек-рые исследователи считают, что цель подобной женитьбы была чисто экономической: богатый отец старался поскорее женить своего сына, чтобы взять в дом новую рабочую силу. Родители девушек, наоборот, в тех же целях старались как можно дольше держать своих дочерей при себе.

Фольклорный ансамбль. Мордва (эрзя).

На рубеже 1-го - нач. 2-го тыс. н. э., по-видимому, наметилось формирование частной собственности, к-рую М., как и мн. др. народы, обозначала особыми знаками - "знаменами", тамгами, клеймами, метами (морд, тешке), свидетельствовавшими о принадлежности обозначенного определённым владельцам (меты на полевых загонах, на ушах домашних животных, "бортные знамёна" и др.). Вероятно, первоначально эти меты служили знаками родовой собственности, а затем семейной.

Нек-рые сведения о социальной структуре М. можно почерпнуть из памятников её фольклора (цикл эпических песен о Тюште, к-рые можно подразделить на ранние и поздние). Если в ранних песнях термин тюштя употребляется в нарицательном смысле, как титул, обозначающий племенного вождя, то в поздних он выступает в качестве личного имени морд, владыки, к к-рому присоединяются нарицательные слова - новые титулы: инязор, оця-зор, каназор (эрз. ине - великий, азор - хозяин; мокш. оцю - большой, азор - хозяин; мокш., эрз. кан - хан, азор - хозяин). Титул "хан", видимо, проник в морд, лексику не ранее первых контак тов с тюрками, к-рые начинают просле живаться со 2-й пол. 1-го тыс. н. э.

"Тюштянское время" прочно закрепилось в нар. сознании М., что отразилось в идиоматическом выражении "тюштянь пиньге" ("тюштянский век"), к-рым она до сих пор обозначает, датирует древний период своей истории. В позднем цикле песен о Тюште отразилась та стадия в истории становления раннеклассового строя, к-рая рассматривается в качестве промежуточного этапа от общества чисто родового к собственно государственной организации. Характерные типы морд, поселений в прошлом, судя по рус. летописям, - сёла, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности.

Хор мордвы (эрзя). Ардатовский район.

Города на терр. расселения М. стали появляться ещё до её вхождения в состав Рос. гос-ва. Так, в кон. 13 - нач. 14 вв. на р. Мокше, в юж. ч. этнич. терр. М., на месте морд, поселения был построен город, названный монголо-татарами Мохши (Мухши), ставший ц. сев. улуса Золотой Орды. В рус. летописях он именуется Наручадью (совр. г. Наровчат Пензенской обл.). Др. золото-ордынским административно-военным ц. на морд, земле был г. Темников.

Большинство городов на терр. расселения М. было основано в 16-17 вв. в качестве городов-крепостей для защиты границы Рос. гос-ва. Рус. пр-во возводило эти города на засечных чертах, привлекая к их строительству поволжские народы, в том числе М.

Традиц. жилище М. было в осн. двух типов: двухраздельное и трёхраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, трёхраздельный - из жилой избы (мокш. куд, эрз. кудо), сеней и горницы. Как правило, М. строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну. Наиб, распространённым типом планировки жилища у М. был среднерусский, по к-рому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, располагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи.

Интерьер морд, избы мало чем отличался от интерьера рус. крест, жилища. Для него были характерны широкие пристенные неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. В избах мокши в простенке от ночи до задней стены у двери помещался дощатый настил, напоминавший татар, нары. Под потолком находились полати, на к-рых спали, рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды (иотмар). на стене у печи висела плетённая из ивовых прутьев, из лыка или бересты, иногда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (пенчкерь).

Почти в каждом домохозяйстве имелась баня с печью-каменкой и предбанником в виде загородки из плетня. На улице, напротив окон дома или рядом с ним строился подвал (виход) в виде полуземлянки, состоящей из двух камер, углублённых в землю. Здесь хранили, опасаясь пожара, особенно ценное имущество - одежду и зерно, летом могли спать.

В настоящее время традиц. обстановка морд, избы почти полностью исчезла. Совр. избы часто разгорожены на неск. комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом на улицу. Много строится кирпичных домов. Кровельным материалом стали шифер, железо, реже щепа, тёс. Традиц. костюм М., особенно жен., очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, к-рые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Расцветка морд, вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Жен. рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом жен. костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы жен. поясной одежды, превратившейся позднее в украшение.

Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, к-рая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюлгамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более кр. из к-рых располагаются ближе к шее, а мелкие - на периферийной части украшения. Украшения - серьги, браслеты, перстни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок - двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, к-рые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской - серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Кожаные сапожки мордовок имели наглухо закреплённые сборы и острые носы, верх их обшивался красным сафьяном. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрич. орнаментом, вязанные из шерсти.

Традиц. костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты худ. самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а нек-рые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Элементы морд. нар. костюма продолжают сохраняться и развиваться в творчестве морд, модельеров. Традиц. пища состояла в осн. из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, к-рые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.

На зиму сушат грибы для супов, квасят капусту, мочат яблоки. Широко известны соление свиного сала и копчение ветчины, как в дыму костра, так и над банной печкой. Мясо чаще всего употребляется в варёном виде, в супе. В летнее время делают окрошку с домашним кислым квасом. Повсеместно, в особенности по праздникам, делают пельмени. Употребляют молоко и молочные продукты, особенно творог. Из снятого кипяченого или топлёного молока, охлаждённого до температуры парного, готовят кислое молоко, добавляя для закваски старую простоквашу. Выдержав в тёплом месте до загустения, его выносят в погреб. Разбавленное водой, оно хорошо утоляет жажду. Со второй пол. 19 в. в пищевой рацион вошёл картофель, названный М. "земляным яблоком" - модамарь.

Напитки - квас, кислое молоко, берёзовый сок. В качестве хмельных напитков выступали пуре, изготовленное из мёда, и поза. Её делали из ржаной муки или сах. свёклы. У М. имелось немало традиц. обычаев и обрядов, к-рые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог - лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Кроме того, пекли пироги "груди молодушки" с начинкой из творога, сопровождавшие специальное моление в доме жениха, во время к-рого просили верховного бога Нишке (Шкай), чтобы молодушка имела в грудях много молока и чтобы родила семеро сыновей и столько же дочерей. "Хлеб здоровья" (шумбра кши) брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства; "хлеб здоровья" помещали на дно большой долблёной кадушки с крышкой (парь), куда укладывалось имущество невесты (приданое) перед отправкой её в дом жениха.

Нар. творчество М. многообразно: ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером, худ. обработка дерева, хореография, устное поэтич. и муз. искусство, сказки, пословицы и поговорки, загадки. Древние ювелиры владели приёмами обработки металла, в ряду к-рых особенно часто применялись литьё, пайка, расплющивание металлических листов, штамповка, чеканка, ковка; хорошо знали способы орнаментации ювелирных изделий (инкрустацию, эмалировку, зернь и др.).

В древности обработкой металла, как и прядением, ткачеством, вышивкой, бисерным шитьём и лепкой глиняной посуды, занимались женщины, и только с первых веков 2-го тыс. н. э. кузнечное и ювелирное дело полностью становится муж. занятием. Старинная морд, вышивка украшала в основном нар. одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в осн. шерстяными нитками, к-рые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Декоративная резьба по дереву - традиц, вид худ. творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари - свадебные сундуки, долбившиеся из толстых липовых брёвен, наличники, ткацкие станы, прялки и др. утварь. Нар. традиции резьбы по дереву отразились в творчестве морд, скульптора С. Д. Нефедова - Эрьзя (1876- 1959); в с. Подлесная Тавла Кочку ров-ского р-на Мордовии открыта худ. школа резьбы по дереву, руководимая нар. умельцем заслуж. работником культуры РФ Н. И. Мастиным.

Муз. творчеству М. присущи развитые как коллективные, так и индивидуальные традиции. Первые больше проявлялись в исполнении необрядовых песен (эпич., лирич., хороводных), вторые - в песнях свахи, в свадебных, погребальных и поминальных плачах, колыбельных песнях. М. создала поразительное по красоте и стройности искусство многоголосного хорового пения - уникальное не только среди финно-угров, но и в мировой муз. культуре. Оно успешно развивается совр. ансамблями - "Умарина", "Келу", "Ли-това", "Вастома", рядом нар. фольклорно-этногр. коллективов, среди к-рых особенную популярность завоевали Старо-Теризморгский и Кочетовский хоры.

Из муз. инструментов наиболее популярными были нюди, нудей - двойной кларнет из двух скреплённых по бокам полых тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см, фам (мокш.), пувама (эрз.) - волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из к-рого изготовлялись, и количеству трубок (воздушный резервуар волынок первого вида изготовлялся из шкуры телёнка, а второго - из бычьего, коровьего или свиного пузыря), на к-рых исполнялись ритуальные плясовые наигрыши и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на молянах, на празднике "рождественского дома" и свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши. Видными деятелями нац. культуры М. 20 в. были нар. сказительница Ф. И. Беззубова, композитор Л. П. Кирюков, певец И. М. Яушев, филолог А. П. Рябов, этнограф М. Т. Маркелов, педагог Ф. Ф. Советкин, писатели П. С.Кириллов, Я. М. Пинясов, литературовед Н. И. Черапкин.

В дохрист. религ. верованиях М. обращает на себя внимание большое количество жен. божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) - Вирь-ава (ава - женщина, мать), воды (ведь) - Ведьава, земли (мода) - Мода-ава, ветра (варма) - Варма-ава, огня (тол) - Тол-ава, дома (кудо) - Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в муж. образе: Вирь-атя (атя - старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями жен. божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хоз. постройках, устраивались моления (озкст), на к-рых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными, т. е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сел. общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отд. семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. - только женщины, в третьих - те и другие вместе. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи - инятят и иньбабат (от ине - великий, великая, атя - старик, баба - бабушка). При произнесении молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов М. не было характерно поклонение идолам.

Верховный бог в дохрист. верованиях М. именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией назв. это было перенесено на христ. бога. Хотя М. считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях нек-рые остатки "язычества", часть из к-рых синкретизировалась с православием. В 1991 в Мордовии открылась Саранская и Мордовская епархия Русской православной церкви. В этом же году состоялась регистрация небольшой общины Мокшэрзянской евангелической (лютеранской) протестантской церкви, ведущей богослужение на морд, языках.