РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ОСЕТИНЫ


ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туа-лаг (двалы, группа О. Наро-Мамисон-ского региона) ихусайраг (хусары, группа О. в Юж. Осетии)]. Численность в Российской Федерации 402 тыс. чел. О. - осн. нас. Сев. Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.; живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в Ставропольском кр., в т. ч. в Карачаево-Черкесии (ок. 4 тыс. чел.). Кроме того, живут в Грузии (164 тыс. чел.), осн. население Юж. Осетии (65 тыс. чел.). Осн. субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на осет. яз. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу лит. языка) и дигорский. Письменность (с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть мусульмане.

Люлька

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (7 в.). В этом же источнике названы два-лы. Груз, историк Леонтий Мровели (17 в.) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О. - один из древних народов Кавказа. Уже со времен скиф, походов в Переднюю Азию они именуются в груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны называли их са-виар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания последних в Центр. Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в рус. ср.-век. источниках) положил начало образованию осет. народности.

Традиционная усадьба.

В 13 в. аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от груз, князей. Немало О.-алан ушло в Монголию и особенно в страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в Моздок и моздокские степи О., испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны Сев. Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России.

Современный дом в Северной Осетии.

Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. царским правительством, закреплялись в основном за осет. феодалами. После Окт. революции 1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе РСФСР (ныне Респ. Сев. Осетия).

Сторожевая башня Кануковых у входа в Кобанское ущелье.

На равнине осн. традиц. занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжёлый плуг, в упряжке к-рого было 8-10 волов. В кон. 19 в. стали пользоваться легкими железными плугами в основном иностранного произ-ва. Тогда же впервые начали впрягать в плуг и лошадей. Сеял пахарь вручную. Сеялки появились только в нач. 20 в. в ряде мест равнинной зоны. Бороновали в горах плетеной волокушей (адьег), на равнине - квадратными деревянными боронами (похци) с деревянными зубьями, замененными в нач. 20 в. железными. Уборку хлебов производили серпами (оехсырф), самодельными и покупными; в Юж. Осетии использовали кроме того груз, серп (ламгам). В уборке хлебов в горах ббль-шей частью участвовали женщины, так как в это время мужчины занимались сенокошением. Молотили с помощью кр. рог. скота, на равнине в ряде мест использовали каменные и деревянные молотильные катки.

Осетины в традиционных костюмах.

Веяли вручную путем подбрасывания лопатой зерна на току. Очищенный хлеб хранили в плетеных сапетках, деревянных амбарах, кожаных мешках и т. д. С.кот-во в горах было важнейшим, порой единственным занятием, обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой.

Седение Мамисонского ущелья в Северной Осетии.

В горах выведены лучшие породы мелкого и кр. рог. скота, лошади. Осет. овца славилась вкусным мясом, длинной мягкой шерстью, из её молока делали осет. сыр. В горах преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади.

Жилой дом на равнине. Северная Осетия.

Ограниченность кормовой базы не давала возможности дальнейшего развития скотоводства. Во 2-й пол. 19 в. появились новые виды и сорта культур, развилось садоводство в Алагире, Унале, во Владикавказе и др. местах Сев. и Юж. Осетии. На равнине стали разводить буйволов молочной породы, табуны лошадей, в горах - новые породы животных, в т. ч. карачаевскую и тушинскую породы овец. В советское время скот получил кормовую базу в степях Предкавказья, разводились впервые в больших масштабах тонкорунные и полутонкорунные овцы. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Селение в горах.

Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Осн. строит, материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на муж. и жен. половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая. Памятниками тра-диц. архитектуры являются многоярусные (3-5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Юж. Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные О. жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционные склепы ("город мёртвых").

Традиц. муж. одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна.

Резные надгробия.

Неизменная принадлежность муж. костюма - кинжал. Жен. повседневная одежда до 19 в. по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов рус. культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком. Традиц. пища близка пище др. народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Хлеб выпекали в горах преимущественно из ячменной муки, на равнине - из просяной и пшеничной. С распространением кукурузных посевов, повсюду стали выпекать кукурузные лепешки без дрожжей. Из нац. мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т. д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир, различ. каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой.

Из вырабатываемых О. сыров особенно известен кобинский (от назв. сел. Коби по Военно-Груз. дороге), кефир, приготовляемый из свежего молока, заквашенного особыми грибками. Любимое мясное блюдо - шашлык. В предгорных р-нах Юж. Осетии часто готовят груз, нац. блюда - сациви, чахохбили, харчо и др. Важное место в питании занимают овощи: лук, чеснок, черемша, красный стручковый перец, свёкла, тыква, фасоль, а со 2-й пол. 19 в. - картофель, капуста, помидоры, огурцы. В Юж. Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин. Наиболее почетным напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине кроме того - из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток О., по легенде оно изобретено нартовской героиней Сатаной. Его приготовляют обычно к большим семейным и обществ, торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Юж. Осетии - различные вина.

Осет. общество делилось на несколько социальных групп. В быту О. сохранились пережитки мн. древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести, дома или отдельных его членов, похищения женщин и т. д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая (оервадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьей была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и обществ, торжествах. Брачный возраст для мужчины начинался с 17-18 лет, для женщины - с 14-16 лет. Необходимым условием женитьбы была уплата калыма. Это вызывало похищение невесты. Свадьба обычно устраивалась осенью, после окончания с.-х. работ. Осет. свадьба - многолюдна, на неё может прийти любой желающий (без приглашения). В сов. время большое распространение получили межнац. браки, особенно с русскими в Сев. Осетии, с грузинами - в Юж. Осетии. В то же время свадебный цикл О. утратил много архаич. черт (выплата калыма, похищение невесты и др.).

Участники национального ансамбля.

Похороны О. отличаются обществ, характером. О смерти широко оповещают. Похороны сопровождались оплакиванием, а в прошлом и конными скачками, стрельбой в цель, посвящением коня покойнику, обрезанием косы вдовы и укладкой волос в могилу. В честь умершего устраивали в течение года 12 больших и малых поминок, часто приводивших к разорению х-ва семьи. Большинство О. исповедовало православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от кабардинцев); сохранялись языч.верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет. интеллигенция.

В 1798 издана первая книга на осет. яз. ("Краткий катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А. М. Шегреном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-pa, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" ("Ирон фандыр") Коста Хетагурова - основоположника осет. лит-ры и осет. лит. яз. До Окт. революции в Осетии имелось более 200 нач. и ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-pa, появилась драматургия, проза (Е. Бритаев, С. Гадиев, А. Коцоев, Ц. Гадиев и др.)- В сов. время дальнейшее развитие получили образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, выросло несколько поколений поэтов, прозаиков, драматургов (И. Джанаев, А. Гулуев, Д. Мансуров, Г. Бараков, Г. Плиев, Д. Туаев и др.), созданы проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы.