РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ПОЛЯКИ


ПОЛЯКИ, п о л я ц и (самоназв.). Численность в Российской Федерации 94,6 тыс. чел. П. - осн. нас. Польши (37,9 млн. чел.). Живут также в Белоруссии (417,7 тыс. чел.), Литве (258 тыс. чел.), на Украине (219,2 тыс. чел.), в Латвии (60 тыс. чел.); США (3,8 млн. чел.), Франции (300 тыс. чел.), Канаде (255 тыс. чел.), Великобритании (130 тыс. чел.), Бразилии (120 тыс. чел.), Аргентине (120 тыс. чел.), Германии (50 тыс. чел.), Чехии и Словакии (70 тыс. чел.), Бельгии (40 тыс. чел.) и в др. странах. Общая числ. 42,7 млн. чел. Говорят на польск. яз. Письменность на основе лат. алфавита. Верующие - в осн. католики, есть протестанты.

Польск. народность складывалась с формированием и развитием др.-польск. гос-ва (10-11 вв.). Её основу составили объединения зап.-слав, племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польск. землями был заторможен не только непрочностью политич. связей его с др.-польск. гос-вом, но и своеобразием его социально-экон. и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне. В 11-13 вв. отдельные польские земли политически обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой агрессии (13-15 вв.) укрепилась тенденция к объединению польск. земель, усилились связи между их нас. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами зап. и сев. земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазовия), особенно усилившийся в 18- 19 вв. Образование в 14-15 вв. единого польск. гос-ва способствовало процессу нац. консолидации П., усилившемуся в 17 в. В рамках многонац. гос-ва - Речи Посполитой (образована в 1569 в результате объединения с Вел. кн-вом Литовским) - происходил процесс консолидации польск. народа.

Традиционные жилища.

Этот процесс осложнился с кон. 18 в. в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и утратой польск. государственности. В кон. 18-19 вв. в сохранении и росте нац. самосознания П. выдающуюся роль сыграли нац.-освободит. движения (восстания 1794, 1830-31, 1846, 1848, 1863-64); польск. народ сохранял приверженность родине, родному языку и обычаям. Но полит, разобщённость П. сказывалась на их этнич. истории. Ещё в 19 в. сохранялось неск. групп П., различавшихся диалектами и нек-рыми этнографич. особенностями: на 3. - великополяне, ленчицане и серадзяне; на Ю. - малополяне; в Силе-зии - слензане (слензаки, силезцы); на С.-В. - мазуры и вармяки; на побережье Балт. моря - поморяне. В группу малополян входили гурали (нас. горных р-нов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и др. группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - кур-пи. В Поморье выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). Особенно с кон. 19 в. различия между этими группами стали стираться. После 2-й мировой войны Польша стала страной с почти однородным нац. составом нас.

Гл. отрасль земледелия у П. в Польше - возделывание зерновых культур. В Зап. и Вост. Поморье издревле раз вито мор. рыболовство. Рыболовство развито также в речных и озёрных р-нах страны (Мазурское Поозерье, р-ны течения Вислы и др.). Подсобные заня тия - пчеловодство, сбор грибов и ягод, отчасти охота. Важное хоз. значе ние имеют садоводство и огородниче ство. Традиц. типы сел. поселений: уличные деревни; окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центр, площади или пруда (радиальная планировка).

Роспись писанок.

Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим наве сом. Традиц. планировка крест, жилища - трёхкамерная, с центр, и боковым расположением сеней. Совр. сел. дом имеет неск. жилых и хоз. помещений. Большинство П. носят совр. костюмы. Традиц. нар. одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиц. костюмы крестьян. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, жен. накидки, муж. штаны. Сохранилась верх. муж. одежда - сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей - кожухи. Своеобразен краковский костюм: жен. юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлич. пластинками и др.; муж. - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, головной убор - конфедератка.

П. сохранили немало традиц. способов приготовления пищи. В горных р-нах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлёбки - жур (из муки, заквашенной на воде), квас-ница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками - тесто с начинкой из мяса или грибов, жур - с колбасой. Распространённое блюдо - бигос из квашеной или свежей капусты, к-рую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, лавровым листом. Большое место в питании П. занимают блюда из картофеля. Польск. кухня славится кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т. п. В нек-рых деревнях пекут свадебный "каравай". Обычные напитки - молоко, чай, кофе из злаков и чёрный.

Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. Из старинных обычаев сохранились нек-рые семейные и календарные (новогодние, масленица). В Польше живы традиции нар. творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Нар. мотивы используют в своём творчестве мн. худож-ники-профессиондлы. Богато устное нар. творчество (обрядовые, календарные, лирич., семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польск. нар. танцы - полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Нар. танцы, песни и музыка вошли в репертуар совр. проф. и само-деят. коллективов. Нар. танцевальные и песенные мелодии звучат в произв. польск. композиторов.

П. Рос. Федерации представляют собой этнич. меньшинство, возникшее в большинстве своём в результате миграц. процессов (добровольных и насильственных), происходивших в течение двух столетий. С этой точки зрения анклавы П. на терр. России могут расцениваться как образования иммигрантского происхождения. Единственной контактной зоной, возникшей в результате этногенеза и этнич. истории П., русских и белорусов на терр. Рос. Федерации, считаются зап. р-ны Смоленской обл.

В Рос. Федерации П. относительно компактно проживают в нескольких кр. городах (в осн. в Москве и Санкт-Петербурге) и обл. Сибири: Томской, Омской и Иркутской, а также в Алтайском кр. Эти терр. заселялись П. ещё в нач. 17 в. После окончания "смутного времени" и изгнания польск. войск из России пленные П. участвовали в колонизации Якутии и др. регионов Сибири, на Амуре ими была основана крепость Албазин. Большой приток П. в Сибирь имел место в кон. 18 в. после разделов Речи Посполитой и польск. восстания 1794, а в дальнейшем из части Польши (Королевство Польское), отошедшей к России по решению Венского конгресса 1814- 15. Приток ссыльных П. особенно возрастал после польских нац.-освободит, восстаний 1830-31 и 1863-64. Вплоть до кон. 2-й мировой войны ссыльные П. пополняли разл. регионы Сибири. Миграции П. в Россию происходили и с терр. Балт. стран (Литвы, Латвии, Эстонии), а также из нек-рых регионов Украины и Белоруссии. Так, в 1936 была осуществлена депортация П. в Казахстан и Сибирь из Хмельницкой (тогда Каменец-Подольской) и Житомирской областей, в 1940 с терр. Литвы и Латвии, присоединённых к СССР. Последнее, хотя и незначительное, насильственное переселение П. в глубь России (в осн. в Сибирь) осуществлено сов. воен. властями после освобождения Польши в 1944 от гитлеровской оккупации.

Но среди оказавшихся в Сибири П. были и те, к-рые эмигрировали туда из разл. регионов России (в том числе и из частей Речи Посполитой, отошедших по разделам из Королевства Польского к России) в поисках земли и лучшей доли. Несколько тыс. вольнонаёмных П., оказавшихся в Сибири и др. регионах Рос. империи (а затем в СССР), работали в качестве обслуживающего персонала на жел. дорогах. В отличие от экономической (по социальному составу - крест.) эмиграции в Зап. Европу и Сев. и Юж. Америку, среди польск. мигрантов в Россию значит, процент составляли квалифицированные рабочие и техн. интеллигенция. По данным переписей числ. П. в Рос. Федерации составляла: в 1926 - 138 332, 1939 - 142 458, 1959 - 118422, 1979 - 99733, 1989 - 94594. В переписи 1897 зафиксировано ок. 150 тыс. П. на Европ. части России и ок. 50 тыс. в Сибири, Ср. Азии и на Кавказе. По польск. оценкам на это время приходилось св. 150 тыс. ссыльных (8 тыс. с конца 18 в., 50 тыс. после восстания 1830-31 и св. 50 тыс. после восстания 1863-64).

Накануне 1-й мировой войны числ. П. с учётом новых мигрантов достигала 600 тыс. чел. П. занимали видное место среди рос. интеллигенции: строитель петербургских мостов С. Кербедь, ректор Казанского ун-та О. Ковалевский, языковед Э. Пекарский, этнограф В. Серошевский, археолог Ю. ТалькоТрынцевич, зоолог Б. Дыбовский, географ А. Чекановский и др. Всемирную известность приобрели рус. художники польского происхождения К. Малевич и С. Жуковский, а также польско-рус, писатель Бруно Ясеньский. Аккультурируясь в рус. среде, а затем и окончательно ассимилируясь, мн. из П. теряли связь с польск. культурой и переставали ощущать себя представителями Польши, сохраняя лишь "польское происхождение" ("П. в роду"). Эти тенденции отчётливее проявлялись во 2-м и 3-м поколениях рус. П. Примером могут служить как известные имена, так и тысячи др. рус. людей польск. происхождения, не отмеченных известностью. До сер. 1930-х гг. П. и лица польск. происхождения составляли наиб, многочисленную часть персонала (после русских) московского, ленинградского, смоленского и др. депо на ж.-д. транспорте. Польск. этнич. компонент отчетливо наблюдался и в рус. армии, где до 1917 П. составляли св. 10% офицерского состава гарнизонов, расположенных вдали от этнич. польск. терр. Напр., число рядовых солдат польск. происхождения на Сахалине превышало количество русских, а в ташкентском гарнизоне в 1893 они составили половину солдат.

Если во многих р-нах Рос. империи власти разрешали П. проявлять активность только в религ. сфере, то в Москве и Петербурге (по переписи 1897 в обеих столицах проживало ок. 52 тыс. П.) действовали польск. культурно-просветительские орг-ции "Дом польски". Первая из таких организаций возникла в Одессе в 1900, затем в Харькове, Москве (1906) и др. городах России. В Петербурге и Киеве существовали кр. культурные центры П., имевшие тесные связи со своей этнич. терр. До 1-й мировой войны общая числ. П. в Рос. империи превышала 1,6 млн. чел., во время 1-й мировой войны она возросла на 1,5 млн. за счет эвакуированных и беженцев, из к-рых ок. 10% осталось на терр. СССР.

После войны реэмиграция П. была значительной, особенно из среды П., оказавшихся на рос. терр. в кон. 19-нач. 20 вв. В результате числ. П. по переписи 1926 сократилась до 782 тыс. чел., в том числе на терр. Рос. Федерации - до 138,3 тыс. чел. Если на Украине и Белоруссии (где соответственно проживало 476 тыс. и 97 тыс. чел.) П. в своем подавляющем большинстве были крестьянами, то в Рос. Федерации они принадлежали к группе квалифицированных мигрантов, а уд. вес грамотных П. (76%) превышал процент грамотности среди др. слав, народов.

В первые послереволюц. годы на отношение к П. опред. влияние оказывало их сравнительно активное участие в рев-ции и стр-ве нового гос-ва. В Белоруссии и на Украине с нач. 1920-х гг. возникли польские бюро ЦК респ. компартий. В Белоруссии, напр., П. были представлены в аппарате в количестве, превышающем их нальную долю от общей числ. нас. П. составляли в 1925 12,1% работников ЦК, 7,5% членов ЦК и сотрудников центр, органов. В такой социо-этнич. ситуации у части белорус, интеллигенции появились антипольские настроения. В Рос. Федерации в 1930-х гг. наблюдался спад числ. П. в результате изменения у нек-рых из них этнич. самоидентификации. Эта же тенденция проявилась в Белоруссии и на Украине. О числ. П. сов. периода, по данным офиц. переписей, можно судить из таблицы.

Количество П. в Рос. Федерации по переписи 1989 представляется заниженным, так как среди тех, кто назвал себя П. по национальности, только 30,5% назвали польск. яз. родным. Поэтому предположительно лица польск. происхождения, не владевшие польск. яз. или плохо им владевшие, не идентифицировали себя с П. и указывали национальность в соответствии с той доминирующей этнич. культурой, к-рая их окружала.

Во 2-й пол. 1920-х гг. польско-сов. функционеры активно ратовали за создание польск. авт. образований у зап. границы Сов. России с целью стр-ва образцового бесклассового польск. об-ва, к-рое могло послужить наглядным примером для соседней Польши и одновременно механизмом сохранения этнич. самосознания среди польск. нас. зап. регионов СССР. В 1925 на Украине возник Польский нац. р-н им. Мархлевского. В 1926 подобные образования (в большинстве - сельсоветы) стали создаваться в Белоруссии (в 1932 там был образован польский нац. р-н им. Дзержинского). На Украине существовало 150 польск. нацсельсоветов, в Белоруссии - 24. В обеих респ. работало 677 школ с преподаванием на польск. яз. На польск. яз. развивалась печать, велись передачи по радио. Действовали польск. католич. приходы, особенно в сел. р-нах. В Минске и Киеве открылись польск. вузы, проф. театры. Однако с 1933 эти структуры стали упраздняться. Ликвидация польк. культурной и территориальной автономии, завершившаяся в 1937, стала следствием изменений общеполитической обстановки в СССР. Польск. поселения на зап. границах СССР стали рассматриваться сов. руководством как опасные. В 1936 П. (наряду с немцами) подверглись массовому выселению с Украины в Казахстан, возник один из очагов компактного расселения П. в СССР.

  1926 1939 1959 1979 1989
Белоруссия 97498 58362 538881 403169 417720
Казахстан 3762 54670 53102 61136 59956
Латвия     59774 62690 60416
Литва     230107 247022 257994
Рос. Федерация 138332 142458 118422 99733 94594
Украина 476435 360728 363297 258309 219179
СССР 782323 616218 1380282 1150991 1126334

Согласно переписи 1989 в Казахстане проживает ок. 60 тыс. П. С нач. 2-й мировой войны в результате полит, демарша СССР в нояб. 1939 часть вост. территорий Польши была присоединена к Белоруссии и Украине. Военные (особенно офицерский состав) стали узниками лагерей, крест, нас. присоединённых терр. переселялось в Казахстан и Сибирь. Во время войны (в 1942) мн. П. как представители одной из "неблагонадёжных национальностей" оказывались в отрядах трудар-мии. С др. стороны, в польск. армию, формировавшуюся во мн. р-нах СССР для совместных действий в войне с Германией, призывались и ранее репрессированные лица польского происхождения. В результате большое количество семей и отдельных П. вернулись в Польшу.

Польское нас. бывш. СССР, в том числе и Рос. Федерации, состоит из ряда регион, этнич. образований, к-рые не имеют единого этнокультурного центра. Этнич. самоидентификация П. прежде всего базируется на осознании своей принадлежности к польск. народу, имеющему своё нац. образование, и эта самоидентификация имеет в своей основе отличит, черты польск. этнич. культуры, включая и язык. Более того, до сих пор наблюдается изоляция П. от этно-нац. ценностей самой Польши, когда П., проживающие в иноэтнич. среде в пределах бывш. СССР, не в состоянии в достаточной степени проявлять своего этнич. отличия oi рус., укр. и белорус, культур, доминирующих в том или ином этнокультурном комплексе. Процесс аккультурации П. не исключается и в иных культурных средах (напр., в польск. анклавах разл. регионов Сибири).

В любых историко-культурных обстоятельствах для П. реальной основой в осознании своего этнич. отличия было их вероисповедание, хотя в польск. конфессиональности существует признак, отличающий П. от католика вообще ("поляком является тот, кто ходит в костёл"). Из всех информаторов, признавших себя П. во время полевых исследований 1990-91 в Латвии, Белоруссии и Казахстане, а также в Москве, Петербурге и др. городах Рос. Федерации, ни один из них не обнаружил своей приверженности к атеизму или к конфессии некатолического толка. Ассимиляции во всех её проявлениях (в том числе и этнокультурном) способствует уровень образования, к-рый в среднем по СССР у П. более низкий, чем у окружающих народов. Доля лиц польск. происхождения (в %), имеющих высшее образование, в сравнении с др. национальностями, проживающими на территориях Белоруссии, Литвы, Латвии и Украины, показана в следующей табл. (по состоянию на 1989).

Народы Белоруссия Литва Латвия Украина
поляки 4,7 3,8 6,5 6,5
белорусы 7,1 9,8    
болгары       5,8
латыши     8,2  
литовцы 6,1 8,3    
украинцы     14,8 7,3

Интересны цифры, отражающие представительство П. в избранных органах власти. В Рос. Федерации (как и в бывш. СССР) их процент даже несколько выше относительно той доли, к-рую они составляют во всём нас. респ. В литовском Верховном Совете это соотношение относительно пропорционально, в белорусском ниже оптимального представительства П., в украинском - П. не представлены вовсе. Большую роль в сохранении "польскости" играют их социо-культурные организации. В настоящее время в Рос. Федерации (как и в др. респ. бывш. СССР) в этих орг-циях преобладает интеллигенция. В Рос. Федерации (на 1991) польск. орг-ции существовали в 9 областях. Осн. направления в их деятельности - это прежде всего организация курсов польск. яз., координация связей П. России с общественными и государственными структурами Польши.