СААМЫ


СААМЫ, саами, саамь, саме (самоназвания), лопари (устар. назв.). Численность в Российской Федерации 1835 чел. Живут на Кольском п-ове (1615 чел.). По названию полуострова их, в отличие от С. Скандинавии и Финляндии, именуют Кольскими С. Живут также в сев. р-нах Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17 тыс.), Финляндии (5 тыс. чел.).

Своё назв. "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от к-рых его восприняли и русские. Впервые назв. Лаппия встречается у Саксона Грамматика (кон. 12 в.). В рус. источниках термин "лопь" появляется с кон. 14 в. Лингвисты производят слова "лопь", "лопарь" от фин. lape, lapea ("сторона") или связывают со швед, lapp ("место"). В последнее время как в лит-ре, так и в быту народ называют по его самоназванию С. Говорят на саамском яз. Язык коль-ских С. имеет четыре диалекта (иокангский, кильдинский, нотозерский и бабенский) и ряд говоров. Письменность на основе рус. графики. Верующие С. - православные.

С. - коренное нас. крайнего С. Европы. В прошлом их предки занимали значительно большую терр. к Ю. и В. от мест их теперешнего расселения, но постепенно были оттеснены на С. др. народами (русскими, карелами, финнами, скандинавами). Как свидетельствуют разл. источники, на рубеже 1 и 2 тыс. н. э. С. населяли широкий ареал, включавший сев. р-ны Скандинавии, Кольский п-ов, значит, часть Финляндии и Карелии, в т. ч. поб. Ладожского и Онежского озёр. На В. в саам, ареал входили, по-видимому, бассейны рек Онеги и Сев. Двины. Еще в 16-17 вв. Кольские С. населяли земли совр. Карелии (в Новгородских писцовых книгах упоминаются Лопские погосты и Заоне-жье). С продвижением на С. карел С. были постепенно вытеснены с этих земель, частично ассимилированы. В кон. 19 - нач. 20 вв. С. населяли почти весь Кольский п-ов, за исключением самой юж. его части - Терского берега Белого моря, где преобладало рус. нас. Совр. Кольские С. живут гл. обр. в Ловозерском р-не Мурманской обл., с центром в с. Ловозере.

Оленевод. Район Ловозера.

Первые контакты С. с русскими относятся к 12 в. Первое упоминание об уплате дани нас. Терского берега новгородцам относится к 1216. С 15 в. с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского гoc-ва. С нач. 16 в. начинается христианизация С., в к-рой особенно большую роль сыграл Печенг-ский монастырь, основанный в 1550. Распространение христианства среди Кольских С. связано также с деятельностью Соловецкого, Антониево-Сийского, Крестного и Воскресенского монастырей.

Контакты Кольских С. с соседними народами насчитывают мн. столетия. К кон. 19 в. в нек-рых местах С. жили уже чересполосно с др. народами. Особенно тесными были связи с русскими. Многолетними были также контакты с карелами и финнами, особенно на юго-западе полуострова. Кроме того, в 80-х гг. 19 в. на Кольский п-ов с р. Печора пришли группы оленеводов коми-ижем-цев и ненцев. В 20 в. этнич. состав Мурманской области становится еще более смешанным. Большой приток приезжего нас., среди к-рого, кроме русских, значит, число украинцев, белорусов, татар, представителей др. национальностей, был вызван начавшимся в 1930-е гг. интенсивным развитием пром-сти в крае. Приток приезжего нас. продолжается. В результате уровень межнац. контактов С. с соседними народами стал очень высок. Национально-смешанные браки составляют около 50%. 40% С. живёт в городах. Все С. знают рус. яз.

Древний хозяйственно-культурный тип С. характеризовался сочетанием охоты, рыболовства и появившегося в кон. 1-го тыс. оленеводства. При этом у С., живших поблизости от морского побережья, большую роль в х-ве издавна играл прибрежный промысел морского зверя, в частности нерпы. Охотились также на пушного зверя (лисицу, песца, куницу, бобра и др.). У С., живших в большем удалении от моря, была особенно развита охота на дикого сев. оленя. К кон. 19 в. в связи с истощением запасов промыслового зверя в крае роль охоты падает. Осн. источником существования становится оленеводство, вспомогательную роль играют рыболовство (промысел "чёрной" рыбы на внутр. водоёмах и семги в устьях кр. рек, впадающих в море) и др. нетрадиц. занятия (работа проводниками в геологич. партиях, на строящейся Кировской железной дороге и др.).

Традиц. систему оленеводства Кольских С. характеризует сочетание особенностей, позволяющих выделить её в особый тип среди др. оленеводческих х-в народов Севера и Сибири. Это малые размеры стад, вольный выпас оленей в летнее время с применением дымокуров, оленьих сараев и изгородей, использование пастушеской собаки. С. использовали оленя в упряжке и под вьюк. Оленья упряжка состояла из одного оленя, запряженного в однополозные сани-кережу, напоминающие по форме лодку со срезанной кормой и острым высоко поднятым носом. Садились на кережу с вытянутыми ногами или, вытянув правую ногу, левую свешивали за борт саней. Управляли с помощью вожжи, к-рая шла от недоуздка по левому боку оленя. Вьючное седло отличалось большой простотой конструкции и состояло . из двух дугообразных дощечек, спускавшихся по бокам оленя. На их верхние перекрещивающиеся концы подвешивали вьюки, упакованные в специальные сумки, сделанные из оленьей кожи.

Способы рыболовства у С. во многом сходны со способами лова рыбы у соседнего рус. и карел, нас. Применялись ставная сеть, острога, ставной крючок, а при семужьем лове - запоры из кольев, к-рыми перегораживали реки. Наиб, распространённым способом охоты на диких оленей в 17-18 вв. была загонная охота с использованием изгородей и ловчих ям, замаскированных снегом и ветками. Позже стали охотиться с огнестрельным оружием - осенью с помощью оленя-манщика, весной на лыжах-голицах по насту, т. н. гоньба. Пушного зверя добывали с помощью разл. ловушек и огнестрельного оружия. Сфера совр. занятий Кольских С. значительно расширилась. Кроме оленеводства и рыболовства они заняты также в молочном животноводстве, строительстве, в области просвещения, здравоохранения, культуры.

Саам. нас. Кольского п-ова в кон. 19- нач. 20 вв. состояло из 17 обществ (Ловозерского, Иокангского, Семио-стровского, Каменского, Нотозерского и др.), представлявших собой территориальные объединения типа соседской общины. Каждое общество имело свою промысловую терр. (пастбища, рыболовные места, охотничьи участки), пользование к-рой происходило по издавна установившимся у С. обычаям и нормам. О существовании родового строя у Кольских С. материалов практически не сохранилось. Однако источники 17 в. выделяют на терр. Кольского п-ова и Карелии три группы лопи, соответствующие, возможно, их прошлому родо-плем. или территориальному делению (Кончанская лопь в зап. р-нах полуострова, Терская лопь в вост. его районах и Лешая лопь на С. Карелии).

В кон. 19 в. С. жили малыми семьями. Разделы семей были обычным явлением. Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил своё х-во. Однако нередко, прежде чем выделиться в отд. х-во, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать у тестя. В том случае, если у родителей был только один сын, он оставался вместе с ними до их смерти. Вопрос о браке своих детей решали всегда родители, хотя это и делалось обычно с согласия молодых людей. Чтобы избежать родственных браков (у С. браки разрешались не ближе чем в четвёртом колене), жених и невеста должны были быть родом из разных погостов. Свадьбы устраивались обычно зимой, после Крещения, когда всё нас. было свободно от работы на промыслах. В брак вступали после 20 лет, причём нередко девушка была старше своего избранника.

Главой саам, семьи всегда был мужчина, но при этом положение женщины было довольно свободным. В то же время, по старым представлениям С., женщина считалась существом "нечистым"; ей запрещалось находиться в той части жилища-вежи (напротив входа), где находилось т. н. чистое место, участвовать в общей трапезе, когда в доме были гости, и т. д. Несмотря на эти запреты, в условиях суровой сев. природы и промыслового х-ва жена наравне с мужем участвовала в ведении домашнего х-ва, воспитании детей, добывании осн. средств существования (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве). В саам, семье в связи с этим не было строгого разделения работы на муж. и жен., хотя нек-рые виды работы обычно выполнялись мужчинами (уход за оленями, заготовка дров, постройка карбасов и др.), а др. женщинами (приготовление пищи, шитьё и починка одежды, лов мелкой рыбы в озёрах и т. д.).

Занимаясь своими промыслами, С. вели полукочевой образ жизни. Почти каждое саам, об-во имело зимнее и летнее поселения-погосты и, кроме того, еще по неск. весенних и осенних промысловых стоянок. Зимние погосты располагались, как правило, во внутр. р-нах п-ова, ближе к границе леса, где находились зимние оленьи пастбища. Летние погосты - на берегах озёр, рек или на морском поб. У С. известно три вида традиц. построек. Наиб, своеобразная и очень старинная жилая постройка - вежа (стационарное жилище с остовом из жердей и покрытием из коры и дёрна, имеющее форму усечённой четырёхгранной пирамиды). В прошлом вежа была, по-видимому, одним из осн. типов жилищ С., в 1-й пол. 20 в. в вежах жили преим. на промысловых весенних и осенних местах. Зимние погосты уже в кон. 19 в. состояли в осн. из маленьких однокамерных рубленых избушек с плоской крышей (пырт) или изб рус. 'типа. У С. распространена также лёгкая переносная постройка конич. формы с остовом из жердей, покрываемая мешковиной или брезентом (кувакса). Это было осн. жилище во время перекочёвок. У совр. С. Ловозера кувакса сохраняет своё значение как переносное жилище. В посёлке ббльшая часть саам. нас. живёт в коммунальных кирпичных пятиэтажных домах со всеми удобствами или в частных домах срубного типа.

Осн. материалом для изготовления одежды у С. были оленьи шкуры и дубленые кожи, получаемые ими в собственном х-ве, а также сукно, холст и ситец. В качестве отделки использовались лисьи, заячьи и бобровые шкурки. Нек-рые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. С. носили также вязаные из овечьей шерсти носки, рукавицы, а также плетёные цветные пояса.

Осн. вид верх, одежды Кольских С., как мужчин, так и женщин, сохранявшийся еще в кон. 19 - нач. 20 вв., печок - одежда из оленьих шкур мехом наружу, глухого покроя, т. е. надевавшаяся через голову, длиной ниже колен, немного расширяющаяся к подолу. Печок носили с отдельно надевавшейся шапкой из меха или сукна, к-рая известна во мн. вариантах в разных р-нах Лапландии. Мужчины подпоясывали печок кожаным поясом (тасма) с подвешенным к нему ножом в кожаных ножнах, женщины - поясами, плетёнными из шерсти. С. носили также одежду из сукна аналогичного покроя (юпа), к-рая служила летом верх, одеждой, а зимой надевалась под печок. В одежде из тканей, преим. жен., отчётливо сказывается влияние соседей, особенно русских. Именно под рус. влиянием саам, женщины повсеместно носили сарафан в виде юбки на лямках, ситцевую кофту, передник, головной платок. Обувь шили из оленьих шкур или дублёных кож. Она могла быть высокой, с доходящими до паха голенищами или низкой, чуть выше щиколотки. Особенность всей саам, обуви - острый загнутый кверху носок.

С кон. 19 в. с появлением на Кольском п-ове оленеводов коми-ижемцев и ненцев началось проникновение в саам, культуру мн. элементов материальной культуры этих народов. Это привело к полной замене саам, одежды - печка и обуви - яров ижемской малицей с капюшоном и обувью - пимами, тоборками, меховыми чулками-липтами. В настоящее время такая одежда сохраняет своё значение в осн. как промысловая. В посёлках нас. носит покупную одежду фабричного произ-ва. Большой популярностью пользуется обувь из оленьих шкур.

Пища С. состояла из большого кол-ва оленьего мяса и рыбы. Зимой больше ели мяса, летом - рыбы. Мясо употребляли в варёном, вяленом или замороженном виде, особенно любили мозги, язык, желудок, грудинку, свежую оленью кровь. Рыбу употребляли в варёном, жареном и вяленом виде. Любимое блюдо - рыба, запечённая в тесте. В большом кол-ве собирали ягоды (морошку, бруснику и др.). Вместо хлеба употребляли пресные ржаные лепёшки, добавляя в муку истолченную сосновую кору. У совр. С. потребление мяса и рыбы сократилось, в рацион добавились молочные продукты, овощи, кондитерские изделия и др. продукты.

Фольклор С. представлен песнями-импровизациями (йойки), мифами, сказками, ист. рассказами, нар. иск-во - изделиями из дерева, рога, меха, кожи. Многочислен, предметы быта (сумочки, кисеты и.пр.) и детали одежды вышивают бисером. Орнамент - геометрический.

Христианизация С., начавшаяся в 16 в., в значит, мере была явлением формальным, не уничтожившим их дохрист. верований. В результате в представлениях С. языч. культы переплелись с христ. религией. Для дохрист. верований С. характерно поклонение небесным светилам (солнцу, луне), обожествление разл. явлений природы. У С. была распространена вера в божеств - покровителей промыслов. Особым уважением пользовалась хозяйка оленьих стад Луот-хозик. Охраняла оленеводство и покровительница травы Рази-айке. Большое место в саам, мифологии занимали многочисл. духи, обитавшие повсюду - на земле, в воде, воздухе, под землёй. В прошлом было очень распространено поклонение священным сеидам (большим камням антропоморфного вида или горкам из небольших камней, обычно ок. воды, промысловых мест). Сеидам раньше приносили жертвы (мазали камень кровью убитого животного, рыбьим жиром). В настоящее время степень религиозности С. невысока. Люди старшего поколения продолжают сохранять в своей памяти предания о происхождении отдельных сеидов, верят в загробную жизнь.