РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

СЕРБЫ


СЕРБЫ, с р б и (самоназв.). Численность в Российской Федерации 1580 чел. (1989). С. - осн. нас. Сербии и Союз. Респ. Югославии, числ. в Сербии 6428 тыс. (1991). Численность в Боснии и Герцеговине (ок. 1,4 млн. чел.), Хорватии (св. 300 тыс. чел.), в др. европ. гос-вах - Румынии (34 тыс. чел.), Австрии (35 тыс. чел.), Венгрии (13 тыс. чел.), а также в США (230 тыс. чел.), Канаде (60 тыс. чел.), Аргентине (10 тыс. чел.), Австралии (25 тыс. чел.). С. говорят на штокавском диалекте сербскохорватского яз. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначит. часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

С массовым переселением слав, племён на Балканы в 6-7 вв. предки С., черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собств. С., дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть терр. басе, юж. притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Центром расселения предков С. была обл. Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Зап. Морава), где во 2-й пол. 8 в. сложилось раннее гос-во. В сер. 9 в. было создано Сербское княжество. В 10-11 вв. центр политич. жизни перемещался то на Ю.-З., в Дуклю, Тра-вунию, Захумье, то вновь в Рашку. С кон. 12 в. серб, гос-во активизировало завоеват. политику и в 13 - 1-й пол. 14 вв. значительно расширило свои границы, в т. ч. за счёт визант. земель. После поражения на Косовом поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Борьба за освобождение от османского гнета и гос. объединение была важным фактором в становлении нац. самосознания С. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центр, областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации С. В 1918 было создано Кор-во сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия, после распада Югославии в 1991 с 1992 Союз. Респ. Югославия).

Традиционный костюм.

Традиц. жилища С. деревянные, срубные (были широко распространены в сер. 19 в. в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами.

Народная одежда С. значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиб, старые элементы муж. одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью муж. костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой жен. традиц. костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Жен. костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Значит, место в пищ. рационе занимали кукуруза (из нее пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего С. любят свинину) ели в осн. зимой и в праздники. Повсе местно ели хлеб - кислый или пресный.

У С. существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в 1-й пол. 19 в. была широко распространена задруга (до 50 и более чел.). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, патрилокальность (вирилокальность) и т. д. Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства.

В устном нар. творчестве С. особое место занимает эпич. жанр (юнацкие песни), в к-ром нашли отражение историч. судьбы серб, народа. Для нар. танцев характерно круговое движение (коло). Сохраняется традиц. нар. иск-во - декор, ткачество, гончарство, резьба и т. д.