РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ТАБАСАРАНЫ


ТАБАСАРАНЫ, табасаран (самоназв.), табасаранцы. Численность в Российской Федерации 93,6 тыс. чел. Т. - коренное нас. Дагестана. Числ. в Дагестане 78,2 тыс. чел. (1989). Живут в юго-вост. части Дагестана (Хивский и Табасаранский р-ны), на равнине (Дербентский р-н), а также в предгорной зоне Табасаранского р-на. Общая числ. 97,5 тыс. чел. Говорят на табасаранском яз. Диалекты: сев. и юж. Лит. яз. на основе юж. диалекта. Письменность на рус. графич. основе. Распространены также азерб. (Табасаранский р-н) и лезгинск. (Хивский р-н) языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

Старая часть села. Селение Хурик.

В древности Т. входили в Кавказскую Албанию, с распадом к-рой обл. их расселения в источниках фигурирует как самостоятельная. Так, армян, автор Фавстос Бузанд (4-5 вв.) сообщает о войске "таваспоров", другой армян, автор - Егише (5 в.) называет и "всё войско Таваспорана горного и равнинного и всю крепостную неприступную страну гор"; под именем "таваспаров" Т. упоминаются и в "Армянской географии" (7 в.). До нач. 19 в. на терр. Т. существовало два владения: во главе с кадием (Сев. Т.) и майсумом (Юж. Т.), к-рые делились на бекства. Кроме владений существовали союзы сел. обществ (Кырах, Чуркул, Кухрук, Сувак, Нитриг, Дрич и др.). В 1-й пол. 19 в. Табасаран был присоединён к России.

Осн. занятия Т. - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье - преим. выгонно-стойловое с преобладанием кр. рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье - отгонное, главным образом овцы). В прошлом выращивали техн. культуры - марену, коноплю и хлопок. Ведущими зерновыми зонами являются равнинная и предгорная. Применяется искусств, орошение. Важнейшие традиц. орудия пахоты - горский лёгкий плуг - дуруц (Верхний Табасаран). В Нижнем Табасаране применялся более тяжёлый дуруц. Традиц. ремёсла - ковроткачество (известные центры - ее. Хучни, Аркит, Тинит, Ерси), обработка дерева (ее. Хурик, Ханаг, Джули), гончарство (Джули), узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное произ-во, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков (джорабов). В ее. Марага, Карчаг и Ничрас добывались селитра и сера. Было развито отходничество в район Дербента. Из ремёсел сохраняются: произ-во ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов, деревянной утвари. В сов. время ремесленники объединялись в артели (фабрики, цехи).

Т. имели издавна сложившиеся торг, связи. Торг, операции совершались в установленные базарные дни в кр. населённых пунктах - Хучни, Хив, Кондик, Тинит. В ее. Тинит,. Татиль, Рукель осенью бывали жийотноводч. базары. Находясь в непосредств. соседстве с Дербентом, Табасаран рано втягивается в торг, связи с др. народами Дагестана, с народами Закавказья, Ближнего Востока. После присоединения к России устанавливаются, а кое-где усиливаются торг, связи Т. с центр. Россией. Предметами торговли были продукты животноводства и земледелия, гончарные и деревянные изделия, ковры, шерсть, фрукты. Товарной культурой была и марена.

Табасаранка. Селение Мере.

Разделение труда в семье носило половозрастной характер. Пахота, сев, полив, ремонт с.-х. орудий и оросит, системы и др. производились мужчинами. Уход за зерновыми культурами, жатва, огородные работы, уход за кр. рогатым скоюм и переработка молочных продуктов, обработка шерсти, ткачество, вязание и др. выполнялись женщинами. Молодые Т. осуществляли вспомогат. и тяжёлые работы, не требующие особого мастерства.

Большинство селений Т. древнего происхождения. В зависимости от рельефа селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений характерно расположение на естеств. укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В них не было прямых улиц, т. к. проведение улиц регулировалось такими факторами как рельеф, топография поселения, родств. связи. Наиб, древним типом было небольшое поселение, в к-ром жил один тухум. На определ. этапе на смену родств. поселениям приходят кр. многоквартальные селения, характеризующиеся расселением родств. групп. В 19 в. территориально-родств. расселение уже не было господствующим. Оно постепенно уступило место территориальному. Во многих селениях назв. квартала соответствовало наименованию родств. группы. В каждом селении был гим (годекан), к-рый обычно располагался около кузницы, позже около мечети; здесь решались важнейшие хоз. и обществ, дела, касающиеся всего селения. В прошлом во всех селениях на кладбище существовали тухумные участки. Эта традиция сохраняется до наст, времени. Нек-рые селения имели отд. тухумные кладбища (ее. Зильдик, Чере, Тинит, Джульжаг и др.). Осн. обществ, сооружения - боевые и сторожевые башни, мечети. В наше время появились новые населённые пункты (иногда вблизи старого селения) с прямыми, широкими улицами, водоснабжением, освещением.

Изготовление ковра.

Традиц. жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде, или навесными балконами, объединялись с хоз. помещениями в один комплекс. Сараи для сена сооружались отдельно рядом с жилым домом или выносились на окраину. В горных селениях встречаются дома трехэтажные, редко четырехэтажные. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с плоской земляной крышей и внутр. двориком. Мн. дома имели опорный центр, столб "мурхвал", часто украшенный резьбой. Осн. строит, материалы - камень, дерево и глина. Дома украшены каменными резными деталями (разного рода знаки и символы небесной космогонии - круги, розетки, свастики, изображения животных - льва, оленя). В жилых комнатах устроены пристенные камины (гаму), в стенах - ниши, предназначенные для хранения постели, посуды и др. предметов обихода. Для внутр. убранства характерны ковры, покрытые резьбой лари для зерна, продуктов, деревянные кровати со шкафами внизу, низкие табуретки, сундуки, детские люльки, посуда, утварь (деревянная, гончарная, медная), станок для тканья ковра. В наше время строятся дома двухэтажные с большими окнами, шиферной или железной крышей, с приусадебными участками (сад, виноградник, огород). В планировке и облике совр. жилищ сохраняются нар. традиции.

Сундук для хранения зерна и муки. Селение Джульжаг.

Традиц. муж. костюм общедагестан. типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением муж. одежды являлся пояс с металлич. пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиц. жен. костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение - передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом. Традиц. костюм почти вытеснен совр. одеждой, сохраняется лишь частично у женщин в качестве домашнего: платье-рубаха, широкие шаровары, головные платки, джорабы и нек-рые украшения. Сохранила значение традиц. цветовая гамма: голубой, зелёный, красный; у стариков - головные уборы и в проф. одежде чабанов - бурка.

Традиционный женский костюм.

Пища Т. - растит, (зерно, бобы, дикорастущие травы) и мясо-молочная. Осн. повседневное блюдо - хинкал с мясом и без мяса. Приправой для хин-кала служили: кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубл. мяса, из требухи, яиц и молока), блины. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы. Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Осн. напиток - айран. Нек-рое распространение получили лёгкие хмельные напитки - буза и др. Обрядовая пища - мучная и ореховая халва, зажаренный на вертеле баран, пирог с курятиной, блюдо из сушёных бараньих ножек, толчёной пшеницы, гороха, "алуга" (каша из муки проросшей пшеницы). В совр. пище также многообразен набор смешанных крупяных, мясных и растит, блюд. Очень широк набор консервов, приготовляемых из фруктов и овощей (варенья, соленья, компоты, маринады).

Башня. Селение Хив.

Для обозначения родств. группы у Т. имеются несколько терминов: тухум, насил, джине, къам, мерасар. Наиб, употреб. из них - тухум. Все эти термины обозначают совокупность всех родств. групп (близких, дальних) по отцов, линии. Родство ограничивается 7 коленами. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Все тухумы имели свои наименования, к-рыми в большинстве случаев служили имена предков. Раяты (зависимые крестьяне) не имели права организации своего тухума. В тухум могли быть приняты и прибывшие из др. мест люди или отд. семьи. Тухум пользовался правом изгнания из своей среды недостойных. Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота, свой "гим" (годекан), к-рый располагался у ворот дома главы тухума и где проводились собрания патронимии. В традиц. обществ, быту Т. стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Существовали различные формы искусственного родства - побратимство, отдача в др. семьи малолетних детей на воспитание (аталычество) и передача ребёнка на кормление в дом зажиточного крестьянина.

Дверь в жилой дом. Селение Джульжаг.

Счёт родства ведётся по отцов, и материн, линиям: "бачук! тереф" ("ряд папахи"), "лакач терефнан" ("ряд по платку"). В 19 в. преобладала малая семья, но до нач. 20 в. распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав иеск. брачных пар. Непременное условие внутрисемейных отношений - заботливое, уважит. отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери). Выбором невесты или жениха занимались не только семья, но и широкий круг родственников. Невесту подыскивали из круга семей, равных им по соц. и экон. положению. Преобладающим брачным возрастом как для девушки, так и для юноши - 15-16 лет. Браки заключались внутри селения. Встречались и межаульные браки. Запрещались браки между представителями семей, вступивших в искусств, родство. Браки совершались по сватовству, но имели место колыбельный сговор, левират, сорорат, обменные браки, похищение (редко).

Хучни - адм. центр.

Свадьба продолжалась 3-4 дня и сопровождалась танцами, песнями, маскарадными представлениями, конными скачками. Офиц. религия Т. - ислам суннит, толка. Обязат. сооружением каждого аула была мечеть. При мечетях имелись духовные школы. Сохранялись места языч. поклонения - "пиры". Сохранились остатки древних домусульм. религ. верований - культ огня, камней, деревьев, пещер, родников и следы почитания земли, неба, солнца, луны. Распространено было почитание могил "святых", вера в духов, в божества-покровителей, магич. представления (обряд вызывания дождя, солнца и др.).

Сохранялись и остатки почитания животных, птиц.

Табасаран. архитектура - одна из самых своеобразных в Дагестане. Сохранились нек-рые древние традиции, связанные с домусульм. культурой Дагестана (в Т. выявлены крестообразные по форме мусульманские надгробия) и возможно даже восходящие к традициям Кавк. Албании. Высокого уровня достигло иск-во худ. обработки дерева, в т. ч. орнамент, резьба. Достаточно полно представлены разл. жанры фольклора (легенды, предания, мифы, ист. сказания, притчи, сказки - волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, дет. фольклор). Из нар. праздников наиб, древний - "эбелцен" (праздник весны). Т. создали богатый муз. и танц. фольклор. Разнообразны муз. инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. Традиц. культура (фольклор, нар. музыка, танцы) испытала влияние культуры азербайджанцев и лезгин.

Домашними "врачами" традиционно в семье, как правило, выступали женщины. В каждом селении имелись и "профессиональные" лекари, к-рые были известны не только в своём селении, но и за его пределами. Часто врачевание передавалось как наследств, занятие от родителей к детям. Большой известностью в сер. 19 в. пользовались хирург Уста-Халил, костоправы Гаджиомаров, Саидалиева Захра (она же и повив, бабка), Гюльмагомедов. В своей лечебной практике нар. лекари применяли разл. формы лечебного воздействия: лечение растениями, продуктами питания, прижигания, кровопускания, водолечение, лечебные средства животного происхождения, массаж и др. В бытовой практике наряду с рациональными методами лечения применялись и магич. приемы.

За годы сов. власти у Т. сформировалась интеллигенция. Фольклор оказывает влияние на развитие проф. культуры. Значит, развития достигли нац. лит-pa (известные поэты и писатели - А. Джафаров, А. Хан-Магомедов, Т. Шалбузов, Б. Митаров, М. Митаров, А. Везиров, М. Шамхалов), наука (профессора - Б. Хантмагомедов, С. Хан-Магомедов, М. Ризаханов, А. Юсуфов, М. Гасанов), проф. музыка (композитор К. Магомедов, А. Оруджев). В 1991 в Махачкале представителями творческой интеллигенции было создано историко-культурное общество "Табасаран". Общество ставит целью защиту интересов табасаранского народа, возрождение традиций, промыслов, решение проблемы занятости, создание историч. музея, проф. театра и т. д. В окт. 1992 состоялся 1-й съезд табасаран. народа.