РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ТАДЖИКИ


ТАДЖИКИ, т о д ж и к (самоназв.). Численность в Российской Федерации 38,2 тыс. чел. Т. - осн. нас. Таджикистана. Числ. в Таджикистане 3172 тыс. чел. Численность в Узбекистане (933,5 тыс. чел.), Казахстане (25,5 тыс. чел.), Киргизии (33,5 тыс.в чел.). 3,7 млн. Т. живут в Сев. и Центр. Афганистане, 50 тыс. чел. - в остане Хорасан в Иране. Общая числ. 7,2 млн. чел. Говорят на тадж. яз. Письменность на основе арабской и рус. графики. Верующие Т. - в осн. мусульмане-сунниты.

Таджик.

Этногенетич. процессы, предшествовавшие сложению тадж. народа, восходят к кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э., когда Ср. Азию и степи Евразии заселяли племена индоиран. общности, из к-рых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У осн. населения среднеазиат. оазисов, долин и степей распространились вост.-иранские языки. Прямыми предками Т. были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преим. искусств, орошения, в горных и степных р-нах - скотоводством и разнообразным ремесленным производством. Во 2 в. до н. э. в Бактрию проникли юэчжи (тохары), к-рых нек-рые исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей - кушаны создали могуществ. Кушанское царство. С образованием в 6 в. Тюрк, каганата усилилось проникновение тюрк, этнич. элементов. Ко времени араб, завоевания (8 в.) на терр. Ср. Азии выделились 3 осн. этнич. области: согдийская на С., ферганская на С.-В. и тохарская на Ю., население к-рых и в дальнейшем сохранило нек-рые свои культурные и бытовые особенности.

Пожилые таджики.

С образованием гос-ва Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнич. ядра Т., что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-тадж. языка, ставшего в эпоху Самани-дов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иран. народов (Т. и персов), создавалась их богатая лит-pa (первые письм. памятники - 9 в.). Письменно зафиксированное время появления этнонима "Т." - 11 в., однако фактически оно относится к более ранней эпохе. С кон. 10 в. поли-тич. преобладание в Ср. Азии перешло к тюркоязычным народам, всё новые волны тюркских, а позже монг. племён проникали в области оседлого тадж. населения; начался многовековой процесс тюркизации Т., в осн. на равнинах, в меньшей степени - в горах и в больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Тадж. народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюрк, народами Ср. Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась судьба Т. во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.; сев. р-ны тадж. оседлости вошли (1868) в состав России, а население Юж. Таджикистана оставалось под властью зависимого от России феод. Бухарского эмирата. В 1924 образована Тадж. АССР, в 1929 преобразованная в Тадж. ССР, с 1991 Респ. Таджикистан.

Исконным занятием Т. было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных и высокогорных (Зап. Памир) р-нах применялось искусств, орошение. Выращивались гл. обр. зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов. Скотоводство в с. х-ве равнинных р-нов играло вспомогат. роль (кр. рог. скот, в небольшом кол-ве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных Т. скотоводство составляло более существ, отрасль х-ва. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга, и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но осн. население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные жен. товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т. п. У равнинных Т. издавна были развиты разл. ремёсла - изготовление хл.-бум., шелковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное иск-во, гончарное и др.; многие из ремесел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декор, вышивка и др.). У горных Т. товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

Традиц. селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов - дувалов. Дома в осн. глинобитные (в горных р-нах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (ай-вон). Жилище делилось на муж. и жен. половины: в женскую - внутр. часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хл.-бум. и шерстяными паласами, коврами, на к-рых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Т. стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

Традиц. одежда Т. имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - туникообразного покроя платья, в сел. р-нах - из гладких тканей, в горных юж. р-нах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного иск-ва). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было. В совр. одежде Т. сочетаются традиц. элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиц. элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, к-рое широко распространено в Ср. Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиц. украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца. Основой питания в горных р-нах были хлеб (в виде лепешек) и молочные продукты, в т. ч. топлёное масло, сыр; сухой (курут) и творожный (панир), лапша, разл. каши; в равнинных - лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растит, масло (в т. ч. хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиц. угощение у равнинных Т. - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиц. сласти: халва, кри-сталлич. сахар (набот), нишалло (кремо-образная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное время года.

Фольклор Т. богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные нар. песни (суруд), популярны четверостишия (рубай), но наиб, интересны сказки - волшебные и сатирические, широко распространены юмористич. рассказы-анекдоты (латифы), напр, о Ходже Насреддине. Музыка Т. построена на диатонич. звукоряде, вокальная - одноголосна. Муз. инструменты разнообразны: струнные - дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най, кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны нар. танцы (в т. ч. шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные нар. зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр.