РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ТАТАРЫ КАСИМОВСКИЕ


ТАТАРЫ КАСИМОВСКИЕ, к э ч и м татарлары или кэчим халкы (самоназв.), этнич. группа татар Волго-Уральского региона. Живут в г. Касимове и Касимовском р-не Рязанской обл.; числ. более 1 тыс. чел. Часть Т. к. расселена в Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Казани, Ташкенте, Риге и др. городах. Язык Т. к. - говор в составе среднего (казанско-татарского) диалекта тат. яз., испытавшего влияние зап. (мишарско-го) диалекта. Верующие - мусульмане-сунниты.

Самоназв. от назв. столицы Касимовского ханства - г. Касимов (др. назв. Мещёрский городок), в свою очередь получившего его от Касима, сына казанского хана Улу-Мухаммеда, правившего Мещёрским городком. В трактовке вопроса об этногенезе Т. к. можно выделить несколько подходов. Мн. исследователи вплоть до 1920-х гг. считали Т. к. мишарями. Некоторые связывали эту группу с золотоордынскими тюрками. В 40-90-х гг. 20 в. на обширном фактологическом материале были показаны определённая близость Т. к. с казан, татарами и одновременно их достаточно выраженная самостоятельность.

Формирование Т. к. как самостоят, группы происходило в рамках Касимовского ханства (сер. 15 в. - ок. 1681), тесно связанного с Русским гос-вом, а после похода рус. войск на Казань в 1487 фактически ставшего полностью зависимым от него. Терр. ханства включала в свой состав земли уездов 16-17 вв., Касимовского, Кадомского, Елатомского, Шацкого, Темниковского. Нас. гос-ва уже в 15 в. было этнически неоднородным и состояло из "можар" (мишари), мордвы и бесермян. В документах 16 в. упоминаются "башкирцы" (видимо, ногайские группы). Господствующий слой, состоявший из ханов, султанов, сеитов, беков, уланов, мурз, тарханов, казаков, обычно именовался "татарами". Наиб, крупные кланы были общими с Казанским ханством (ширины, барыны, аргыны, кыпчаки). В нач. 17 в. известны джалаиры. Сложный этнич. состав Т. к. нашёл отражение и в сохранившемся до нач. 20 в. их подразделении на три подгруппы: "белый аймак" (ак аймак), "чёрный аймак" (кара аймак) и "чёрные зипуны" (кара зыбыннар). На терр. Касимовского ханства в 16-17 вв. проникли многочисл. группы рус. нас., оказавшие воздействие на культуру Т. к. До 1486 в ханстве правили потомки казан, хана Улу-Мухаммеда, в I486-1512 - представители крымских ханов, в 1512-73 - астраханские ханы, при к-рых Касимовское ханство потеряло остатки своей независимости и превратилось в уд. княжество. Позже на троне сидели представители родов казахских и сибирских ханов. Начиная с 70-х гг. 16 в. началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 принял крещение Сайин-Булат и наречён Семионом; ок. 1683 - Сейид-Бурхан под именем Василия, его мать - Фатима-султан была последней правительницей в Касимовском ханстве).

Касимовское ханство в осн. выполняло функцию обороны границ рус. гос-ва по берегу р. Оки. Поэтому его нас. участвовало во мн. походах и оборонит, сражениях рус. войск. Кроме того, татары привлекались рус. пр-вом в качестве переводчиков и дип. представителей вплоть до 18 в. Ханам и султанам шли доходы с ясачного нас. со своих владений. Основой х-ва Т. к. было земледелие, к-рое сочеталось со стойловым животноводством. Было развито бортничество, рыболовство. Широкое распространение имели ремёсла. Ими занимались, в основном, феодально-зависимые люди (царские мастеровые, каменщики, плотники, ювелиры и пр.), частично и служилые татары. Известны были ремёсла, связанные с обработкой кожи, шерсти, металлов и камня. Нек-рые из воздвигнутых из камня построек сохранились до наших дней. Вели торговлю хлебом, мёдом, воском, мехами, кожей, кожаными сапожками и т. п.

Период 18-19 вв. привёл к кр. изменениям в социально-экон. развитии Т. к. В результате ряда указов 1-й пол. 18 в., направленных на ликвидацию служилого землевладения у мусульман, часть знати крестилась (Костровы, Ширинские, Тургеневы и др.), остальные потеряли свои вотчины и поместья. Принявшие христианство татары быстро обрусели. Основная масса служилых татар была переведена в разряд "однодворцев" и приписана к тяжелейшим работам в ведомстве Адмиралтейской конторы (заготовка корабельного леса). Из-за нехватки земель Т. к. усиленно занимались промыслами. Уже в 18 в. в Касимовском уезде имелись мер-лушечные мануфактуры татарских купцов, изделия к-рых поставлялись во многие районы юж. России; Т. к. поддерживали интенсивную торговлю с Казахстаном и Ср. Азией. В 17-18 вв. они поселились в Москве. В 18-19 вв. усилились торгово-экономич. связи Т. к. с др. группами татар Волго-Ураль-ского региона (в т. ч. через ярмарки: Макарьевскую, Оренбургскую, Троицкую). В 18 в. начался отток Т. к. из Касимовского уезда в Приуралье. В 19 - нач. 20 вв. они проникли в сферу торговли и обслуживания (буфеты, рестораны и т. д.) на железных дорогах, в городах (в Петербурге). Миграции привели к постепенному уменьшению числ. Т. к. в 18 -нач. 20 вв. с 5797 чел. в 1719 до 4413 чел. в 1917. В то же время происходила этнич. консолидация Т. к. в общем составе татар Волго-Ураль-ского региона. В конце 19 в. Т. к. находились в единой культурно-информац. системе формирующегося тат. этноса (обучение и издание газет на тат. яз. и др.). Уровень грамотности был высок: в конце 19 в. 57% взрослого нас. писали и читали на родном яз. Среди Т. к. был распространён лит. тат. яз. В результате Т. к. превратились в этногр. группу татар. Былая их обособленность сохранилась отчасти в особенностях разговорного яз., традиц. культуры, а также в самосознании, имеющем два таксономических уровня: локальный ("мы - касимовские татары") и общетат.

Традиц. занятия Т. к. базировались на земледелии с зерновой специализацией (рожь, овёс, ячмень, чечевица, отчасти пшеница и просо). Важную роль играли животноводство, птицеводство и пчеловодство. Промыслы давали существенную часть доходов (кожевенный, овчинный, шерстобитный). Было развито отходничество (содержание трактиров, буфетов, служба в качестве официантов, дворников, лакеев, извоз).

Наиб. распространённой формой поселений была уличная. Дома были преимущественно срубными, располагались в глубине усадьбы. Жилища нескольких типов (изба - сени; изба - сени - клеть; изба - сени - изба; пятистенок; изба с прирубом; крестовик и дом с усложнённой планировкой). В домах печь ставилась справа или слева от входа, устьем к противоположной от двери стене. Напротив входа ставили широкие нары (тезмеле, жапмалы ундык), а вдоль боковых стен - лавки (ян урдык), над дверями - полати (сундрэ). В качестве летнего жилища использовали срубные клети или кирпичные кладовые. Хоз. постройки включали хлев, конюшни, навесы, амбар, баню, гумно (с овинами или ригами).

Одежда - наплечная (нераспашная, распашная) и набедренная. Муж. наплечная нераспашная одежда - рубахи (туникообразные с цельного куска ткани и сшитые из двух полотнищ). Распашная - прямоспинная (зилэн, чапан, намаз тун, зыбын, тулуп) и приталенная (камзол, казакин, бешмет, шуба). У мужчин в верх, одежде преобладал приталенный покрой, нательная одежда - туникообразная. Набедренная одежда мужчин состояла из штанов и брюк. Головные уборы - тюбетейки, шапки (бурек), малахаи, войлочные шляпы, когда-то имелись и суконные башлыки. Для работы мужчины надевали фартук. Жен. нераспашная одежда - прямоспинная (зилэн) и приталенная (бешметтун). Набедренная одежда женщин - штаны. Женщины носили нагрудники, нарукавники. Головные уборы женщин - вязаные калфаки, шапочки (такья), бархатные калфаки считались девичьими; выделяются четыре комплекса (тастарный, платочный, калфачный, шапочный), наиб, самобытные из к-рых тастарный (из волосника, тастара и платка) и платочный (из двух платков, к-рые повязывались особым образом). Обувь - кожаная (сапоги - читек, калоши - кэвэш, башмаки), лыковая (лапти - чабата, ступни - улында) и войлочная (валенки - итек, туплий). Жен. одежда включала ряд украшений: серьги (copra) и накос-ники (чулпы, чэс-бау), цепочки, воротниковая цепь (яка чылбыры), перевязи (хэсидэ), браслеты (блазек), кольца и перстни. В отличие от др. групп татар, мужчины из касимовцев носили амулеты (подвешивали в мешочке на шею или надевали как перевязь под правую руку).

В пище Т. к. преобладали продукты растениеводства, получаемые из хлебных злаков (хлеб, каши, напитки). Значит, место в меню занимал картофель (жиралма). Широкое распространение имели и мясо-молочные продукты (молоко - сет, сливки - каймак, масло - май, катык, творог - эремчек и сухой творог - корт); из мяса преобладала конина. Употребляли и овощи. К жидким блюдам относятся супы (шурпа); готовили пельмени (пильмин), жареное мясо с картофелем (жаркой или куырма), кебаб; каждодневная пища - каши (бутка). Мучные изделия: хлеб - эпей, оладьи - коймак, блины - белен; с начинкой: билиши, билиши в горшке и др. Напитки: чай, айран, квас, шербет (безалкогольные), сора, буза, бал, кумыс, кэрчэме (алкогольные). Кумыс делался из кобыльего (иногда овечьего) молока, но в нач. 20 в. употреблялся только как лекарственное средство.

В предвоенное время обучение шло на тат. яз. Существовал нар. театр, создавались библиотеки, регулярно поступала тат. литература из Татарстана. Однако в дальнейшем мн. тат. школы были расформированы, нар. театр прекратил своё существование, перестали издаваться тат. газ., в целом ослабли связи с Казанью как культурным центром. Рус. яз. широко проник в семьи, молодёжь владеет им лучше, чем родным. Тем не менее, нек-рые особенности матер, культуры, родной яз., самосознание, эндогамия Т. к. сохраняются.