РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ТЕПТЯРИ


ТЕПТЯРИ, т и п т э р (самоназв.), этно-сословная группа казан, татар, живут преимущественно на сев.-западе Приуралья (в Пермской обл., в юго-вост. р-нах Татарстана и сев.-зап. р-нах Башкортостана). При переписи 1926 назвали себя Т. 27,4 тыс. чел.

Осн. часть Т. говорит на среднем диалекте тат. яз. (мензелинский, бирский, частично пермский говоры). Нек-рые группы, живущие в плотном окружении башкир, подверглись сильному влиянию башк. яз. (златоустовский говор, сев.-восток Башкортостана) или полностью перешли на него (учалинские тептяри, юго-восток Башкортостана). Верующие Т. - мусульмане-сунниты. В прошлом в сословную группу Т. входили и язычники (из финно-угорских народов). Имелись и христианизированные Т.

Самоназв. возводят обычно к персидскому "дафтар" (тетрадь), заимствованному тюрко-монголами и употреблявшемуся вначале в значении "список, закон, уложение", а в золотоордынское время - в смысле "тетради для записывания податного населения и судебных решений". Т. называли нас., включённое в тетрадь (список) или проживавшее на основе договора, т. е. "законно".

Т. начали формироваться со 2-й пол. 16 в. из переселенцев с терр. Ср. Поволжья преим. на сев.-запад При-уралья, оседавших на землях местных вотчинников (башкир, татар, ногайцев) в качестве припущенников и выплачивавших им оброк за пользование угодьями. Среди припущенников были татары, марийцы, удмурты, мордва, чуваши, башкиры, бесермяне. Первоначально все этнич. группы рассматривались рус. администрацией как одно сословное образование - тептяри (применялся и синонимно-парный термин "тептяри и бобыли"). Эта сословная группа после 1 ревизии была ещё обложена ясаком в пользу гос-ва. В 1736 её представителей освободили от оброка в пользу башкир, а в 1747 заменили гос. ясак подушным окладом, причём по норме более низкой, чем у гос. крестьян. Так завершилось оформление Т. в особую, промежуточную между гос. крестьянами и башкирами сословно-адм. единицу, существовавшую до 1855, когда их причислили к "башкирскому войску". Тогда появилось их второе назв. - "новые башкиры", к-рое, однако, не смогло вытеснить прежнего наименования.

Т. являлись не только сословной группой, но образовали особую общность этнич. характера (со своим этнонимом и этнич. самосознанием), сложившуюся позже сословной. При адм.-сословном учёте припущенников как особого разряда крестьян, в их состав включалась и финноязычная часть (марийцы, удмурты, мордва) этого же разряда крестьян; обособление же тюркоязыч. части Т. в самостоят, общность этносословного типа начало проявляться к сер. 18 в. и было связано с этнич. процессами. Основу этносо-словной группы Т. составили татары, к-рые через брачные связи смешались с башкирами. Одновременно были ассимилированы чуваши и небольшое число бесермян, а также марийцев. В результате многочисл. смешанных браков у сев.-зап. башкир и Т. этнокультурные и языковые различия исчезли, возникло неустойчивое этнич. самосознание. Фактическое разделение населения на "башкир" и "тептярей" базировалось лишь на форме землевладения (вотчинное - у "башкир" и разные виды припуска - у Т.). Постепенно, не отделяясь полностью от осн. массы татар, группа Т. приобрела этноним и особое самосознание. В связи с усилением консолида-ционных процессов среди волго-уральских татар Т. стали вливаться обратно в ряды татар, увлекая за собой и тесно связанных с ними башкир. При этом происходила потеря сословного самосознания, а с ним и этнонима. Этот процесс в осн. завершился к сер. 1920-х гг., когда было зафиксировано минимальное число нас. с сознанием принадлежности к группе Т. Сохранившаяся ко времени переписи 1926 группа вошла в состав татар и башкир. В настоящее время бывшие Т. считают себя татарами.

Т. образовывали одну из многочисленных групп татар Волго-Ураль-ского региона: в 1795 - 74,2 тыс., в 1834 - 147,1 тыс., в 1897 - 117,8 тыс. (неп. свед.), в нач. 20 в. - ок. 382 тыс. Основа х-ва Т. - земледелие и животноводство. В нек-рых р-нах значение скотоводства было преобладающим (учалинские Т.). Выращивали рожь, пахали преимущественно сохой (сука). Определённое распространение имело пчеловодство. Существовали отхожие промыслы (извозчики, рудокопы, грузчики, ямщики, заготовка леса и т. д.).

Традиц. культура, хотя и имела ряд особенностей, не выходила в целом за рамки культуры татар Волго-Уральского региона. В жилище преобладают параллели с казан, татарами Предкамья и Предволжья. Одежда: большой калфак, особые покрывалообразные головные уборы (ерпэк), нижняя и верхняя одежда приталенного покроя (эч билле, биш билле), узорная кожаная обувь с применением декор, оформления одежды узорным ткачеством, оформлением нижних жен. нагрудников (кукрэкчэ) тамбурной вышивкой. Ювелир, украшения были в осн. общими с др. казан, татарами (изу, яка чылбыры, сырга). Из общественных обрядов и праздников можно выделить проводы ледохода, игры с яйцами (кукэйле уен), а также сабантуй, состоявший из неск. этапов (карга боткасы, сбор яиц - сэрэн сугу, орлык Чыгару). Праздновался характерный для казан, татар джиен. Помимо мусульм. праздника Корбан гаете существовал и летний обряд пожелания благополучия (коллективное жертвоприношение, обливание водой).

Ветеринары и ветклиники минска.