РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

УЗБЕКИ


УЗБЕКИ, узбек (самоназв.), с а р т ы (устар. рус. назв.). Численность в Рос. Федерации 126,9 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Москве и Московской обл. - 13,5 тыс. чел.; Санкт-Петербурге - 7,9 тыс. чел.; более чем по 3 тыс. чел. - в Самарской, Томской, Иркутской и Кемеровской обл. У. - осн. нас. Узбекистана, числ. 14142,5 тыс. чел. Численность в Таджикистане (1197,8 тыс. чел.), Киргизии (550 тыс. чел.), Казахстане (332 тыс. чел.), Туркмении (317,3 тыс. чел.), на Украине (20,3 тыс. чел.); в Афганистане (1,7 млн.), в КНР (15 тыс. чел.). Общ. числ. в мире до 18,5 млн. чел. Говорят на узб. яз. Наречия: карлукское (или карлукско-чигиле-уйгурское), кипчакское, огузское и мно-гочисл. переходные говоры и диалекты. Распространены рус. и тадж. языки. Письменность на основе русской графики. Верующие У. - мусульмане-сунниты.

Женщина в праздничном костюме.

Этногенез У. протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных р-нах. В формировании У. принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа н. э., в связи с продвижениями кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 в.) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века осн. этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться У., особенно активизировался в 11-12 вв., когда Ср. Азия была завоёвана объединением тюрк, племён, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монг. племён влилась в состав населения Ср. Азии после монг. завоевания 13 в. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (2-я пол. 14-15 вв.). Этноним У. утвердился позднее, после ассимиляции в её среде дештикыпчакских У. (назв. кочевников вост. части Золотой Орды со времён хана Узбека, 14 в.), пришедших в конце 15-16 вв. во главе с Шейбани - ханом из степей Казахстана.

Девушка в традиционном головном уборе.

К нач. 20 в. в составе У. выделялись три большие субэтнич. группы: древнее оседлое население оазисов; сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; потомки дештикыпчакских племён, переход к-рых к оседлости завершился лишь к началу 20 в. Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в 19 и особенно 20 вв. процесс национальной консолидации У. значительно усилился. В 1924 образовалась Узб. ССР, с 1991 - Респ. Узбекистан. В России не составляют сколько-нибудь заметных групп, рассеяны почти по всем нац. и адм. р-нам, живут преимущественно в городах (82%). Рус. яз. родным считает 18,1% российск. У., 68,2% свободно им владеет, 16,2% уже практич. не знает своего родного яз.

Традиционными занятиями У. в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали гл. обр. зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, к-рым занимались в осн. женщины. Земледельч. работы выполняли преим. мужчины.

Узбек.

Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных господствовали богарные формы земледелия. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (гл. обр. на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали неск. голов курдючных баранов). Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили гл. обр. для собственных нужд.

В городах и крупных торгово-реме-сленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание и др.).

Изготовление кошмы.

Господствующей формой совр. семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын.

В жилищном стр-ве используются, особенно в сёлах, черты традиц. строит, иск-ва: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и др. утвари. Муж. и жен. одежда У. состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганного на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С кон. 19 - нач. 20 вв. распространилась верх, одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин - тюбетейка, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиц. обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на к-рые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.

На празднике в городе Бухара.

Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и др. процесс - стирание локальных различий и сложение общенац. форм (напр., муж. прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами).

Шахи-Зинда в Самарканде.

Пища У. состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепешек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и разл. травами. Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток - чай, чаще зелёный. Нац. колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Женщины у очага.

Семейные обряды сохраняют нац. специфику. Высокого развития достигли традиц. виды нар. иск-ва (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отд. историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает нар. творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны нар. театр и цирк - выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.