РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

УЙГУРЫ


УЙГУРЫ, уйгур (самоназв.). Численность в Рос. Федерации 2577 чел. (1989). Живут в городах, не образуя компактных групп. Численность в Казахстане (185,3 тыс. чел.), Киргизии (36,8 тыс. чел.), Узбекистане (35,7 тыс. чел.), в Китае (7215 тыс. чел., Синьцзян-Уйгурский авт. р-н), в Афганистане (2 тыс. чел.). Общ. числ. - 7,5 млн. чел. Говорят на уйгурском, или новоуйгурском, яз. Диалекты: северо-западный, или центральный с говорами (турфанским, кучарским, аксуйским, яркендским, кашгарским, илийским, урумчинским, карашарским и др.), восточный (лобнорский) и южный с говорами (хотанский, керийский и др.)- Распространены рус., казах., узбек., киргиз, и кит. языки в зависимости от мест проживания той или иной группы У. С кон. 1-го тыс. письменность на основе согдийской графики. Письменность в пределах бывш. СССР - на основе рус. графики. Верующие У. - мусульмане-сунниты.

Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки У.) упоминаются в источниках с 3 в. Этноним У. сохранился в орхонских рунических надписях 8 в. В сер. 8 в. У., жившие в долинах pp. Селенга, Орхон и Тола, образовали государство. После его разгрома в 840 енисейскими кыргызами У. переселились на 3. - в Вост. Туркестан и в зап. часть Ганьсу, где создали независимые гос-ва с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь У. постепенно ассимилировали местное, преим. ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и нек-рые виды ремёсел. В этот период среди У., религией к-рых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство (несторианство). Гос-во У. в Ганьсу было в 11 в. уничтожено тангутами, а вост.-туркестанское гос-во в 12 в. стало вассалом каракитаев, в 14 в. вошло в состав Джагатайского (Чагатайского) улуса, а затем - в Моголистан. В 14-17 вв. среди У. распространился ислам, вытеснивший другие религии. К этому времени относится формирование совр. уйгурского этноса с новоуйгурским яз. Длительное господство завоевателей, политико-адм. разобщённость и ряд др. причин привели к тому, что этноним У. почти перестал употребляться. У. стали называть по месту жительства - кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этнич. самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Вост. Туркестане существовало гос-во У., к-рое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 в Китае был образован Уйгурский авт. р-н.

Осн. занятия У. - поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, разл. технич. культуры, овощи), садоводство. В нек-рых р-нах (у лобнорцев, в горных р-нах Хотана и Хами) занимаются гл. обр. скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия - рыболовство, охота, собирательство. Ремёсла - ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть У. занята в промышленности. Преобладает линейная планировка поселения. Традиционное жилище У. глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом - крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках. Очаг типа камина расположен в стене. Муж. одежда - рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская - длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейки покрываются обильной вышивкой. Осн. пища - мучная: лепёшки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэвап - бараний шашлык. Повсеместно распространён чай, в вост. оазисах - с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушёные фрукты.

Брак патрилокальный. Семья малая, но патронимич. связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и др. обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причём в дом невесты всё необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Тради-ционны вечера отдыха (машраб), отдельно устраиваемые мужчинами и женщинами-сверстницами. Традиц. верования - культ духов, шаманство. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор.