РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ХВАРШИНЫ


ХВАРШИНЫ, акьилько, атлилько (самоназв.). Численность в Российской Федерации 2 тыс. чел. (1989). Все переписи нас. включали их в состав аварцев. Лишь перепись 1926 выделила их в качестве самостоят, этноса и определила их числ. в 1019 чел. Говорят на хваршинском яз. (с небольшими диалектными особенностями в каждом селе). Распространены также аварский, русский, тиндинский яз. Письменность: на основе арабской графики с кон. 18 - нач. 19 вв., на основе русской графики на авар. яз. - с 30-х гг. 20 в. Верующие - мусульмане-сунниты.

Хозяйственный комплекс на хуторе.

Живут в Дагестане, в юго-вост. части высокогорного Цумадинского р-на вдоль ущелья, образованного притоком р. Андийское Койсу р. Хваршинка, в 7 насел, пунктах (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). От назв. самого крупного насел, пункта происходит этноним "хваршины". Соседями их являются: с Ю. и 3. дидойцы, на С. и В. тиндалы. Ббльшая их часть (примерно 70%) переселена на равнину - в Хасавъюртовский, Кизилъюртовский р-ны. Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья X. входили в состав военно-политич. союза Дидо. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К нач. 19 в. отделились, образовали хваршинский союз сел. обществ (общество Хварши). После реформ 60-х гг. 19 в. вошли в состав Тиндинского наибства. Первые письм. сведения о X. носят статистам, характер и относятся к 1840. X. были объединены в общину-джамаат. Органы управления: сел. сход, старейшины, духовный глава (дибир), исполнители, глашатай; с 60-х гг. 19 в. - старшина. Судопроизводство осуществлялось на основе записанных норм обычного права (адата), частью на нормах мусульм. права (шариата).

Железный котёл. Селение Хварши.

В феврале 1944 X. были принудительно переселены в Веденский р-н Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в равнинные р-ны Дагестана. Для X. характерно развитое хуторское х-во. Осн. занятие X. - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. Овцы курдючные, тушинской породы. Коровы - мелкорослые, горской породы. Богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие - древнейший горский плуг - баруц с железным лемехом. Приёмы агротехники - плодосменная система, ежегодное удобрение - навоз с древесной золой. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали лён-кудряш, из овощных - тыкву, морковь.

Промыслы: произ-во сукна и особых ворсистых одеял цахъ ала, паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблёных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота. Половое разделение труда строго регламентировано. Была развита меновая торговля. В последние десятилетия пришли в упадок все виды промыслов; из традиционных занятий сохранились скотоводство, пчеловодство; получило развитие садоводство с использованием морозоустойчивых сортов яблонь и груш.

Семьи, объединявшиеся на основе общего предка в тухум, морально и материально поддерживали друг друга в обществе. Самыми близкими считались родственники до 4-го поколения с отцовской (гл. образом) и материнской стороны. Форма семьи - малая, простая. Глава семьи - старший мужчина, роль женщины в решении семейных вопросов также была значительна. Существовало строгое соподчинение младших старшим, сестёр - братьям, детей - родителям. При существовании различных форм брака (левират, сорорат, похищение и его разновидности - брак уводом, прикосновением и др., бытовавшие редко) осн. формой был брак, заключённый на основе сватовства.

Поставец. Селение Хвайни.

Сёла X. располагались на естественно укреплённых местах. На подступах к с. Хварши сохранились четыре сторожевые башни. Планировка улиц бессистемная. Жилища - прямоугольные, в основном двухэтажные, каменные, с турлучными внутр. стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж - хлев, второй - жильё, как правило 2-камерное, крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша нижерасположенного дома, отдельный двор - редкое явление. К дому примыкали специальные деревянные пристройки (бокьис г1ач!наба) для хранения продуктов. Архит.-декоративные приёмы немногочисленны - в основном каменные рельефы, кладка из обработанного камня, резные деревянные детали.

Муж. костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки (к!ойту хабачи), войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или чёрные овчинные папахи нескольких фасонов - конусообразные, цилиндрич., а с нач. 20 в. в виде перевёрнутой трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространённой обувью являлись шерстяные вязаные сапоги с войлочной простёганной подошвой и усечённым носком, орнамент - мелкий тёмный рисунок по белому полю; бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель), чувяки (мугуры), кожаные полусапожки (уйлят!у), а также обувь с деревянной подошвой, кожаным верхом без задников (хъваркинеба). Украшением костюма служил кожаный ремень с литыми серебряными фигурками, на к-ром справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гьутугь) с нутряным жиром для смазывания рук, а слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, а на запястье и мужчины и женщины (обязательно) носили браслет из чёрного войлока шириной 2-3 см. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, а женатые мужчины небольшие бороды.

Нагрудное украшение. Селение Хвайни.

Одним из осн. элементов жен. костюма было платье-рубаха тунико-образного покроя, расширявшееся книзу за счёт боковых клиньев, с прямыми вшивными рукавами (без ластовиц) и вертикальным разрезом на груди. С кон. 19 в. туникообразная рубаха стала нательным бельём, а поверх молодые женщины надевали платье с кокеткой, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин и в наше время) красный трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой поверх платья надевали овчинные шубы: хуну (напоминало туникообраз-ное платье, но было распашным и подвязывалось красным кушаком) и кIа-лакIач (шуба-накидка с ложными рукавами, eже и короче мужской). Вторым осн. элементом одежды являлись штаны - они были прямыми и очень широкими (за счет квадратного клина) в верхней части. Штаны стягивались на бедрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шелка зеленого, красного, черного цветов.

В теплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок. Первый вид чухту - чепец, сшитый из однотонной яркой материи в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания кручёных височных колец. Удлиненная часть сзади не зашивалась, а просто свисала как фата. У молодых женщин с 19 в. имело распространение чухту - накосник с чепцом из материала темных тонов, по низу отделанный широкой красной полоской. Поверх чухту носили квадратный платок (4x4) из сукна (позже из бязи). Жен. обувь отличалась от муж. только декором и длиной голенищ. В конце 19 в. получили распространение сафьяновые сапожки с трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной шелковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами.

Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки - две косы, взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только чуб. Украшением для женщин служили серебряные монеты, ими обшивали ворот, подол и рукава платья. Из монет собирали и нагрудник "титино", к-рый доходил до пояса. Носили также разл. пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, имели распространение деревянные, коралловые и янтарные бусы.

Для шитья одежды до 19 в. использовали в основном местные материалы (сукно, овчину, войлок); с 19 в. проникли из России дешевые фабричные ткани. Пища мучная и мясо-молочная: осн. блюда - хинкал дискообразной формы диаметром 10-12 см, пресные чуреки, сдобный хлеб и толокняные комки; молочные, мясные и зеленые супы; разл. пироги с творогом, травой, мясом и др., вареники и курзе с такой же начинкой. Имели распространение густые компоты из лесных фруктов и ягод, травя- ные отвары, а также злаковые хмельные напитки.

Религиозные праздники: день рождения пророка, день поминания умерших, день окончания поста. Праздновались также середина зимы, праздник первой борозды, окончание сбора урожая, короткий день года (день безделья) и др. Проводились обряды вызывания дождя и солнца. Устное нар. творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. сохранились и передавались устно на хваршинском и аварском языках.

Календарь лунно-солнечный, в основе лежит производственная деятельность и эмпирич. опыт многих поколений. Нар. лекари умели поставить правильный диагноз и излечивать большинство известных медицине болезней, в том числе при помощи хирургич. вмешательства. Иск-во врачевания передавалось из поколения в поколение. Градиц. верования - сохранившиеся домонотеистич. представления, связанные с различными видами магии, тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и ее сил, разл. приметы и суеверия, вера во вредоносные силы в определ. дни (день Ашуры, 7 дней Бадруса и др.). Среди местных демонологич. персонажей добрые и злые джины, шайтаны, демонич. существа: домовой Рисисан; лесные духи, покровители охотников, Будалла; мать болезней Лелълънос ишу и др.

На терр. X. наряду со скот-вом и пчел-вом получили развитие садоводство (морозоустойчивые сорта яблонь и груш и др.), огородничество (картофель и др.). В связи с тем, что существуют проблемы занятости муж. нас., X. уезжают на сезонные работы в др. регионы Дагестана (в оеновном в ногайские степи для сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур). Издавна у X. почти в каждом селении были образованные люди, к-рые свободно владели араб. яз. и могли переводить на местный язык религ. лит-ру, медиц. трактаты. Самым известным учёным-богословом считался легендарный Загалав-апанди из Хварщи (ум. в 1871), он написал ок. 109 книг, 84 из которых сохранились.