РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЦАХУРЫ


ЦАХУРЫ, йыхбы (самоназв.). Численность в Российской Федерации 6,5 тыс. чел. Ц. - коренное нас. Дагестана (5,2 тыс. чел.), а также Азербайджана (13,3 тыс. чел.). Общ. числ. 19,8 тыс. чел. Говорят на цахурском яз., к-рый делится на цахский и гельмецкий диалекты. Большинство Ц. знает несколько яз.: азерб. свободно владеют почти все, рус. - 25% (в пределах Рос. Федерации 59,3%). Обучение в школе у Ц. Дагестана вначале велось на азерб., затем (с 1952) на рус. яз. В наст, время осуществляется возврат к письменности на родном яз. (цахурский алфавит на латинской основе был составлен в нач. 30-х гг.). Часть Ц. пользовалась письменностью на араб. яз. Верующие - мусульмане-сунниты.

В Дагестане Ц. населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский р-н, верховья р. Самур (в прошлом эта терр. называлась Горный магал), в Азербайджане - юж. склоны Главного Кавказского хребта (предгорные и равнинные селения в Закатальском, Кахском и Белоканском р-нах); терр., заселённая Ц. (даг. и азерб.), разделена на две части Главным Кавказским хребтом. Историко-этнографич. и языковые данные показывают, что это одно исторически сложившееся этнич. общество, занимавшее две естественногеографич. зоны: обширные альп. летние пастбища (высокогорье) и плодородные, теплые юж. склоны (предгорье), позволяющие сочетать скотоводство с земледелием, создать единое комплексное х-во.

Селение Сюгут.

Этноним народа "цахи" (цIаIх) происходит от главного селения Цахур. Первые сведения о Ц. встречаются в арм. и груз, источниках 7 века, где они названы "цахайками". На их терр. при земляных и строит, работах находят керамич. посуду, бронзовые предметы, датируемые 3-2-м тыс. до н. э., свидетельствующие, что шёл процесс сложения хоз.-культурной, этнич. общности. Ц. были одним из народов, входящих в состав Кавказской Албании. После её распада на терр. Ц. сложилось политич. образование с центром в Цахуре (Цукетия). Эпиграфич. надписи свидетельствуют о принятии ислама и появлении письменности на араб. яз. в 10-11 вв. В 11-13 вв. в Цахуре существовало медресе, где шло преподавание на араб, яз. и делались попытки перевода араб, богословских соч. на цахур. яз. (13 в.), т. е. приспособления араб, письменности к цахур. системе звуков. С 15 в. во главе объединённых цахурских об-в встал цахурский султан.

В 18 в., когда резиденция цахурского султана была перенесена в с. Елису на терр. Закавказья, это гос. образование стало называться Елисуйское султанство. У закавказ. Ц. существовали также и вольные сельские об-ва, часть к-рых вместе с соседними - аварскими образовали союз (Джаро-Белоканские вольные об-ва). В 19 в. Ц. вошли в состав Рос. империи. В 1852 за поддержку нац.-освободит, движения горцев селения в верховьях Самура были разрушены, жители принудительно переселены на Приалазанскую равнину. После окончания Кавказской войны им было разрешено вернуться на родину, земли Ц. вошли в Джаро-Белоканский военный округ. Внешними делами занималась администрация, вопросы внутренней жизни сел. общины решали сами на основе ада-тов. Высшим органом было муж. собрание (джамаат), оно выбирало правителей - старейшин, судей, кадия, исполнителей. Для решения наиболее важных вопросов, касающихся всех Ц. (в том числе азерб.), созывали общий сход (ижлас) представителей селений. С сер. 19 в. главным лицом в сел. управлении становится старшина (кавха). Измене ния в системе управления внесла Октябрьская рев-ция.

Осн. формой семьи была малая семья. Неразделенная семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел., трёх-четырёхпоколенный состав). Бытование её объясняется традицией и хоз. целесообразно стью: совместное проживание нескольких семей обеспечивало х-во большим количеством рабочих рук. Часть членов неразделённой семьи проживала в Горном магале, часть - в Закавказье.

Вязание носков.

Жилище одной семьи могло состоять из одной большой комнаты, одного многокамерного дома, нескольких домов. Все члены семьи пользовались равными правами, организацией работы и быта руководили старший мужчина и его жена. Внутрисемейные отношения строились на патриарх, нормах шариата. Это не исключало хоз.-бытовой свободы женщин, многодетные матери и старухи пользовались большим уважением, могли участвовать в сходах. Обычай избегания существовал, но проявлялся в своеобразной форме, общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних разговаривали через детей. Проявление отцом ласки к своим детям считалось слабостью. С малых лет шло трудовое воспитание с учётом полового разделения труда. В брачных нормах предпочтительной была эндогамия, формой заключения брака - сговор. Встречались люлечные формы сговора. Обычай калыма не существовал. Свадьба представляла собой сложный цикл магич. обрядов и театрализованных представлений с участием всех жителей селения и родственников из Закавказья (или из Горного магала). Разводы были редки. Счет родства патрилинейный.

Традиц. занятия Ц. - пашенное земледелие и скотоводство. Исторически сложившийся хоз.-культурный уклад (зональная специализация) привел к образованию у одной общины двух поселений с одинаковыми названиями в разных зонах. Часть родственников селилась в Закавказье, занималась обеспечением скота на зиму кормами и посевами зерновых, другая часть оставалась в горах, содержала скот на летних пастбищах и заготавливала продукты животноводства. В горах пахотной земли было мало, узкие склоновые поля не обеспечивали нас. хлебом (хватало на 3-4 месяца), стационарное скотоводство исключалось из-за невозможности заготовки кормов, многие семьи вместе со скотом перекочевывали на зиму в Закавказье (создавая своеобразное отходничество), на лето возвращались в Горный магал. Такая взаимодополняемость, двусторонняя связь была жизненно необходимой, она обеспечивала продуктообмен и торговые сношения. Пахотные земли в обеих зонах были частной собственностью с правом продажи, передачи, пастбищные - общинными, как и сенокосы, и леса. Была и третья форма собственности - вакуфная, источником образования к-рой являлись завещания верующих; вакуф не подлежал дележу и отчуждению.

Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. Были выведены местные скороспелые сорта, рассчитанные на короткое лето. На равнине применялась ирригация и возделывали по большей части яровые, кукурузу. Для скотоводства характерным был большой удельный вес овец и лошадей. Лошадь была единств, видом вьючного и верхового транспорта. Пахотные орудия различались по природным зонам: в горах легкий деревянный плуг, на равнине более тяжелый плуг для двух-трех упряжек. Траву косили маленькими косами, урожай убирали серпами, обмолачивали парой небольших молотильных досок, в к-рые были запряжены волы. Мукомольные мельницы общекавк. типа.

Существовало половое разделение труда. Жен. работа: уход за детьми, приготовление пищи, заготовка топлива, уход за крупным скотом и переработка молочных продуктов, прополка и уборка полевых культур, обработка кожи, овчин, шерсти, изготовление ниток, ковров, паласов, ткани, вязание; муж.: изготовление орудий труда, вспашка, засевание поля, молотьба и веяние зерна, стрижка и дойка овец, чабанование, уход за лошадьми. Развито было муж. отходничество (каменщики, плотники, лудильщики, нефтяные промыслы, сельскохоз. сезонные работы).

Горное селение. Изготовление верёвки из козьей шерсти.

Совр. хоз-во основано на традиц. занятиях - земледелии и скотоводства, вместе с тем произошли большие изменения в орг-ции труда. В хоз-ве преобладает животноводч. направление (отгонное). В горах возрождается земледелие (с использованием плуга и волов). Засевают зерновыми склоновые поля, на приречных террасах выращивают лук, чеснок, капусту, помидоры, сажают фруктовые деревья. Из домашних промыслов сохраняется вязание. Поселения даг. Ц. расположены с учетом наличия водного источника на труднодоступных вершинах хребтов, изгибе реки у подножия горы, обрывистом склоне, с учётом юж. (солнечной) ориентации и стремления экономить пригодную для вспашки землю. Для всех селений (крупных селений более 100 домов в 19 в. не было) характерны большая скученность, сплошная застройка С двух сторон узких извилистых улочек. Часто они проходят по крышам домов, под домами, представляют собой ступеньки в скале, на подпорных стенках. Внутрь селения вели ворота (обычно 2), закрываемые на ночь. Форма поселений зависела от рельефа местности: ступенчато-террас-ообразная (на склоне), улично-квартальная (на речной террасе), кучевая (на вершине хребта), смешанная (у подножия горы). Структура поселений сложилась в период их укрупнения на базе слияния нескольких мелких (9-10 вв.), каждое переселившееся селение составило отдельный квартал и носило название тухума. Обществ, центром были мечеть и площадь "гимга" - место нар. собрания. За годы сов. власти не произошло ни образования новых селений, ни переселения на более удобные места, шла перепланировка на старых местах, появились обществ, здания: школа, клуб.

Осн. типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской земляной крышей без усадьбы и двора, замкнутый комплекс жилых помещений, выходящий к улице сплошной стеной с входной дверью. Жизнь семьи проходила в одной комнате - очажной (дега) со своеобразным однотипным интерьером: пристенный камин, в центре - углублённый в пол очаг (лахха) для выпечки хлеба и обогрева, вдоль дальней стены две кладовые (хидва) с дверцами, над ними антресоли (кьас), много декоративно выполненных элементов (лари разных конструкций, столбы, подбал-ки). Одна комната обставлялась под кунацкую (утагъ). Мебели не было, работали, отдыхали, сидя на спец. подушках на застланном коврами полу. Двухэтажные хоз. постройки (хлев-сеновал) находились отдельно от дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. Летняя кухня (секу) находилась в полуоткрытом помещении, там же сооружались спец. печи для выпечки хлеба-тандур (из кислого теста) и хьар (тонкий из пресного теста). Совр. жилище, в осн. двухэтажное с дифференци-ров. помещениями и верандой, крытое шифером или железом. Интерьер комнат близок к гор.; отапливаются железной печью. Еду готовят на газовой плите. Хлебопекарные устройства традиц. По-прежнему нет дворов, открытых участков перед домом.

Традиц. одежда Ц. имеет много общего с одеждой народов Дагестана в покрое, однако отличается отделкой, цветом, способом ношения. Влияние азерб. культуры заметно. Осн. материалом для одежды была продукция скотоводства: шерсть, овчина, кожа. Муж. одежда: штаны, рубаха, бешмет на подкладке (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни - чарухи (кусок кожи, стянутый по форме ноги), сафьяновые сапоги и чувяки, вязаная шерстяная обувь с загнутым вверх носком. Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом. Жен. одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, кофта на подкладке, бешметы разного покроя (алхалыг, катиба), передник-фартук. Головные уборы: чухта, платок. В способе ношения головного убора существовали возрастные различия. Теплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пестрые шерстяные носки, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки, вязаные сапоги. Украшения: нарядный головной убор - капор (дугмаче), налобник, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, вышивки, нагрудные подвески, пояс, браслеты. Совр. одежда больше фабричная, из традиц. костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.

Традиц. пища отражала осн. занятия нас. и состояла из мучных блюд и мясомолочных продуктов. В употреблении овощей и фруктов существовала разница по зонам, в рационе горцев они занимали незначит. место, их заменяли дикорастущие травы. Распространённым блюдом был хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой. Большим разнообразием отличались пельмени (с начинкой из творога, тыквы, молока с яйцами, крапивы с орехами, разных трав). В рационе питания каши (из пшеничной, овсяной, полбовой круп, кураги, тыквы), супы занимали видное место. Хлеб готовили разных видов из дрожжевого и пресного теста, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Сырое молоко употребляли мало, из него получали сметану, варенец, айран, творог, масло, из овечьего - сыр. Из свежего мяса готовили соус, шашлык. Чабаны запекали начинённые внутренностями и салом с добавлением душистых трав желудок или целую тушку (завернутую в шкуру), зарывая в горячие угли. Осенью забивали скот для приготовления вялной колбасы и мяса. Кухонная утварь: медная (луженая), гончарная, деревянная. Современная пища сочетает традиц. Ьлюда с новыми, заимствованными из кухни др. народов (борщ, голубцы, котлеты, картофель жареный, пюре, калмыцкий чай), широко применяется консервирование, соление. Любимым напитком стал чай.

В обществ, быте особое место занимали развлечения, игры, праздники и обряды, в к-рых наряду с мусульм. было много элементов древних верований. Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, начало весны - Навруз (юхьванин йыгъ) и проведение первой ритуальной борозды (вейца аччес). На празднике весны готовили особое блюдо из зерен злаков, вяленого мяса, кашу из полбы, пельмени с яичной начинкой, пекли фигурные хлеба, красили яйца, к-рыми угощали родственников, соседей, детей; принято было зажигать костры, петь обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ было большим событием, которое отмечали всем селением: устраивались взаимное угощение, скачки, собачьи бои, состязание борцов, танцы, совершались жертвоприношения - резали баранов и раздавали мясо. Особенно любимым был древний дому-сульм. праздник Сейран, богатый религ.-магич. действами и спортивно-развлекат. играми. Проводили его летом до начала сенокоса и уборки хлебов на поляне священной горы три дня; в прошлом, до упрочения шариата, в праздничном действе участвовали и женщины, демонстрируя высокое искусство верховой езды. Строго соблюдали обычаи взаимопомощи и гостеприимства, сильна была внутритухумная солидарность, взаимозащита. Тухумы распадались на более узкие родств. группы - насыли.

Разнообразна песенно-муз. культура Ц., она испытала влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азерб. яз., а рассказы, сказки, плачи-притчи - на родном. В отличие от плавного азерб. танца, чаще исполняемого женщинами, местный отличается быстротой и эмоциональностью (коллективный и парный). Высоко исполнительское мастерство музыкантов на таре, сазе, зурне (обычно два - мелодист и аккомпаниатор), барабане. Традиции фольклора нашли отражение и получили развитие в творчестве поэтов-певцов Гаджиали из Цахура (19 в.), Гусейна из Мишлеша (19 в.), Шиха-мира из Гельмеца (20 в.), Назира из Сувагиля (20 в.). Известными учеными были Аллахверди из Цахура (17 в.), Абдулла из Мишлеша (19 в.), Курбан-эфенди из Мишлеша (19-20 вв.). За годы сов. власти во многом изменились занятия, культура и быт Ц., хотя традиц. уклад в целом сохранился. Сформировались кадры нац. интеллигенции. В настоящее время цахурский яз. приобретает письменность: составлены алфавит, букварь, учебники для младших классов, готовятся кадры учителей родного языка, что способствует укреплению этнич. самосознания Ц., сохранению обычаев и культурных ценностей. В 1992 создано культурно-историч. общество "Цахуры", к-рое ставит своей целью возрождение и развитие культуры, народных традиций, обычаев, изучение истории, подъем экономики и благосостояния, улучшение социальной Сферы Ц.