РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЦЫГАНЕ


ЦЫГАНЕ, рома (ед. ч. ром; само-назв.). Численность в Российской Федерации 152,9 тыс. чел., в странах ближнего зарубежья - 109 тыс. чел. Общая числ. (по разным оценкам) - от 6 до 10 млн. чел. Др. назв. фарао непек (венг. Pharao nepek, "фараоново племя"), д ж и п с и з (англ. Gypsies, "египтяне"), боэмьенз (франц. Bohemiens, "богемцы"), дзингари (итал. zingari), х е и д е н с (голл. Heidens, "язычники"), мусталайнен (фин. musta-lainen, "чёрные"), г и т а н о с (исп. Gitanos). Говорят на цыганском яз. (имеет диалекты). Сложились разл. этнич. группы Ц. Верующие в России в осн. православные, группа крымских Ц. - мусульмане-сунниты, есть католики (в осн. выходцы из Литвы и Белоруссии); распространены традиц. верования.

Девушки в традиционном уборе.

Ц. - выходцы из Индии. Письменные или археологич. данные, позволяющие установить время и причины их ухода из Индии, отсутствуют. Предполагают, что это произошло в кон. 1-го тыс. н. э. Первоначально Ц. осели в Передней Азии (на терр. Ирана) и в Египте, задержались на вост. окраинах Византийской имп. В нач. 2-го тыс. продвинулись на Балканский п-ов. В нач. 15 в. Ц. расселились по Европе (где вначале считались выходцами из Египта), позднее по Сев. Африке, в 19 в. - в Сев. и Юж. Америке и Австралии. Уже с кон. 15 в. мн. европ. гос-ва изгоняли Ц. со своей терр., разл. акты 16 - 1-й пол. 18 вв. подразумевали их физич. уничтоже ние. В странах, оккупированных нем.-фаш. войсками, Ц. преследовались и уничтожались (было уничтожено ок. 500 тыс. европ. Ц., в т. ч. и Ц. России). В 16 в. группа Ц., пройдя через Румынию и Молдавию, поселилась на Украине. Др. группа Ц. в нач. 16 в., продвигаясь через Германию и Польшу, попала в сев. обл. Рус. гос-ва, во 2-й пол. 18 в. Ц. уже расселились по всей России. Рос. законодательством Ц. были включены в подушную перепись и обложены налогом, а затем были причислены к крепостным. Ныне наибольшие группы Ц. проживают в Ставропольском крае - 12,6 тыс. чел., в Ростовской обл. - 11,2 тыс., Краснодарском крае - 8,2 тыс., Самарской обл. - 5,0 тыс., Волгоградской обл. - 4,9 тыс., Нижегородской обл. - 4,3 тыс., Тверской обл. - 4,3 тыс., Ленинградской обл. - 4,0 тыс. чел. (1989). Б. ч. Ц. - гор. жители.

В результате длит, процессов взаимодействия с местным нас., с учетом радиуса кочевания отд. групп Ц. (400-500 км), сложились разл. этнич. группы Ц. России, каждая из к-рых имеет свое самоназв. (и как бы двойств, самосознание), отличия в разговорном яз., культуре и быте. Крымские Ц. живут в сев. р-нах Крымской обл., прилегающих к Крыму р-нах Херсонской, Одесской, Запорожской обл. Украины, в Ростовской обл., в Краснодарском крае, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в круп, городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Самоназв. - к ы р ы м и-тика рома (от Къырым, Крым), у части Ц. - татаритика рома ("татарские Ц."), или х о р а х а я (ед. ч. хорахай; "татары"). Крымские татары и утратившие свой яз. Ц. наз. их а ю д ж и (крымско-татар., "медвежатник", "вожак медведя"). По роду занятий в 19 в. их делили (Ф. Домбровский) на аюджи (вожаки медведей), элекчи (изготовители сит, решет), демирджи (кузнецы и серебряных дел мастера), курбеты (извозчики и торговцы лошадьми), даулджи (музыканты, от тур. назв. барабана, даул).

Цыганка астраханская.

С э р в ы (самоназв. сэрвы, сэрвуря, ед. ч. - сэрво, связывают с топонимом Сербия) с 16-17 вв. жили на терр. распространения укр. яз., ныне в России живут преим. в Курской, Липецкой, Белгородской, Воронежской, Ростовской, Волгоградской обл. Рос. Ц., самоназв. - р у с с к а рома, халадытка рома (от халадо "солдат", "русский") - самая многочисл. этнич. группа Ц. России. Живут в сев.-зап., сев., центр., вост. областях, в Сибири, на Алтае, делятся на ряд локальных групп, назв. к-рых, как правило, восходят к топонимам, напр. Смоленска рома, псковска рома (иногда с помощью суффикса -як/-ак: смоляки, сибиряки и т. д.).

На терр. России проживают также представители этнич. групп ловари, кэлдэрари, синти, кишиневцы. Разные группы Ц., попадавших в Россию, специализировались в опред. ремесле (кузнечество, ювелирное дело, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, профес. нищенство и попрошайничество, искусство пения и пляски), особ, распространены были торговля лошадьми у мужчин и гадание у женщин. Исключит, популярностью пользовалось в России цыганское пение. Первый цыганский хор был создан в 1774 по распоряжению графа А. Г. Орлова в подмосковном с. Пушкино. В 1807 Ц. хора были освобождены от крепостной зависимости и поселились в Москве (с этого времени прослеживается непрерывная история цыганского нас. Москвы). До 1850-х гг. у них существовала выборная должность бурмистра, признававшегося и гор. администрацией. В его компетенцию входили поддержание "спокойствия и порядка", разрешение мелких конфликтов, содействие в сборе налогов, контроль за содержанием жилищ. Долгое время в хорах сохранялись уклад и отношения, характерные для кочевого табора. Доходы от концертов и продажи дорогих подарков, преподносившихся солистам, делились по паям, опред. долю получали и неработоспособные. Хоры играли значит, роль в жизни московских и вообще российских Ц.

Поклонниками цыганских хоров были А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, A. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. Н. Островский, А. А. Блок и др., цыганские мелодии использовали в своих произведениях А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский. Многие русские песни стали цыганскими. Из среды московских Ц. вышли талантливые исполнители, композиторы, деятели культуры - И. В. Васильев, B. В. Панина, Н. Н. Кручинин (Хлебников), Ляля Черная (Н. С. Хмелева), И. И. Ром-Лебедев и др.

В первые годы сов. власти гос-во принимало меры для улучшения положения Ц. и повышения их образовательного уровня. Были изданы указы о внеочередном наделении Ц. землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыган, артелей. Стала издаваться лит-pa на цыган, яз. В 1927 в Москве вышел первый номер литературного журнала "Романы зоря". В 1932 в Москве было три начальных школы с преподаванием предметов на цыган, яз., в Петровском парке в Москве были открыты цыган, педагогич. курсы, где готовились кадры учителей для цыган, школ. В 1931 был открыт первый в мире профессиональный цыган, театр "Ромэн". Однако в дальнейшем Ц. разделили судьбу многих депортированных народов, тысячи Ц. были высланы в Сибирь. В 1956 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о привлечении цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение закону был установлен срок наказания - пять лет лишения свободы. В жизни это вылилось в грубое нарушение прав человека - запрещение перемены места жительства и инкриминирование наказания по нац. признаку. В результате такой политики по отношению к Ц. накопилось множество проблем, среди к-рых наиб, важная - низкий уровень образования осн. массы Ц., отсутствие цыган, школ, печатного органа.

Этнич. группы делятся на т. н. роды (кэлдэрари наз. их вицы, крымские Ц. - кхоч, русска рома - родо), к-рые и поныне играют определенную роль в жизни Ц. "Род" представляет собой большую 2 - 3-поколенную семью, назв. к-рой обычно происходит от имени реально существовавшего прародителя (иногда - от назв. животного или растения, какого-либо предмета или характерной черты его членов). Обычно предпочтительным считается отцовский род, хотя Ц. вправе причислить себя и к роду по материнской линии. "Род" не представляет собой функционирующую в опр. месте группу Ц., члены одного "рода" могут и никогда не собираться вместе. Репутация всего "рода" зависит от репутации его отд. членов.

Для совместного кочевания Ц. объединяются в таборы, члены к-рых не обязательно связаны кровным родством, их объединяют преим. экономим, причины, а также цели коллективной безопасности. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая неработающих стариков, женщин и т. д. Табор возглавлял вожак, роль к-рого в литературе обычно сильно преувеличивалась. Обычно им становился (без формальной процедуры выборов) представитель старшего поколения, пользовавшийся абсолютным авторитетом, хорошо владевший языком окружающего нас., способный отстоять интересы табора.

Группа Ц., объединившихся (отдельно мужчины, отдельно женщины) для совместного выполнения какой-либо работы, наз. вортэчия (амал). Члены группы давали клятву, что не будут утаивать доходы, к-рые поровну делились между всеми членами вортэчии; неженатому мужчине (незамужней девушке) давали 1/2 пая. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд - сэндо (крис), функционирующий и поныне. В него входили преимущественно пожилые Ц., выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполняется беспрекословно.

У кочующих Ц. 19- нач. 20 вв. была простая семья, обычно многодетная. Однако продолжала сохраняться и сложная семья, что объяснялось рядом причин. Главная из них та, что наличие большого кол-ва взрослых способствовало увеличению экономич. стабильности семьи и давало больше шансов выжить в трудных условиях кочевья, особенно, если во главе стоял умный и опытный человек. Резкая авторитарность в сложной семье соответствовала обществ, строю цыган, об-ва. Уклад семьи был патриархален. Мужчина - хозяин, властитель и никакой из его поступков не должен был подвергаться критике. Неписаные обычаи и законы отражали подневольное положение женщины в семье. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение своей девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы; традиция уважения к родителям и к старшему поколению ставила высоко старую мать. Несмотря на строгую половую дивергенцию у Ц., возраст для авторитета фактор более важный, чем пол: при разнице лет следует оказывать уважение старшему, при разнице полов - мужчине. Семейный быт в значит, мере определялся отношениями между старшими и младшими членами семьи. Эти отношения подчеркнуто почтительны и строго дифференцированы в зависимости от возраста. Для семей Ц. характерны экономич. сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархич. первенство представителей старшего поколения.

Наряду с обычной формой заключения брака путем сватовства, существовали и др. Детей могли засватать еще в грудном возрасте, а по достижении ими 15-18 лет устраивалась свадьба. Существовал обычай обмена дочерьми - невестами, т. е. отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У нек-рых групп Ц. за невесту платили выкуп. Был распространен брак похищения. Браки могли заключаться между представителями разных групп или одной группы (если они не были родственниками). Свадебный цикл включал смотрины, сватовство и собственно свадьбу. Обычно свадьба продолжалась 2-3 дня, иногда неделю и отличалась большим кол-вом приглашенных гостей. Был распространен обычай дарить молодым деньги или золото. Брак у Ц. был прочен. Измена со стороны жены считалась недопустимой, осуждалась и измена мужа. Развод был крайне редким явлением. Большое значение уделялось крещению ребенка. Существовал целый комплекс погребальных обычаев и обрядов. Стойко сохраняются такие обычаи, как взаимопомощь, гостеприимство, уважение к старшим.

С весны до глубокой осени Ц. кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках (кэлдэрари наз. их цэра, рус-ска рома - шатра и т. д.), к-рые обычно разбивали в тихом месте, недалеко от леса, реки, нас. пункта. Для устройства шатра спереди вбивали две жерди (ко-верчи), к-рые вверху соединялись вместе, сзади - одну (бели), сверху клали третью (беранд), по бокам вбивали колышки, к к-рым шатер привязывали растяжками. Вход закрывали занавесом. В ветреную погоду шатры ставили входом к входу. Место для костра - перед входом в шатер, на расстоянии 1,5-2 м от него. Внутр. убранство шатра строго регламентировано. "Чистые" предметы - икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар - обычно помещались в углу, противоположном от входа. Женщина обычно не подходила близко к месту, где лежали "чистые" вещи. В зимний период Ц. жили в русских деревнях, снимая дом или угол, в зависимости от достатка. Расплачивались деньгами, а также предоставляя для работы своих лошадей.

С переходом к оседлости уже в послевоенные годы быт Ц. мало отличался от быта окружающего нас., хотя традиц. элементы убранства жилища сохранялись (напр., большое количество перин, подушек; у кэлдэрари - отсутствие стульев и наличие спец. ковров для сидения на полу, низких обеденных столиков, ярких занавесок и т. д.). Сохранению цыганского яз. (хотя практически все Ц. двуязычны) и элементов традиц. быта способствовало то, что Ц. обычно проживали компактно и значит, часть времени проводили в моноэтнич. среде.

Одежда и украшения Ц. имеют свою специфику, благодаря к-рой Ц. всегда выделялись среди окружающего населения. В России ок. 30% (оценка) Ц. до сих пор сохраняет приверженность нац. костюму (в основном - женщины). Одежда всегда шилась из покупных тканей, т. к. ткацким делом Ц. не занимались. Традиц. цыган, юбка относится к несшитым формам поясной одежды; впереди юбка не сшита, т. е. это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Разрез на юбке сделан для того, чтобы она не надевалась через голову и чтобы не допускалось осквернение верхней части тела женщины. По представлениям Ц. женское тело состоит из двух частей - верхней и нижней, причем нижняя - источник возможного осквернения, и все суеверия, связанные с таким толкованием, подчинены этому объяснению. Отсюда и одежда делилась на чистую и нечистую. К нечистой прежде всего относили традиц. цыган, юбку. Чтобы прикрыть разрез на юбке, надевался фартук (цыган. - кытрынцы), сильно присборенный, широко закрывающий юбку. Кофта могла быть любой, но, как правило, соблюдались две особенности в покрое: широкие рукава и довольно глубокий вырез (для удобства кормления ребенка грудью). Костюмы шились на руках, оборка к юбке и фартукам пришивалась специальным швом, зубчиками наверх (цыган, дандоре, от данд - зуб). Муж. костюм, как правило, шаровары, сапоги, пиджак. Многие цыганки, даже в совр. костюме, предпочитают яркие юбки и кофты обычному платью, к-рое надевается через голову. Обязательный атрибут наряда замужней женщины - платок, к-рый повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали золотые и серебряные монеты в косы, на шее носили монисто из золотых. На голову надевался платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия), в косы вплетались ленточки (плетеря). Мужчины носили жилетки с большими и малыми серебряными пуговицами, яркие шелковые рубашки. Современный костюм мужчин не отличается от одежды сограждан др. национальностей.

Работа мужчин была, как правило, сезонной, а ежедневный доход в семью приносила женщина. Утром она уходила на заработки; в семье ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она приносила. При этом к столу приглашались остальные члены табора, даже если еды бывало недостаточно для самих. Совместная еда у Ц. - знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Она непосредственно связана с существующей у Ц. концепцией чистоты. Совместная еда символизировала реабилитацию изгнанного ранее члена общины: отказаться от угощения - означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших празднествах женщины и мужчины сидели отдельно, этот обычай в большинстве случаев поддерживается до сих пор.

Нац. традиц. праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо), густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш). Для приготовления папри-каша берется разное мясо в смеси: говядина, свинина, баранина. Особое место в цыган, кухне занимают голубцы (сар-ми) и сладкое блюдо (савилко; пресное тесто, раскатанное в виде тонких больших листов, на к-рые кладутся творог, изюм, сахар, масло, затем листы закручиваются в спирали и укладываются на сковородку для запекания).

К наст, времени выросло поколение цыган, интеллигенции - инженеры, скульпторы, врачи, учителя, артисты и др. Большой процент Ц. работает в сфере музыкального иск-ва. Слабо представлено цыган, нас. в сфере промышленного производства. Процесс демократизации в России привел к созданию в 1991 секции цыган, культуры при Российском фонде культуры и Московского цыганского культурно-просветительского общества. На IV Международном конгрессе цыган в Варшаве в 1991 Ц. России приняты во Всемирный союз цыган при ООН.