РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЧЕРКЕСЫ


ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.). Численность в Российской Федерации 50,8 тыс. чел. Один из осн. народов Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.). С древнейших времён Ч. называли себя "адыгэ". Так именуют себя и теперь кабардинцы, адыгейцы и черкесы. В настоящее время Ч. называют адыгов, проживающих на терр. Карачаево-Черкесской респ. в 17 аулах. Живут также в странах Юго-Зап. Азии и Сев. Африки, куда переселились во второй пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются между собой выходцы из среды адыгов и других народов Сев. и Зап. Кавказа, к-рые после окончат, присоединения Кавказа к России выселились или были фактически выселены из страны. В основе термина "Ч.", по всей вероятности, лежит слово "керкет", применявшееся др.-греч. авторами для наименования адыгского нас. сев.-вост. побережья Чёрного моря. В древности адыги также именовались "зихами" и "местами".

Традиционный женский костюм.

Ч. имеют единый литературный язык с кабардинцами, именуемый кабардино-черкесским. Родственным яз. кабардино-черкесскому является адыгейский, где возможно взаимное понимание говорящих. К кабардино-черкесскому языку близки абазинский и абхазский, которые входят в абхазско-адыгскую группу яз. Верующие Ч. - мусульмане-сунниты. В прошлом предков совр. Ч. соседние народы Сев.-Зап. Кавказа знали главным образом под этнич. терминами: "кабардинцы" и "бесленеев-цы", или под общим названием "адыги". Адыгами считали себя также абадзехи, адамий, бжедуги, егерухаевцы, жанэ, мохошевцы, мамхяговцы, натухайцы, темиргоевцы, хакучи, хатукаевцы, шапсуги и другие. В 18 в. в составе адыгов насчитывалось 18 этнич. групп, к-рые имели свои локальные этнич. назв. Общая культура, общий яз., общие традиции и обычаи (с особенностями и вариациями, свойственными отдельным группам) были основой этого самоназв. Терр., к-рую сегодня называют Черкесией, была заселена предками адыгов еще в 5-7 вв. Именно к этому времени относятся ранние адыгские памятники - поселения и могильники, обнаруженные в р-нах Урупа и Лабы (юж. часть Черкесии). Кроме того, в верховьях Кубани были найдены дольменообразные склепы 8-12 вв. и наземные гробницы. Эти находки также считают адыг скими.

Поэтому миграцию кабардинцев и бесленеевцев в 12-13 вв. с низовьев Кубани в р-не теперешней Черкесии следует рассматривать как историч. явление, свойственное близкородств. этнич. группам на ранних этапах формирования народа. Как правило, племена чаще всего перемещались внутритой терр., к-рая была занята близкородств. племенами. Кабардинцы, освоив р-н Пятигорья и бассейны рек Малки и Терека, продолжали владеть р-нами Черкесии. Именно поэтому, когда в Черкесию пришли абазины, они попали в зависимость от кабардинских и бесленеевских правителей. Власть правителей Кабарды распространялась и на Карачай. Они фактически продолжали владеть терр. Черкесии, а появле ние значительного числа кабардинцев в начале 19 в. в р-нах Черкесии было выражением их протеста против колониальной политики царизма, усилившейся с кон. 18 в. Массовое переселение кабардинцев в Черкесию прекратилось в 1825. К этому времени на терр. Черке сии кабардинцами уже было основано 62 аула.

Вторым основным компонентом в формировании совр. черкес, народности, кроме закубанских кабардинцев, были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах встречаются в 16 в. По данным источников 16 в. бесленеевцы жили в бассейнах Лабы и Кубани, и их терр. называлась Бесленей. На Ю.-В. эта терр. граничила с р-ном, занятым абазинами и кабардинцами, на С.-З. - с местами расселения махошевцев, на 3. - мамхеговцев и на Ю.-З. - абадзехов. В 30-х гг. 19 в. бесленеевцы жили в 33 аулах.

По рус. источникам 16-18 вв. бесленеевцы были известны под названием: бесленейцы, беслинцы, бесленейские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки (т. е. поселения). По всей вероятности, бесленеевцы сложились в самостоят, этнич. единицу со своей изолированной терр. ранее 16 в. В 16 в. Бесленей уже известен не только своим соседям, но и за пределами Кавказа. На Сев. Кавказе бесленеевцы поддерживали тесные экономич. и политич. связи с кабардинцами. Те и др. совместно выступали против тур. и крым. экспансии, поддерживали друж. отношения и со своими соседями, и с Россией.

В нач. 19 в. колонизаторская политика царизма на Сев. Кавказе стала особенно жестокой. Он перешёл к открытой войне против горских народов, к-рые поднялись на борьбу за свою свободу и независимость. В этот период в верховьях Кубани и Зеленчуков были сожжены кабардинские и бесленеевские аулы. После уничтожения адыгских аулов по Кубани были построены несколько крепостей для охраны новых границ России. В 1825-1827 вокруг этих крепостей начали селиться хоперские казаки со своими семьями. Ими были основаны станицы Невинномыс-ская, Барсуковская, Беломечетская, Баталпашинская, а на р. Куме - Беке-шевская и Карантинная. Последняя в 1835 г. была переименована в Суворовскую. Со времени появления хоперцев начинается завоевание царизмом Закубанского края.

По Адрианопольскому миру, заключенному после поражения Турции в русско-турецкой войне (1828-1829), к России офиц. отошел Закубанский кр. Однако военные действия на терр. Черкесии не прекратились. Адыгские народы в Закубанском крае по-прежнему продолжали оказывать сопротивление регулярным рус. войскам. По мере продвижения войск на 3. вдоль горных рек были построены новые кордонные линии, оснащенные военными укреплениями. В 30-х гг. 19 в. возникла очередная линия по Большому Зеленчуку, названная Зеленчук-ской. Через 10 лет была создана Лабин-ская кордонная линия. С образованием этих линий началось возвращение кабардинцев, бесленеевцев и абазин в долины Зеленчуков и Кубани. Из уцелевших жителей под надзором царской администрации вновь были основаны в 50-х гг. 19 в. 8 кабардинских аулов и 2 бесленеевских - всего 10 (вместо 95 до начала военных действий на этой терр.). Такая же участь постигла и абазинские населённые пункты. Адыгские аулы вместе с абазинскими после образования Кубанской обл. вошли в её состав, но управление ими было передано военному округу. В январе 1871 военные округа были преобразованы в уезды, в результате чего на терр. Кубанской обл. возникли уезды Баталпашин-ский, Майкопский, Псекупский, Екате-ринодарский, Ейский и Темрюкский. В 1871 в Баталпашинском уезде насчитывалось 159 749 жителей, в том числе 14 507 адыгов. В сер. 70-х гг. 19 в. во всей Кубанской области насчитывалось 60,4 тыс. адыгов.

В пореформенный период у поселившихся на Зеленчуках и по Кубани кабардинцев и бесленеевцев, как и в Кабарде, сохранилась соц. иерархия. В ноябре 1868 в Баталпашинском уезде была проведена крест, реформа. Отмена крепостного права в Черкесии способствовала ослаблению патриарх.-феод, отношений. С развитием товарно-денежных отношений черкесское крестьянство постепенно расслаивалось.

В конце 19 в. хоз. развитие Ч. заметно активизировалось. У них появляются новые виды с.-х. орудий - железный плуг, конные грабли, сенокосилки. Земледелие в х-ве Ч. в прошлом не играло ведущей роли. Черкес, полеводство до кон. 19 в. ограничивалось такими культурами, как ячмень (хьэ), просо (ху), кукуруза (нартыху), пшеница (гуэдз). В нач. 20 в. Ч. увеличили площадь, занятую под пшеницей. Подсолнух начали культивировать только в нач. 20 в. Огородничество было слабо развито. Из огородных культур выращивали главным образом лук, чеснок, морковь. Пахали землю тяжелым дерев, черкес, плугом (пхьэ!эщэ). Бороновали при помощи связанных хворостин (телъ-афэ). Урожай собирали серпами и косами. Молотили убранный хлеб следующим способом - раскладывали на току развязанные снопы и гоняли по ним волов. Садоводство было сравнительно развито. Из фруктовых деревьев разводили яблони, груши, абрикосы, вишни, сливы.

Осн. занятие Ч. - скотоводство. Ч. разводили овец, коз, лошадей и кр. рог. скот. До принятия мусульманства разводили также свиней. Скотоводство носило отгонный характер. С наступлением весны скот перегоняли на летнее пастбище. Овцеводству Ч. придавали большое значение. Из шерсти изготовляли сукно, войлок, бурки и др. Из овчины шили шубы, выделывали сафьян. Особое внимание уделяли разведению лошадей кабардинской породы. Занимались также пчеловодством.

Довольно широко было развито ремесло. Все виды ремесленного произ-ва в основном были связаны с обработкой животноводч. продуктов. В юж. части Черкесии нас. занималось и обработкой дерева. Если этот промысел был сугубо мужским, то в обработке продуктов скотоводства принимали участие и женщины. На долю женщин приходились такие трудоёмкие работы, как выделка сукна, бурок, изготовление одежды и т. п. Черкес, сукно особенно ценилось у др. народов. Широко было распространено кузнечное ремесло. Кузнецы изготовляли железные части к с.-х. орудиям, различные украшения, бритвы, ножницы и др. мелкие предметы домашнего обихода. Занимались также оружейным делом. Ружья всегда украшались резьбой. Черкес, ружья ценились высоко. Особенно славилось ружье "Ереджиб", получившее назв. по имени мастера.

Ч. были объединены в самостоятельные и независимые соседские сел. общины: члены каждой из них были связаны круговой порукой. Все равноправные и свободные члены в одинаковой степени пользовались земельными и пастбищными угодиями, правом голоса на нар. собраниях. В 19 - нач. 20 вв. у Ч. наряду с малыми семьями еще существовали семейные общины. Большая семья была преобладающей формой в 18 в. Но в связи с военными событиями, развернувшимися на терр. совр. Черкесии в нач. 19 п., большие семьи потеряли прежнюю классич. структуру. Всей жизнью большой семьи руководил старший мужчина. После его смерти преемником становился старший из его сыновей. Заготовкой продуктов, приготовлением пищи и одежды, бурок и сукон для продажи, воспитанием малолетних детей и распределением обязанностей между женщинами распоряжалась жена главы большой семьи.

Брак у Ч. был строго экзогамным. Нарушителей правил экзогамии изгоняли за пределы родины. Не разрешались браки даже между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, а также между потомками двух лиц, находившихся в молочном родстве. У Ч. бытовали также сорорат и левират. Браки заключались путем уплаты калыма родителями жениха отцу или близким родственникам невесты по отцовской линии. Приданое же для девушки состояло из посуды, постели и мебели. Среди вещей, предназначенных для родственников жениха в виде подарков, были и вещи невесты, которыми она распоряжалась сама.

Возникновение большой части современных аулов Черкесии датируется второй пол. 19 в., периодом после завершения Кавказской войны. Средневековые черкес, населённые пункты были разорены и сожжены в нач. прошлого века, а уцелевших жителей по распоряжению царских властей поселили вдоль Кубани, Большого и Малого Зеленчука. В 19 - нач. 20 вв. Ч. основали 17 населенных пунктов, в том числе 12 аулов в дореволюционное время, а 5 - в 20-х гг. 20 в. Приусадебные постройки и их размещение у Ч. носили общеадыгейский характер. Усадьба была разбита на несколько участков, соответствовавших тогдашнему хоз. укладу, обносилась общей оградой, имела только одни ворота и несколько калиток и перелазов. Все хоз. и жилые постройки в прошлом сооружались главным образом из дерева. Жилые помещения строились в большинстве случаев фасадом на юг. Окна в комнатах были направлены также на юг. Центром жилища был открытый очаг, который в старину делали с плетеным дымарем. В доме обычно почитали порог и очаг. Через порог не разрешалось разговаривать, заглядывать в жилище, ступать на него. Особенно священным местом считался очаг.

В Черкесии давно исчезли турлучные дома, крытые соломой. Жилища обычно строят на каменном или литом бетонном фундаменте из самана или кирпича, нередко из шлакобетона и огнеупорного кирпича. Совр. Ч. отказались от традиц. планировки и возводят квадратные многокомнатные дома с большими окнами и дерев, полами. Почти все индивид, дома ставят фасадом на Ю., ближе к улице. В последнее время особое внимание стали уделять отделке домов. Жилища как внутри (пол, окна, двери), так и снаружи (наружные двери, веранду) красят в разл. цвета. Кроме жилого дома почти в каждом дворе встречаются постройки небольшого размера для кухни. Иногда помещением для нее служат дома старого типа.

Традиц. черкес, муж. костюм стал подвергаться изменениям ещё в нач. 20 в. С кон. прошлого века нац. обувь начала уступать место рус. сапогам, а в годы первой мировой войны шаровары стали заменяться галифе, к-рое настолько удачно вписалось в общий комплекс черкески, что этот элемент одежды стали считать национальным. В годы Великой Отеч. войны отдельные подразделения корпуса генерала Доватора воевали в полной черкес, форме в сочетании с буркой. Сейчас только отдельные любители нац. формы имеют полный комплект черкес, муж. костюма и появляются в нем лишь во время больших праздников. В наст, время в черкес, населенных пунктах рабочей одеждой служат главным образом гимнастерка и галифе. Для сел. интеллигенции более характерны пиджак и брюки навыпуск. Обувь - обычно фабричного произ-ва. Детская одежда на селе не отличается от детской одежды гор. нас.

Жен. одежда в самом богатом ее варианте сложилась в 19 в. Жен. одежду украшал искусно и строго вышитый кафтанчик. Шили его из темно-красной или черной материи. На полы кафтанчика на груди нашивали полоски ткани, на к-рых крепили продолговатые серебряные застежки. Подол и полы, рукава и стоячий воротничок украшали золотым или серебряным галуном. Платье, надеваемое на кафтанчик, имело разрез от пояса до пола. Нарядное платье шилось из шелка или бархата и украшалось галуном. Принадлежностью платья был серебряный пояс. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром, а головной убор черкешенки зависел от её возраста. Жен. нац. костюм начал изменяться ещё в 19 в., когда получили широкое распространение фабричные ткани. Постепенно выходили из употребления женские пояса с массивными бляхами и пряжками. Менялась также мода и на др. виды жен. украшений. Жен. нац. одежда начала быстро исчезать в первые же годы Сов. власти. Особенно большие изменения в жен. одежде произошли в послевоенные годы. Платья нац. покроя черкешенки носят теперь только на праздниках, а иногда и на свадьбах. В нац. костюмах выступают участники художеств, самодеятельности. Пожилые женщины носят длинные платья с длинными рукавами, но без разреза спереди. В их одежде преобладают тёмные цвета. Молодые женщины и девушки одеваются по-городскому, носят модные прически. Они надевают платья с короткими рукавами, во время семейных и обществ, праздников наряжаются в модные платья и костюмы. Пальто зимнее, демисезонное и летнее стали ныне неотъемлемой частью гардероба черкешенки. Из головных уборов чаще всего носят платки и реже - шляпы, а обувь - только фабричного производства.

Ч. всегда отличались умеренностью в пище. Они никогда не выражали голода перед посторонними лицами и вообще не говорили о еде. Каждая черкес, семья воспитывала и продолжает воспитывать в детях умеренность в еде. В настоящее время хлеб пекут только из пшеничной муки. Наибольшей популярностью пользуется слоеный хлеб, к-рый употребляют с калмыцким чаем. В праздники готовят пирожки и нац. халву. В пище Ч. широко употребляются кукурузная мука и крупа. Значит, место в их питании занимают мясо-молочные продукты. Излюбленной пищей было и остаётся блюдо - курица с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. С соусом готовят и индюшатину, а мясо водоплавающих птиц употребляют только в жареном виде. Все процессы по разделыванию птицы черкешенки выполняют с большим искусством; грудинку и дужку обычно дают старшему в доме (когда нет гостей), остальные части распределяют между др. членами семьи.

Мясо (баранину, говядину) употребляют большей частью в варёном виде, обычно с пастой и приправой (кислое молоко с толчёным чесноком и солью). После варёного мяса обязательно подают бульон. Вяленое мясо едят чаще всего в жареном виде. Когда на стол подают жареное мясо, на второе дают кислое молоко. Большое место в рационе Ч. занимают овощи (в свежем и солёном виде). Из просяной и кукурузной муки, смешанной с медом, готовят бузу. Сейчас бузу делают к свадьбе и к большим праздникам. Ассортимент продуктов питания во многом зависит и от времени года. Летом питаются преимущественно молочными продуктами, овощами и различными видами растит, пищи. Зимой и весной в пище преобладают мучные изделия, а также мясные блюда. В быту Ч. сейчас строго соблюдается режим трёхразового горячего питания. В наст, время в большинстве семей мужчины и дети едят за общим столом.

В устном народном творчестве Ч. центральное место занимают нар. сказания, сюжеты и мотивы к-рых общи для всех адыгских народов. Нартский эпос создавался жителями центральной части Сев. Кавказа на протяжении многих веков. Ч. в прошлом не имели профессиональных музыкантов. Песни распространялись нар. певцами, передавались из уст в уста. Нар. исполнителей песен называли джегуаки. Они выступали перед зрителями не только как певцы, но и как сказители и музыканты. Джегуаки пользовались у Ч. большим уважением. Ч. слагали свои песни и танцевальные мелодии и с большим мастерством исполняли их во время семейных и религиозных праздников. Среди нар. муз. произведений много песен о нарт-ских героях, об историч. событиях. Есть песни-плачи, шуточные и трудовые песни.

Ч. устраивают танцы по случаю свадьбы, во время вечеринок, на общегосударственных праздниках и т. д. - в хорошую погоду на открытом воздухе, в ненастную в помещении. Танцевальные мелодии Ч. многочисленны и разнообразны; наряду с новыми, широко бытуют старые мелодии - под них предпочитают танцевать пожилые люди. У Ч. исторически сложилось большое разнообразие муз. инструментов, часть к-рых уже исчезла: скрипка, джамей, ихарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и палочками, гармоника. Гармоника была заимствована Ч. у русских примерно в 70-х гг. 18 в. Играют на ней главным образом черкешенки, тогда как на всех других нац. инструментах - только мужчины.

В 14-15 вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 вв. Однако оно не стало господствующей религией в связи с ослаблением влияния Византии и Грузии на Сев.-Зап. Кавказе. Укреплению христианства помешал ислам, к-рый начал проникать на Сев. Кавказ с 14 в. Несмотря на сильное влияние ислама, следы древних верований и христианства в Черкесии сохранились вплоть до 20 в. В 18 и даже в начале 19 вв. некоторые черкесские племена поклонялись кресту. Но формально исполняя обряды христ. и мусульм. религии, фактически они продолжали придерживаться своих древних верований. Ч. поклонялись многим божествам и в их честь совершали в священных местах разл. обряды. Богом плодородия Ч. считали Тхагаледжа; покровителем леса и охоты был бог Мазытха, пчеловодства - Мерисса, кр. рог. скота - Ахин, овец и коз - Ямш, верховой езды - Зейк1уэтхэ. В черкес, пантеоне особое место отводилось богу молнии и грома - Шиблэ. Большим уважением пользовался бог металла и кузнецов - Тлепш. Наряду с общенар. божествами у Ч. были родовые. Дальнейшее развитие черкес, общества привело к возникновению абстрактного единобожия. Главным божеством Ч. начали считать Тхьэшхуэ, но его культ в связи с распространением ислама не утвердился. Со времени принятия ислама ведёт своё начало и распространение шариата - мусульм. религ. права.

Опред. успехов достигла черкесская худ. лит-pa, родоначальниками к-рой были писатели X. Абуков, М. Дышеков, X. Гашоков, А. Охтов и др. Из совр. писателей известны М. Ахметов, А. Ханфенов, В. Абитов, X. Братов и др., литературовед Лейла Бекизова. В связи с демократич. преобразованиями в стране в черкесских аулах возникли обществ, орг-ции "Адыга Хаса". В мае 1990 создана Межд. Черкесская Ассоциация, в к-рую вошли представители адыгов (черкесов), абхазов, абазин, проживающих не только на своей историч. родине. В Ассоциацию приняты и региональные орг-ции "Адыга Хаса" Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Шапсугии, Москвы, Краснодара, а также адыгские общества Турции, Иордании, Сирии, США, Нидерландов, Германии. Программой Ассоциации предусмотрено возрождение нац. культуры, языка, обычаев и традиций адыгско-абхазских народов Кавказа, установление тесных контактов с черкесской диаспорой.