РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЧУВАШИ


ЧУВАШИ, ч а в а ш (самоназв.). Числ. в Российской Федерации 1773,6 тыс. чел., осн. население Чувашии (907 тыс. чел.). Живут также в Татарии (134,2 тыс. чел.), Башкирии (118,6 тыс. чел.), в Самарской (117,8 тыс. чел.) и Ульяновской (116,5 тыс. чел.) обл., в Москве и Московской обл. (32 тыс. чел.), Тюменской обл. (31 тыс. чел.), в Красноярском крае (27 тыс. чел.), в Кемеровской обл. (24 тыс. чел.), Оренбургской обл. (21 тыс. чел.), Казахстане (22,3 тыс. чел.) и на Украине (20,4 тыс. чел.). Общ. числ. 1842,3 тыс. чел.

Говорят на чувашском яз. Диалекты - низовой ("укающий") и верховой ("окающий"), Субэтнич. группы - верховые (вирьял, тури) на С. и С.-З., средне-низовые (анат енчи) в центр, и сев.-вост. р-нах и низовые Ч. (анатри) на Ю. Чувашии и за её пределами. По культуре анат енчи ближе к анатри, по языку - к вирьялам. Низовые Ч. в большей мере сохранили булгарский компонент, в культуре верховых заметнее проявляются финно-угорские (главным образом марийские) элементы. У совр. Ч. высока степень консолидированности, более половины не причисляют себя ни к какой группе. Верующие Ч. в осн. православные.

Предки верховых Ч. (вирьял) - тюрк, племена болгар, пришедшие в 7-8 вв. из сев.-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. Самоназв. Ч., по одной из версий, восходит к назв. одного из родственных болгарам племен - сувар, или суваз, суас. Значит, роль в консолидации финно-угорских и тюркских племен сыграло Болгарское гос-во, образовавшееся в нач. 10 в. В 1236-38 оно было разгромлено татарами и вошло в состав Золотой Орды, позднее - Казанского ханства. В период монгольского нашествия и в золотоордынскую эпоху в междуречье Цивиля и Свияги переселились "второй волной" с левобережья Волги болгарские племена и положили начало группе низовых Ч. (анатри).

Фольклорный ансамбль.

В рус. источниках этноним "чаваш" впервые встречается в 1508. В 1551 Ч. вошли в состав России. Чуваш, крестьяне принадлежали к разряду ясачных, с 18 в. - государственных и удельных крестьян. К сер. 18 в. Ч. в осн. были обращены в христианство. Часть Ч., проживавшая вне Чувашии, приняв ислам, отатарилась. Развивались товарно-денежные отношения. Со 2-й пол. 19 в. распространилось отходничество (на лесозаготовки, с.-х. работы в Саратовскую и Самарскую губ., на заводы Урала, шахты Донбасса, в Казань, Ниж. Новгород), кустарные промыслы; Ч. стали селиться в городах. После Окт. революции 1917 Ч. получили автономию (АО с 1920, АССР с 1925, ССР с 1990, Чуваш, респ. с 1992). В рамках нац. государственности возникли нац. политические, социальные, научные, культурные институты. В 1930-х гг. начался интенсивный приток Ч. в города. При преобладании среди Ч. сел. населения (64% в Чувашии) они составляют большинство гор. нас. Чувашии (54,7%).

Осн. традиц. занятие - земледелие, в древности - подсечно-огневое, до нач. 20 в. - трехпольное. Главные зерновые культуры - рожь, полба, овес, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лен, коноплю. Было развито хмелеводство. Традиц. с.-х. орудия - соха, косуля, борона, серп, цеп и др. В степных местах для подъема целины применяли тяжелый однолемешный плуг (агапусь). Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву, гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, кустарные промыслы - гл. обр. дерево обрабатывающие: колесный, бондар ный, столярный, также веревочноканатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и др. артели, в нач. 20 в. возникли небольшие судостроит. предприятия (в Козловке, Мариинском Посаде).

Для вышивки характерно сочетание геометрич. узоров с растительными и животными мотивами, осн. цвета - приглушенно красный, мареновый с желтым, зеленым, синим. Вышивку верховых Ч. отличают мелкий рисунок, часто на цветной основе, низовые вышивали всегда на белом холсте, для них характерен крупный рисунок в сочетании с мелким узором. Для чуваш, узорного ткачества характерны двуцветные (красный по белому) и многоцветные узоры. В Чувашии совр. изделия с использованием традиций нац. вышивки изготовляются на предприятиях объединения "Паха тёрё" ("Красивый узор"). В нач. 1980-х гг. ок. половины чувашских женщин умели вышивать в традиционном стиле (1981, обслед.). Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники. Распространена глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропиль-ная резьба.

Уборка сена.

Осн. типы поселений - села и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения - речной и приовражный, планировки - кучево-гнездовой (в сев. и центр, р-нах) и линейный (на Ю.). На С. характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родств. семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й пол. 19 в. Традиц. изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора входом на В. и окнами на Ю., топилась по-черному глинобитной печью (камака) у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол. 19 в. распространяются жилища среднерус. типа с трехраздельной структурой: изба - сени - клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутр. планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. К нач. 20 в. курная печь заменяется рус. печью с трубой и полатями, при этом сохраняется традиц. очаг (вучах) с подвешенным (у вирьял) или вмазанным (у анатри) котлом. Позднее распространились печи-голландки. Крыша 2-, на Ю. часто 4-скатная, крытая соломой, дранкой или тесом. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, т. н. "русские" ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах - барельефной резьбой, позднее росписью. В традиц. избах живет 80% сельских Ч. (1981, обслед.). Встречается древняя срубная постройка - лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча). Сохраняются традиц. локальные отличия в жилище и планировке усадьбы: у верховых Ч. жилой дом и хоз. постройки соединены Г- или П-образно, распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Совр. сел. дом - четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиц. черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиц. вышивки (сёлке).

На свадьбе.

Мужчины носили холщовую рубаху (кёпе) и штаны (йём). В основе традиц. костюма у женщин - туникообразная рубашка-кёпе, у вирьял и анат енчи - из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, узкая, носилась с напуском; анатри до сер. 19 - нач. 20 вв. носили белые расклешенные к низу рубахи, позже - из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри - без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Голов, уборы праздничные: у женщин - полотенчатый холщовый (сурпан), поверх к-рого анатри и анат енчи надевали шапочку в форме усеченного конуса, с наушниками, застегивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу), вирьял скрепляли сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак).

Девичий головной убор - шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами. Женщины и девушки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Жен. украшения - наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни. Для низовых Ч. характерна перевязь (тевет) - полоса ткани, покрытая монетами, надевавшаяся через левое плечо под правую руку, для верховых Ч. - плетёный с крупными кистями пояс с полосками кумача, покрытыми вышивкой и аппликацией, и подвесками из бус. Верхняя одежда - холщовый кафтан (шупар), осенью - поддёвка из сукна (сахман), зимой - приталенная шуба из овчины (кёрёк). Традиц. обувь - лыковые лапти, кожаные сапоги. Вирьял носили лапти с черными суконными онучами, анатри - с белыми шерстяными (вязаными или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины - круглый год, причем обертывали их вокруг ног в виде ровных столбиков. В кон. 19 - нач. 20 вв. праздничной обувью считались резиновые калоши, надевавшиеся на чулок. В селе 21% Ч., гл. обр. женщины старшего возраста, носят полный нац. костюм или его отд. элементы (1981, обслед.). Муж. традиц. костюм почти исчез из обихода и используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.

Традиц. кушанья бывают на столе у 46,0% совр. сел. и 13,4% городских Ч. В традиц. пище преобладают растит, продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшенная, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура сакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты - турах - кислое молоко, уйран - пахтанье, чакат - творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых Ч. - конина) было относительно редкой - сезонной (при забое скота) и праздничной едой. Готовили шартан - колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш - варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Масло и яйца шли в осн. на продажу. Изредка использовалась дичь, гл. обр. зайчатина, у прибрежных жителей - рыба. Из сладостей Ч. ели мед, который применяли также для изготовления медового напитка и браги. Излюбленным хмельным напитком было пиво из ржаного или ячменного солода (сэра) - крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья. В будни пили пахту, кислое молоко, воду. Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Сел. община сохранилась вплоть до 1920-х гг. В 19 - нач. 20 вв. существовали две её осн. формы - простая, объединяющая жителей одного поселения, и сложная, включавшая крестьян неск. поселений с общим земельным наделом. Существовали национально-смешанные общины, гл. обр. чувашско-русские и чувашско-русско-татарские. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Традиц. семья возглавлялась старшим мужчиной, жен. работами руководила старшая женщина, она же являлась главой семейного культа. Существовал обычай сорората. После христианизации Ч. постепенно исчез обычай многоженства и левирата. Большие неразделённые семьи уже в 18 в. были редки. Осн. типом семьи во 2-й пол. 19 в. стала малая семья. Муж являлся осн. владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. Девушка готовила приданое с 12-13 лет. В хозяйств, интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на неск. лет старше жениха). Размеры совр. семьи у Ч. в среднем больше, чем у русских (3,1 чел.).

Вышивка.

Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник). Свадьба продолжалась 4-5 дней, проходила в домах невесты и жениха, а также одного из родственников-покровителей новой семьи (хайматлах). Осн. её элементы: обращение старшего дружки с приветственным монологом к родителям невесты, выкуп ворот (символическая плата за въезд во двор невесты), плач невесты, переезд невесты в дом жениха. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или другом нежилом помещении, где по обычаю молодая разувала мужа. Во второй день свадьбы совершался ряд обрядов (хождение новобрачной за водой, проверка её хозяйственных способностей). Последний день завершался обрядом снятия покрывала (пёркенчёк) с молодой. После свадьбы происходило посещение молодыми родственников мужа (сен дын кёртни) и новобрачной родительского дома (сурпан сари - букв. показ сурпана). Церковное венчание могло быть как до, так и после свадьбы, нередко спустя значительное время. Известны браки с похищением невесты (с её согласия или насильно). В конце 19 в. существовали различия в свадебных обрядах различных групп Ч. У вирьял обряды стали упрощаться быстрее, чем у низовых Ч. В 20 в. сохранились осн. элементы традиц. свадьбы: поезд жениха, пир в доме невесты, ее увоз, пир в доме жениха - сочетающиеся с совр. обрядами; часть обрядов исчезла (плач невесты, смена головного убора), другие приобрели игровой характер (выкуп приданого и др.).

Традиц. родильные обряды: обрезание пуповины (мальчика - на топорище, девочки - на стояке или донце прялки), кормление младенца (ныне - смазывание языка и губ) медом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага - сохраняются в измененном виде). Похоронно-поминальная обрядность в осн. чертах сохраняется до настоящего времени. Ч.-язычники хоронили умерших в деревянных колодах или гробах головой на запад, с покойным клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили временный памятник - деревянный столб (мужчине - дубовый, женщине - липовый), осенью, во время общих поминок в месяц юпа уйих ("месяц столба") сооружали постоянный антропоморфный памятник из дерева или камня (юпа). Его вывоз на кладбище сопровождался обрядами, имитирующими погребение. На поминках исполнялись поминальные песни, разжигались костры, совершались жертвоприношения. После христианизации традиц. обряды сочетались с церковными.

Совр. бытовые верования Ч. сочетают элементы православия и язычества. В нек-рых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения Ч.-язычников (напр., д. Чувашские Алгаши Ульяновской обл., с. Афонькино Самарской обл., д. Новоильмово и Сережкино в Татарии, д. Зириклы в Башкирии). В языч. верованиях Ч. прослеживается влияние зороастризма, иудаизма (через хазар), ислама. Ч. почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Сйлт тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов - "хозяина дома" (хёртсурт) и "хозяина двора" (карта-пуде. Каждая семья хранила домашние фетиши - куколки, прутики и пр. Среди злых сил Ч. особенно опасались и чтили киреметя (культ к-рого сохраняется поныне). Киреметем называли также место (урочище, рощу), где по представлениям Ч. обитали злые духи и где проводились моления и жертвоприношения. Культовые отправления совершали определенные лица: общественными молениями руководили старейшие члены общины, семейными - йомзи, хотя иерархии служителей культа не существовало. Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), праздник цветения природы, сочетающийся с днем поминовения мертвых. После сева проводились моления и жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой. По завершении уборки хлебов в честь нового урожая устраивали моления духу-хранителю овина, моления с пивом, благодарения богам и духам. Молодежь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой - посиделки. В середине зимы проводился молодежный праздник "девичье пиво": девушки в складчину варили пиво, устраивали пирушку, ездили со своим пивом к родственникам в соседние селения.

Наиболее развитый жанр фольклора - песни. Строго соблюдалось соответствие песни времени, месту, поводу исполнения и социальному статусу исполнителей : молодёжная, обрядовая, рекрутская песня и т. п. Молодежь пела песни чаще всего во время посиделок, хороводов, гаданий, масленичных катаний. Популярными были застольные, рекрутские, гостевые, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Вокал Ч., как правило, одноголосный. Муз. инструменты - волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания, в т. ч. историч. предания о жизни предков Ч., о временах Болгарского ханства, о казанских ханах, о присоединении Ч. к России, о переселении на Урал и в Сибирь, о возникновении чуваш, деревень на новых землях, о чуваш, богатыре Улыпе, о взятии Казани, о Степане Разине, Е. Пугачеве, топо-нимич. предания и др.

Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются у Ч. в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена араб, письменность. В 18 в. создаётся письменность на осн. рус. графики. Первая печатная грамматика чуваш, языка появилась в 1769 (старо-чуваш. письмо). Позднее распространяются словари, переводы церковной литры, записи фольклора и др. Новочуваш. письменность и лит-pa созданы в 1871 чуваш, просветителем И. Я. Яковлевым (1848-1930), издавшим в 1872 "Букварь для чуваш" и основавшим в 1869 Симбирскую чуваш, учительскую школу. Ее выпускниками в разное время были поэт К. Иванов, этнограф Н. Охотников, математик П. Миронов, художник А. Кокель, композитор Ф. Павлов, лингвист В. Егоров и др. К классикам чуваш, поэзии причисляют К. В. Иванова (1890-1915) - автора поэмы "Нарспи". Формирование чуваш, нац. культуры шло параллельно с интеграцией Ч. в рус. культуру: архитектор П. Е. Егоров (1728-1798), создатель ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге, ученый-востоковед и миссионер Н. Я. Бичурин (Иакинф) (1777-1853), историк и этнограф Н. В. Никольский (1878-1961), в наст, время - лауреаты Гос. премий П. В. Васильев, И. И. Корнилов, А. А. Изотов, академики И. В. Антипов-Каратаев и Г. Н. Волков, летчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. Павлова и др. В 1906-07 выходила первая чуваш, газета "Хыпар" ("Вести"). В 1923 при газете "Канаш" ("Совет") создается первое лит. объединение, в 1934 - Союз писателей. Наиболее крупные писатели и поэты - М. Сеспель, П. Хузангай, Я. Ухсай, С. Элгер, Ф. Уяр, А. Емельянов, Н. Мранька, М. Юхма, П. Яковлев и др. Из совр. чуваш, писателей, живущих за пределами Чувашии, известны поэт Г. Айги и прозаик Е. Лискина.

Чуваш, нац. муз. культура зародилась в Симбирской учительской школе. В 1924 был создан Государственный ансамбль песни и танца, в 1929 - муз. училище, в 1932 - симфонический (ныне камерный) оркестр, в 1936 - филармония и Дом народного творчества. В 1940 организован Союз композиторов. В 1953 открылся муз. театр, в 1964 начал действовать муз.-педагогич. факультет в Чуваш, госуд. пед. институте им. И. Я. Яковлева. Первые нац. композиторы - Ф. Павлов, С. Максимов, Г. Лисков, В. Воробьев, А. Тогаев - главным образом обрабатывали муз. фольклор. Создание опер, балетов, симфонич. произведений относится к послевоенному времени и связано с именами Ф. Васильева, Ф. Лукина, Г. Хирбю, А. Асламаса, А. Орлова-Шузьма, В. Ходяшева и др. В 1980-1990-х гг. большую известность получили сочинения А. Токарева, Т. Фандеева, А. Васильева, Н. Казакова и др. Развито самодеятельное хоровое исполнительство.

Нац. профес. театр вырос из драматич. кружка, организованного в 1918 в Казани И. О. Максимовым-Кокшинским, с 1921 - в Чебоксарах, с 1933 - Чуваш, академический театр. Работают также и Рус. драматический театр (с 1922), Чуваш, муз. театр (с 1969), Чуваш, театр юного зрителя (с 1933), Респ. театр кукол (с 1943). У истоков профес. изобразит, искусства стояли В. Иванов, А. Кокель, М. Спиридонов, Н. Сверчков. Наиболее известны живописцы Р. Федоров, Н. Овчинников, Н. Енилин, Н. Владимиров, Н. Карачарсков, графики А. Миттов, В. Агеев, Э. Юрьев, в монументальной живописи - В. Петров (Праски Витти).

С 1928 в Чебоксарах функционирует Чуваш, науч.-иссл. институт языка, литературы, истории и экономики. В настоящее время в республике действуют: Чуваш, нац. академия наук и АН Чувашской респ., пять научно-иссл. институтов, четыре ВУЗа (Чуваш, гос. университет, педагогич., с.-х. и кооперативный институты), гос. издательство, Чуваш, телерадиокомпания, издаются на чуваш, яз. семь респ. газет и шесть журналов. Работают краеведческий, художественный, литературный и др. музеи. Совр. нац.-культурные движения объединены вокруг Чуваш, общественно-культурного центра и Всечуваш. национального конгресса.