РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ЧУЛЫМЦЫ


ЧУЛЫМЦЫ, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназв., букв, чулымские люди), пестын кижилер (самоназв., букв, наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в басе. р. Чулым и его притоков Яи и Кии. Числ. 0,75 тыс. чел. (1980, оценка). Этнические группы - среднечулымские, или мелесские, тюрки, нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгу линско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп). Говорят на чулымско-тюркском языке. Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский). Верующие Ч. - православные христиане.

Краниологические данные указывают на связи с тюркоязыч. населением Юж. Сибири (особенно с кызылыдами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами. Выявляются самодийский (в осн. селькупский) и кетский субстраты, а также монг. элементы. Тюрки проникают на Чулым начиная со 2-й пол. 2-го тыс. н. э. преим. из Юж. Сибири. Выявляются телеуйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и др. компоненты.

После вхождения Сибири в состав Рос. государства в 16-18 вв. опред. роль сыграли связи Ч. с тобольскими, тюменскими и томскими татарами, бара-бинцами, телеутами, тюркскими группами Среднего Притомья (родственны шорцам), селькупами, енисейскими киргизами, кызыльцами, позднее - с русскими. В период этнич. консолидации Ч. небольшая их часть была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. Осн. миграции Ч. в этот период сводились к переселениям части мелессов в земли кызыльцев, к продвижению Ч. на С. и 3. на терр. селькупов и кетов, обских татар, чатов и эуштинцев, на В. и Ю.-В. в сторону хакасов, а также к поселениям их в рус. деревнях Причулымья начиная с 18 в. Числ. Ч. в 17 в. сократилась с 1040 до 830 чел., в нач. 18 в. составляла 1520 чел., в нач. 19 в. (1816) - 3900 чел. и в кон. 19 в. - 4825 чел. В советский период Ч. были отнесены к хакасам. По данным 1986, более половины Ч. считают себя отдельным народом и лишь 10% опрошенных назвали себя одним народом с хакасами. Наблюдается укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции Ч. русскими. Сокращается численность Ч., уменьшается число говорящих на родном языке.

Поселения Ч. располагаются ок. рек, стариц и озер, что связано с одним из осн. занятий - рыболовством. Рыбу (язей, щук, ельцов, чебаков, окуней, карасей, стерлядь и др.) ловили сетями, неводами, острогами, запорами (туг), ловушками. Зимой переселялись на охотничьи стойбища. Охота к нач. 20 в. приобрела в осн. товарное пушное направление. В промысле пушного зверя использовали сложный лук (соган) со стрелами, простые луки, петли, силки, плашки, клепцы, кулёмы, луки-самострелы и др. Подсобную роль играло собирательство съедобных и лекарственных растений, шишкобойный промысел, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (для получения волокна для пряжи), ягод. Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Позднее здесь распространилось плужное земледелие. До появления русских выращивали в осн. ячмень и просо, позднее под влиянием русских распространились рожь, овес и пшеница. Скотоводство (кр. рог. скот, лошади, овцы) было развито слабо. Дом. ремесла - ткачество, изготовление веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетенной из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д. В 1910 имели скот 95%, огороды - 87%, занимались рыболовством 77%, земледелием 37%, извозом 9%, пчеловодством 5%, заготовкой дров на продажу 4%, ягодным промыслом 3%, ореховым промыслом 1% всех хозяйств Ч. По-видимому, ок. половины Ч. занимались охотой. В наст. время б. ч. Ч. занята наряду с русскими сельским хозяйством, в лесной промышленности.

Передвигались верхом на лошадях, на запряженных лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением одной или двух собак, долбленых, дощатых и берестяных лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах - подволоках, т. е. подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ), и голицах (ка-на, каначак, тыгаргэ). Традиц. средства передвижения частично сохраняются в наст, время. Традиц. поселения - улусы, были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних - охотой. К 19 - нач. 20 вв. они были вытеснены постоянными поселениями, подобными русским деревням и селам; часто селились вместе с русскими. В отдельных местах поселения назывались юртами.

Традиц. жилища - землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамид, формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища - чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С 18 в. осн. типом жилища становится русская изба, в 19 в. - пятистенные и крестовые срубные дома. В интерьере жилищ в каждой группе Ч. были свои особенности, характерны открытые очаги в зимних и летних юртах, печи - глиняные чувалы (чуал) с открытыми очагами и глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью. Осн. хозяйств, постройки - амбары (клат), хлева (оран), сараи, бани, крытая часть двора или загороди для скота.

Одежда состоит из рубахи и штанов. Жен. рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя - из ситца или шелка, часто были оторочены мехом. Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее холщовые. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), покрытые шелком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферической формы шапки из красного бархата, опушённые лисьим мехом с длинными красными шелковыми кистями, пришитыми к верху шапки, зимние меховые шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали неск. кос, носили подвески, в т. ч. из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.

Мужчины носили рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской х.-б. ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушенным мехом росомахи или выдры, халаты из русских и среднеазиатских хлопчатобум. тканей и китайской дабы, суконные штаны, зимой тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушенные мехом шапки, шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотничьи сапоги-бродни, сапоги русского покроя. В 18-19 вв. национальная одежда вытесняется русской.

Основу традиц. пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с 19 в. распространяется хлеб и др. мучные и молочные продукты, мясо дом. животных (особенно конина), потребляли грибы и свинину. Рыбу вялили, сушили и коптили. До кон. 19 в. заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и др. растения. Мн. молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из нац. блюд сохранились уха, бурак-порса (толчёная, вяленая или сушёная рыба), каша из курмача (очищенного и сушёного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).

Родовая община (суок) в 17-18 вв. сменилась территориально-соседской общиной (ион). Патриархальная семья в 19 в. была вытеснена малой моногамной. До кон. 19 - нач. 20 вв. сохранялась патронимия, в нек-рых селениях патриархальные семьи. В семейной и нередко в общественной жизни женщина была равноправна с мужчиной. Совр. семья состоит из двух-трех поколений и насчитывает в большинстве случаев 4-6 человек. Осн. этапы свадебного обряда - сватовство, торг о калыме, церковное венчание, свадебный пир, брачная ночь в отдельной юрте и утреннее пиршество. В начале сватовства сват приносил трубку с табаком родителям невесты, выкуривавшим ее в знак согласия на брак. Юрта для брачной ночи ставилась неподалёку от юрты родителей невесты, между ними разводился огонь, молодой муж должен был при свете огня одолеть родственников новобрачной и проникнуть в юрту. Свадьбу сопровождали песнями, плясками, игрищами. До 20 в. были распространены браки через умыкание невесты (с её согласия).

В православие Ч. обращены в 17-18 вв. До 1-й трети 20 в. сохранялись традиц. верования, шаманизм. Шаманскими атрибутами были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов и др. Было распространено поклонение изображениям духов - родовых, семейных и личных покровителей (у женщин чаще всего - в виде птицы, у мужчин - в виде заячьей шкурки) хозяев природы, жилищ и т. д., культ предков, тотемов, священных деревьев и др. Изображения духов хранили в амбарах. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали свои имена. Дохристианские элементы сохранялись и в погребальном обряде - с покойником укладывали в могилу (или на могилу) его вещи (трубку, огниво, охотничьи принадлежности, кисет и др.), устраивали тризну около могилы, разводили огонь и прыгали через него.

Сохранились традиц. фольклор, орнаментальное искусство. Распространены сказания о богатырях, к именам к-рых возводят фамилии Ч. Традиц. календарь Ч. состоял из 13 месяцев: сухой (худой) рыбы, горячей икры, береговых запоров (для ловли рыбы), белой рыбы, орла, вороны, кукушки, гона лис, бури, большого мороза, длинной ночи, осенней светлой луны, красных листьев. Орнамент на изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи близок к узорам сев. алтайцев, хакасов, шорцев. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и мн. орнаментальные мотивы.