ЮКАГИРЫ


ЮКАГИРЫ, одул, вадул (само-назв., "могучий, сильный"), э т е л, э т а л (чукотск.), о м о к и (устар. рус. назв.). Числ. в Российской Федерации 1112 чел. Живут в Нижнеколымском (тундренные Ю., или вадул) и Верхнеколымском р-нах Якутии, в Среднеканском р-не Магаданской обл. (таёжные Ю., или одул). Общ. числ. 1142 чел. Говорят на юкагирском яз., диалекты - тундренный и таёжный. Распространены также якутский, эвенский и чукотский яз. Местные русские старожилы называют их омоками. Верующие в осн. православные.

Срубная юрт.

Ю. - древнейшее население Вост. Сибири. С ними связывают Усть-Бельскую археол. культуру (1-е тыс. до н. э.) и поздне-неолитич. культуры, распространенные от Таймыра на 3. до Анадыря на В. и Прибайкалье на Ю. В первых вв. н. э. предки Ю. проникли на Охотское побережье. В языке Ю. прослеживаются связи с народами уральской семьи. Позднее обширная юкагирская этнолингвистич. общность распалась, и отдельные её части приняли участие в формировании сев. якутов, эвенков, эвенов, зап. чукчей и хатангской группы вадеевских нганасан.

Ко времени прихода русских в сер. 17 в. Ю. занимали терр. от Индигирки до Анадыря, насчитывали 5-9 тыс. чел., делились на племена: яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (ала-зеи), шоромба, олюбензи, коромои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), проникновение на их терр. якутов, эвенков, эвенов и военные столкновения с ними, позднее - с русскими, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к изменениям в расселении и числ., к нарушению традиц. уклада Ю. и к частичной ассимиляции их соседями. В 18 в. распространяется православие. К кон. 17 в. Ю. насчитывали 2535 чел., в 1-й пол. 18 в. - 1400-1500 чел., в 1897 - 948 чел., в 1926-27 - менее 400 чел. Впервые прирост числ. отмечен в 1970 - 617 чел., в 1979 - 835 чел.

Осн. традиц. занятие полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые Ю.), лося, оленя и горного барана (таёжные Ю.). Оленя промышляли с помощью оленя-манщика, поколками на речных переправах, загоняли в реки. Лосей преследовали в феврале-марте по насту. Зимой промышляли пушного зверя: соболя на юге, песца на С. На песца ставили ловушки-пасти, ранней осенью травили собаками. Охотились также на зайцев и куропаток с помощью петель, летом на водоплавающую птицу, собирали птичьи яйца, осенью на реках и озёрах ловили рыбу - сетями, запорами и др. Оленеводство имело транспортное значение. Разводили также ездовых и охотничьих собак. По снегу передвигались на нартах, ступательных лыжах, подбитых камусом, по воде - на берестяных, долблёных или дощатых лодках.

Древним жилищем Ю. были полузем-лянки-чандалы, остовы к-рых сохранялись к моменту прихода русских, в отд. местностях - до наст, времени. Позднее таёжные Ю. жили в конич. шалашах из тонких бревен, крытых дерном (кандэлэ нимэ, "зимний дом") или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Чум отапливался центр, очагом, над ним устраивали одну или две поперечных жерди (иэкэтын) для подвешивания котлов, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Были известны хоз. постройки на столбах. Тундровые Ю. жили в чумах, крытых ровдугой, зимой - оленьими шкурами. До нач. 19 в. были известны большие зимние юрты, вмещавшие до 50-70 чел., цилиндро-конич. юрты-урасы, заимствованные у эвенов. Конич. чум (одун-нимэ, "юкагирский дом") в качестве летнего сохраняется до наст, времени. Большинство совр. Ю. живет в срубных домах в поселках - Андрюш-кино (Нижнеколымский р-н), Нелемное (Верхнеколымский р-н), Марково (Магаданская обл.).

Традиц. одежда близка к эвенкийской и эвенской. Осн. одежда - распашной кафтан длиной до колен с полами, завязывающимися тесемками, летом - из ровдуги, с красными и черными накладками, зимой - из оленьих шкур. Снизу пришивали "хвосты" из тюленьих шкур: у мужчин - раздвоенные сзади, у женщин - по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, у женщин - богато орнаментированный, короткие штаны - летом кожаные, зимой - меховые. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке. Летняя обувь - из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой - высокие торбасы из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Жен. одежда была более легкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей или самок. Праздничная одежда украшалась бисером, суконными оторочками, дорогим мехом, аппликацией. Осн. орнамент - зигзаг, цвета - белый, красный, черный. Нарядной летней жен. обувью были килипелики - торбаса из белой и желтой ровдуги с головкой из черненой сыромяти, расшитой цветными нитками и бисером. В 19 в. распространяется матерчатая одежда: муж. рубахи, жен. платья с отложным воротником. Были распространены серебряные, медные и железные украшения - кольца, бляшки и др.; характерно украшение нагрудников - "грудное солнце" - большая серебряная бляха; такие бляхи передавали по наследству. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая её железной бляшкой и нитками бисера, женщины заплетали множество косичек с нитками бисера, жемчуга, медными кольцами.

Осн. пища - мясо и рыба - вареные, вяленые, мороженые. Мясо заготавливали впрок - сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юколы, истолченной в порошок, зимой её варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ); вареную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепешки. Летом ели ферментированную рыбу, заворачивая её на сутки в листья тальника. Употребляли также дикий лук, корни сараны, кедровые орехи, ягоды, в отличие от якутов и эвенов - грибы.

Юкагир, роды (кудэе) были разными по числ. и характеру; иногда крупные роды распадались на более мелкие. Род владел охотничьими или кочевыми угодьями, до 2-й пол. 18 в. был единицей ясачного обложения. Возглавлялся старейшиной (лигэе шоромох, "старый человек"), часто выполнявшим также функции шамана. Часто шаманом (альма) был особый человек. Кроме того, в роде был военный лидер (тэнбеэ шоромох, "сильный человек"). Семья большая патриархальная. Брак в осн. матри-локальный, женщина занимала в семье высокое положение. Существовал обычай левирата, с кон. 19 в. распространился институт калыма. Были характерны обычаи избегания (табу на общение свекра с невесткой, отца с женатым сыном и др.). Большую роль играли обычаи, связанные с огнем: запрещалось передавать посторонним огонь из очага, проходить между очагом и главой семьи и т. п. Традиц. верования - культы духов-хозяев, солнца, промысловых животных (особенно лося), духов предков. По представлениям Ю., загробный мир делился на два яруса - в верхнем (айбидзи) обитали духи предков, ниж. возглавлял владыка злых духов, праотец, представлявшийся с остроконечной головой. Покойников ориентировали головой на Ю. (к солнцу), у могил ставили деревянных идолов, совершали жертвоприношения. Осн. праздник - весенний (шахадзибе), а также свадьбы, удачная охота, военный поход и т. п. сопровождались состязаниями, песнями, танцалш, исполнением сказаний, шаманскими камланиями.

Христианство распространяется с 17 в. Летом ок. Петрова дня устраивали праздники, приплывая на лодках к Верхнеколымску. Значит, место в фольклоре занимают предания, рассказы и сказки. Осн. танцы - круговой (лонгдол) и парный подражательный - "Лебедь". В совр. юкагирском танце в центре круга находится пара солистов. Фольклор Ю. впервые собран В. И. Иохельсоном и издан в 1900. Существовало пиктографич. письмо на бересте, впервые воспроизведённое в 1892 С. И. Шаргородским. В 1970-х гг. была разработана Г. Н. Куриловым письменность на осн. рус. графики. Известны писатель, учёный и общественный деятель Н. И. Спиридонов (Текки Одулок, 1906-38), совр. писатель С. Н. Курилов и лингвист и поэт Г. Н. Курилов. Совр. Ю. занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством, верхнеколымские Ю. - огородничеством и клеточным звероводством. Появилась интеллигенция - учителя, медицинские работники и др. Вместо совхозов в наст, время воссоздаются родовые общины - "Чайла" ("Рассвет") и "Юкагир", им выделены традиц. для хоз. деятельности Ю. территории, оказывается финансовая поддержка. В дек. 1992 созданы Совет старейшин и Фонд возрождения юкагирского народа.