РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


Б

БИГМЁНЫ (англ, bigman, большой человек), особый вид воен. предводителей, организаторов произ-ва, служителей культа, ораторов и тд, власть к-рых основана на их выдающихся личных качествах, а также на сосредоточении в их руках значит, избыточного продукта, служащего им преим. для укрепления своего престижа. Б. еще работают сами, но уже используют и чужой труд, прежде всего - своих многочисл. жен и, по обычаю, их родственников, особенно холостых. Власть Б. не передается по наследству, но их сыновья уже обладают намного большими возможностями стать Б, чем сыновья др. людей. Таким образом, статус Б. еще только начинает институциализоваться, что тормозится остатками первобытной эгалитарности и соперничеством между самими Б, ведущим к нестабильности и постоянным перегруппиров-кам возглавляемых ими общин и родов. Институт Б. получил преимущественное распространение в Меланезии и Ю.-В. Азии, где и лучше всего изучен. В последнее время появились данные о его существовании также в Тропич. Африке и у индейцев Америки. Не исключено, что изучение имеющихся материалов под новым углом зрения позволит обнаружить этот институт или его существенные черты у нек-рых народов Сибири.

БИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ (от лат. Ы, двоякий, двойной и latus, бок, сторона), определение родства как с мужской, так и с женской стороны, в отличие от унилатерапьности (см. Матрнпатеральность, Патрилатеральность).

БИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. Ы, двоякий, двойной и hnea, линия), счет родства и порядок наследования статуса как по мужской, так и по женской линии, в отличие от унилинейности (см. Матрилинейность, Патрилинейность), а также от амбилинейности. В то же время термин "Б." часто применяется как синоним амбилинейности.

БИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. Ы, двоякий, двойной и locus, место), дуолокальность (от лат. duo, два), брачное поселение супругов поочередно у той и др. стороны, в отличие от унилокалыности (см. Матрилокальность, Патрилокальность), а также амбилокальности. В то же время "Б." и амбилокальность нередко применяются си-нонимично.

БОЛЬШОЙ ДОМ, 1. Жилище большой материнской или патриархальной семьи. Внешний вид и планировка различны: одно обширное помещение для всех супружеских пар (старинное груз, дарбази); дом, разгороженный на помещения отдельных супружеских ячеек (т.н. длинный дом индейцев-ирокезов); строение, постепенно удлиняемое пристройками для новых нуклеарных семей (преобладающий тип). Соответственно в БД. один или несколько очагов, кладовых для съестных припасов и т.п. 2. Первоначальное жилище большой патриархальной семьи, от к-рой отпочковались др. семьи, обычно дом отца или старшего брата (напр., у абхазов).

БРАК И СЕМЬИ, взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между полами и их отношение к потомству. Брак - признанный обычаем или правом союз, как правило, между мужчинами и женщинами (хотя в истории культуры известны браки, напр., с духами, а законодательство нек-рых стран стало допускать однополые браки). Семья - об-ществ, ячейка, как прави-ло, предполагающая совместное проживание, хоз-во и бюджет супругов и их детей. Точная дефиниция Б. и с. затруднена большой историч. изменчивостью этих институтов и существованием их самых разнообразных форм.

Начальные, историч. реконструируемые формы Б. и с. очень гипотетичны и спорны. До недавнего времени в отечественной науке был распространен восходящий к классикам эволюционизма взгляд, по к-рому в древнейшем, еще не вполне сформировавшемся об-ве отношения полов были неупорядочены, тл. половой промискуитет (от лат. promiscuus, смешанный, общедоступный). Б. и с., таким образом, отсутствовали. С возникновением человека современного вида, рода и дуальной организации появился групповой брак. Трак-товки его различны: от фактических брачных отношений мужчин и женщин различ. родов до права - обязанности родов по-ставлять друг другу половых партнеров. Еще позднее, с появлением избытом, продукта и начавшимся выделением внутри общины потребительских ячеек возникли парные, или синдиасмические (от греч. syndiasmos, соединение вместе), Б. и с. По др. взгляду, давно преобладающему в зап. лит-ре и все больше распространяющемуся в совр. рос. этнологии, человечество уже на ранних этапах становления общества знало парный брак и парные семьи, из к-рых состояли общины. Групповые отношения между полами реально существовали, но лишь дополняли парные.

Различны и взгляды на ха-рактер парных Б. и с. эпохи зрелого первобытнообщинного строя. Согласно одной точке зрения они были построены на основе первобытного равенства (эгалитаризма), в т.ч. равноправия полов. Муж и жена одинаково участвовали в обществ, произ-ве, хотя и в разных его областях; их имущество было раздельным и общесемей-ная собственность отсутствовала; дети находились на их общем иждивении. Отсюда - равенство супругов в экономи-ческом, социальном и идеологическом отношении, имевшее место как при матрилокальности или уксорилокальности, так и при патрилокальности или вирилокальности. Согласно др. точке зрения, мужчина уже в это время занимал лидирующее положение не только в общ-ве, но и в семье и эксплуатировал труд женщины, в особенности домашний. Такие расхождения во взглядах во многом связаны с абсолютизацией порядков, на деле различавшихся в общ-вах с разл. направлением хоз. деятельности. В частности, преиму-щественно охотничье хоз-во часто способствовало повышению семейных ролей мужчины, преимущественно собирательское - женщины. При всех обстоятельствах парные Б. и с. были непрочны. Кроме того, там, где лидирующую роль играл мужчина, нередко получала распространение полигиния; там, где ощущалась нехватка женщин, случалась полиандрия. Это, а также традиции групповых отношений между полами делали парный характер Б. и с. относительным.

С зарождением частной собственности семья как хоз. и собственническая ячейка укреплялась. Одновременно возросла роль муж. труда в таких ведущих сферах хоз-ва, как земледелие и скот-во, что привело к монополизации мужчиной собственности на средства произ-ва. Возникла тенденция к превращению неустойчивых парных Б. и с. в такую форму брачно-семейн. орг-ции, при к-рой жена и дети были прочно привязаны к мужу и отцу как находящиеся на его иждивении, зависимые члены семьи. Это превращение повело к возникновению Б. и с., обычно называемых моногамными, т.е. еди-нобрачными (от греч. mdnos, один и gdmos, брак). Однако аналогичный порядок возникал и при полигамии, поэтому точнее обозначать такие Б. и с. как вириархальные, или патриархальные (от лат. vir, муж или pater, отец и греч. arche, власть).

С вириархальным, или патриархальным, браком появились многочисленные институты брачного неполноправия женщины, за к-рую стали платить не символический, а реальный брачный выкуп. Такому браку соответствует патриархальная семья - малая и большая. Малая (элементарная, нуклеарная, простая) семья включает одну супружескую пару, ее не состоящих в браке детей и иногда также кого-нибудь из др. родственников. Большая семья (неразделенная семья, составная семья, семейная община, большесемейная община) включает несколько супружеских ячеек с не состоящими или состоящими в браке детьми. Различаются две ее разновидности: расширенная и полигамная (см. Полигамия). Расширенная большая семья может быть вертикальной (отцовской, корневой), если она образована несколькими поколениями родственников, или горизонтальной (братской), если она образована семьями братьев. Полигамная большая семья может быть основана на полигинии или на полиандрии. Как правило, в силу действия семейного цикла, т.е. разрастания, почкования и нового разрастания семей, большие и малые семьи соседствовали друг с другом, но в условиях натурального хоз-ва обычно преобладали большие, а в условиях товарного хоз-ва - малые семьи.

Возникнув в позднепервобытное время, вириархальные, или патриархальные, Б. и с. сохраняли этот свой характер во всех докапиталистич. общ-вах. Вместе с тем они приобретали стадиальную специфику. Так, в древнем мире брак признавался законным только для свободных, у рабов же считался простым сожительством. В ср. века преобладала малая семья, в среде крестьян из фискальных соображений искусственно консервировалась большая семья. Принципиальные изменения в брачно-семейн. организации произошли только в новое время. Уже с началом капиталистического развития малая семья в основном вытеснила большую, а в дальнейшем стала утрачивать также свои патриархальные черты. В индустриальном обществе женское движение и социальная активизация молодежи повели к либерализации брачно-семейн. законодательства, сделали возможным свободный брачный выбор и равноправие супругов.

БРАЧНЫЙ ВЫКУП, возмещение трудовой и детородной ценности, возникающее гл. обр. при переходе от матрилокальности к патрилокальности и распространенное преим. в позднепервобытных и раннеклассовых общ-вах (слав, вено, тюрк, калым, "адыг. уасэ и т д.). Б.в. вносится семьей жениха семье невесты, часто при участии родни одной стороны и отчасти доставаясь родне др. стороны. Нередко принимает форму отработки за невесту или, в целях облегчения платежей, обмена девушками (обменный брак) либо браков в близкородств. среде (ортокузенный брак между детьми родных, двоюродных и тд. братьев, см. Кузенный брак).

Возникая в условиях патриарх, неполноправия женщины (см. Патриархат), Б.в. явл. одним из источников большого разрыва в возрасте супругов, полигинии, левирата, сорората, умыкания невест, а тем самым и кровной мести. С развитием малосемейной орг-ции (см. Брак и семья) сопрягается со встречными платежами семьи невесты на обзаведение молодых - приданым и приобретает вид эквивалентных затрат сторон. Еще позднее намного уменьшается в размерах, в осн. уступая место приданому, и часто приобретает символич. характер подарков стороне невесты. Закреплен некрыми традиц. системами права, в частности, шариатом, однако лишь в форме предбрачной платы самой невесте как ее обеспечение на случай вдовства или развода. В России, а также в ряде исламских стран воспринявших европ. право, запрещен законом, но нередко сохраняется в скрытой или символич. форме свадебных подарков деньгами либо вещами.