ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


В

ВИРИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. vir, муж и locus, место), брачное поселение жены у мужа. Термин "В." в одних случаях употребляется как синоним термина патрилокальность, в других для обозначения поселения жены у мужа в общ-вах, в к-рых не играют заметной роли родственные связи. Исторически В. обычно сменяет др. формы локализации брака (матрилокальность, билокальность, или дуолокальность, амбилокальность) и только изредка им предшествует.

ВОЖДЕСТВО, форма социально-экономич. и, в особенности, политич. орг-ции общ-ва в эпоху классообразования. Экономически характеризуется перераспределением прибавочного продукта родоплеменной верхушкой, которая частью присваивает его себе, частью же обращает на обществ, (страховые и др.) нужды. В социальном отношении выделяются наследственные слои этой верхушки, занятой контролем за обществ, ресурсами и орг-цией обществ, работ, воен. предводительством и отправлением религ. культа; рядовых общинников; часто также военнопленных, рабов и закабаленных общинников. Для орг-ции власти типичны правление наследств, вождей, обычно принадлежащих к господств, роду; ее двух-четырехступенчатая иерархия и заметно выраженная централизация при еще родственной, а не территориальной социальной структуре.

Главенство в В. может принадлежать разл. группам элиты: старой родоплеменной верхушке, к-рая нередко принимает на себя также воен. и жреческие функции; новым воен. вождям или жрецам, оттесняющим в этих случаях старую верхушку на задний план. Для многих В. характерна острая борьба между этими группами элиты. В большом числе В. власть имеет преимущественно воен. характер (напр, у большинства кочевых скотоводов Евразии), в др. - принимает сакральный облик с культом вождей (полинезийцы, мн. племена Тропич. Африки). В культурном отношении В. уже представляют начальн. этап дифференциации культуры на народную и элитарную, в этническом - чаще всего совпадают с соплеменностью (см. Племя). Понятие В. вошло в научи, обиход только в 1960-х гг. и не вполне устоялось. Подчас так называют только организацию власти в соц. организмах, возглавляемых вождями как на-следственными лидерами. Но подобная узкая трактовка В. едва ли продуктивна, т.к. наследственное лидерство встре-чается и на более ранних ступенях ист. развития. Всякое В. возглавляется вождем, но не всякий вождь возглавляет В. как политич. орг-цию. Не общепринято также понимание этой орг-ции как универсально-исторической: известны стадиально сходные формы без наследственного лидерства.

В. как форма социально-политической организации была свойственна предгосударственному прошлому многих народов России. Дольше чем у других, эта форма удерживалась у кочевников (юж. Сибирь, южно-русские степи) и горцев (напр., на Сев. Кавказе). По-видимому, В. были до 16-17 вв. и владения "князыдев" хантов и манси.

ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ, возрастные группы, возрастные ступени, свойственное древнейшим общ-вам деление мужчин и женщин на неск. возрастных категорий, каждая со своими специфич. правами и обязанностями. Преим. выделялось до четырех В.к.: детей и подростков; юношей (девушек); зрелых людей; стариков (старух). Особенно большое значение придавалось грани между первым и вторым В.к., переход к-рой сопровождался часто длительными инициациями, готовившими подростков к жизни полноценных членов общины, рода и племени. В нек-рых общ-вах, особенно в Вост. Африке, обычные В.к. эволюционировали в пожизненные объединения мужчин со своими названиями, организацией и предводителями; мальчики уже при рождении зачислялись в такие объединения, и все сообща через определенные интервалы. времени переходили из одного В.к. в другой.

Это регулировалось сложными обычаями, из-за к-рых в одном В.к. могли оказаться люди разных возрастов, и порождало понятие не реального, а т.н. социального возраста. В лит-ре обычные (неинституциализованные) и пожизненные (институциализованные) В.к. нередко обозначаются разными, неодинаковыми у разных авторов терминами (класс, группа, ступень и др.). В.к. возникли на основе жесткого половозрастного разделения труда и связанной с ним более или менее выраженной сегрегации отдельных группировок. Обособленность могла приводить к появлению своего рода субкультур, различавшихся нек-рыми видами пищи, одеждой, украшениями, предписанным поведением, обществ, престижем и т.п. Основные В.к. имели свои центры - места общения часто обществ, мужские и женские дома. Остатки В, в виде сверстнических объединений со своими ритуалами, совместными трапезами и т.д. сохранились во мн. традици-онных обществах, в частности, в Дагестане.