РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


К

КЛАН (гэльск. dann, потомство), в современной, преимущественно западной лит-ре название любого (реже только матрилинейного) рода, либо локализованной родовой общины, а подчас и всех родоплеменных подразделений. Выделяется понятие конического К, в к-ром социальный статус его членов определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику. В тех же значениях термин "К" нередко применяется и в отечественной лит-ре по отношению преимущественно к народам Ср. Азии и Кавказа, сохраняющим пережитки родоплеменного деления.

КОЛОНИЗАЦИЯ (от лат. colonia, выселки, поселение на чужой территории), один из видов миграции, расширение территории этнической путем заселения пустующих или слабозаселенных земель с целью их хоз. освоения. К. существенно сказывается на культуре как местного, так и пришлого нас., приводя к разнообразным этническим процессам (сепарации, метисации, ассимиляции и др.). Она обычно сопровождается присоединением колонизуемой территории к исходному гос-ву (метрополии). В дальней-шем колонии часто политически обособляются от метрополий (напр. тюрк, и монг. гос. образования на Ю. России и в Сибири в 1-2 тыс.). Примеры К- К. др. греками Сев. Причерноморья, русскими С. Вост. Европы, Поволжья и Сибири, русскими и украинцами - причерноморских степей и др.

КОМПОЗИЦИИ, см. в ст. Кровная месть.

КОНСОЛИДАЦИЯ (от лат. соnsolido, укреплять, уплотнять), вид объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этнич. общность (напр, вост.-слав. племен в древнерусский этнос, тюркских племен Алтая - в алтайский этнос и тл.) или включение в уже сформировавшийся этнос близкой ему этнич. группы (напр, нагайбаков и мишарей - в состав татар). В этом случае она близка к явлению ассимиляции. К К. относится также внутреннее сплочение и усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его этнографическими группами, особенно характерный для процесса формирования наций (напр, стирание различий между этнографическими группами русских). Ускоряющее влияние на К. оказывает политич. объединение этносов в границах одного государства или территориальной автономии.

КОНТАКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ, все виды взаимодействия этносов. Делятся на пограничные, происходящие в зоне соседства этносов (см. Территория этническая), и проникающие, связанные с миграциями этноса или его части на территории др. этноса или с взаимопроникновением этносов в процессе колонизации. Кэ. приводят обычно к межэтнич. бракам (см. в ст. Эндогамия), заимствованиям иноэтнич. языка, элементов культуры (см. Аккультурация) и др. видам этнических Процессов.

КОЧЕВНИЧЕСТВО, форма хоз. деятельности и образ жизни, связанные с принадлежностью к неоседлым, подвижным хозяйственно-культурным типам (см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области). В широком смысле понятие К. относится ко всем подвижным хозяйственно-культурным типам: бродячим охотникам, собирателям и рыболовам, подсечно-огневым земледельцам, полукочевым и кочевым скотоводам (в зап. литре этому понятию соответствует термин "номадизм", от греч. nomo, "пасти"). В узком смысле понятие К. относится к хозяйственно-культурным типам и подтипам кочевых и полукочевых скотоводов (в зап. лит-ре этому понятию соответствует термин "пасторализм", от лат. pastor, "пастух").

Полукочевое, а затем и кочевое скотоводство сложилось во 2-1-м тыс. до н.э. как экологич. адаптация к непригодным для земледелия областям ойкумены и вместе с тем в качестве одной из крупных форм обществ, разделения труда - между земледельцами и скотоводами. Как правило, оно развивалось у племен с комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом и только в редких случаях и путем заимствования - у племен охотников, собирателей и рыболовов. Общепринятая классификация К. отсутствует; осн. типы - пустынностепной, высокогорный и более поздний оленеводческий тундровый. Кочевники разных типов различаются по составу стада, характеру кочевания, особенностям материальной культуры и социальной организации. В то же время всем им свойственны некот. общие черты, обусловленные спецификой хоз-ва и образа жизни: преобладание молочномясной пищи, переносное жилище, облегченная утварь и т.п. Кочевные скотоводы всегда были тесно связаны с соседним (преим. земледельческим) населением как правило, составляя с ним единую социоэкономическую систему, часто - одну этническую общность. В этих связях торговый обмен перемежался с военным противостоя-нием. Кочевники-всадники (ко-неводы и верблюдоводы) часто грабили или облагали данью оседлых соседей. К. сыграло значительную роль в развитии человечества, создав мн. специфические для подвижного об-раза жизни культурные ценности и перенося на большие расстояния культурные достижения оседлых народов. Но оно и тормозило это развитие своей 455 активной военно-грабительской деятельностью. Тюрко-монгольские и др. кочевнические завоевания разрушали или обескровливали целые цивилизации, в т.ч. русскую.

Получив широкое развитие в древности и особенно в ср. века, К. в новое время стало приходить в упадок. Продукция кочевого скотоводства не могла конкурировать с капиталистов; ской продукцией, караванный транспорт - с ндвыми средствами связи, всадническая мобильность - с совр. военной техникой. Сейчас К. в ограниченных масштабах сохраняется за рубежом, в России же прекратило свое существование.

КРОВНАЯ МЕСТЬ, родовая месть, обычай мщения за убийство, увечье, обиду, иногда также материальный ущерб, универсально распространенный в ранних общ-вах. Выступала и как коллективная взаимозащита, и как наказание за вину. Км. считалась не просто правом и обязанностью, но священным долгом. Уже в раннепервобытном общ-ве от мужчины, отказавшегося от Км., уходила жена, а на более поздних стадиях развития такой человек отвергался семьей и родней. Первоначально Км. была неограниченной (весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика); с разложением родового строя круг мстителей и ответчиков суживался до линиджа, а затем самой ближайшей родни; мстители принимали во внимание степень физического, нравственного или материального ущерба, пол, возраст, обществ, статус потерпевшего и объекта мести. В частности, рядового виновника род мог выдать потерпевшим, а представители верхушечных слоев, как правило, оставались безнаказанными. На женщин Км. обычно на распространялась.

Одновременно развивалась система композиций (от лат. сотpositio, возмещение) - примирения враждующих сторон пу-тем материального возмещения потерпевшим, при определении к-рого также учитывались степень ущерба и в особенности статуса сторон. Существовали и др. способы примирения, напр., передача потерпевшим мальчика ("взамен убитого", а позднее только на воспитание) или девушки-невесты без брачного выкупа. Очень развита была обрядовая сторона примирения: совершались разл. ритуалы, символизировавшие покорность виновной и торжество потерпевшей стороны, нередко устанавливалось иск. родство.

Коллективная ответственность и композиции сохранялись и с замещением родственных уз территориальными, соседскими связями. Напр., в древнерус. общине в случае ненахождения убийцы - члена др. общины последняя выплачивала потерпевшим возмещение. В подобном виде Км. и композиции удержались в некот. общ-вах (Сибирь, Кавказ, Ср. Азия), а местами дожили до новейшего времени. К.м. или композиции предусмотрены всеми системами обычного и некот. системами традиц. права, в т.ч. шариатом. В бывш. СССР они были законодательно запрещены в 1920-Х гг.

КУЗЁННЫЙ БРАК (от франц. cousin, двоюродный брат), одна из обязательных или предпочтительных форм брака (см. Брак и семья), свойственная доклассовым и раннеклассовым общ-вам. Различаются два типа Кб.: 1) кросскузенный (перекрестно-кузенный) - брак с дочерью брата (родного, двоюродного и тд.) матери или с дочерью сестры (родной, двоюродной и тд.) отца и 2) ортокузенный (параллельно-кузенный) - брак с дочерью брата (родного, двоюродного и тд.) отца или с дочерью сестры (родной, двоюродной и тд.) матери. Кросскузенный брак господствует при родовом строе (см. Род), т.к. он обеспечивает родовую экзогамию. С разложением рода он сохраняется только пережиточно. Возникает и нередко становится господствующей формой ортокузенный брак с дочерью брата отца (например, у мн. народов Дагестана, Азербайджана, в Аджарии и Ср. Азии), т.к. он позволяет сохранить имущество и прежде всего брачный выкуп в пределах большой семьи или патронимии.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, к-рым приписывается возможность воздействовать на жизнь потомков и приносятся умилостивительные жертвы. Кп. возник уже в материнско-родовых общ-вах, но особое развитие получил в патриархально-родовых общ-вах, где прижизненное подчинение власти глав семей и родовых старейшин перешло в их посмертное обожествление - семейно-родовой К.п. Позднее возник также общеплеменной и общенародный К.п. вождей, чья личность у мн. народов обожествлялась уже при жизни и чьи предки считались особенно могущественными. В то же время сохранялся и даже переходил в классовое общ-во семейно-родовой К.п., занимавший видное место в религиях древних славян, якутов, бурятов и ряда др. народов. Остатки К.п. до сих пор удерживаются у народов, в быту к-рых продолжают играть заметную роль родственные структуры (напр, у горских народов Кавказа). В научи, лит-ре К.п. часто толкуют расширительно, аключая в него заботу об умерших, веру в тотемич. предков и культ семейно-родовых покровителей, не считающихся предками.

КУЛЬТУРА (от лат. culture, образование, воспитание, возделывание), система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека. Т.о. К. - специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека - биологической (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды, жилищ), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения). Соответственно внутри К. выделяются составляющие ее подсистемы - материальная и духовная К, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п. К каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние - как синхронное, так и диахронное, т.е. между К, существующими в различных регионах и в разные историч. периоды (см. также Цивилизация), - создает сложную систему К человечества в целом.

Культурная ориентация кажд. индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т.е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития К. важны культурные инновации - культурные явления, вновь возникающие вследствие внутр. развития или внешнего влияния.

Этнич. К. - один из основных видов культурной общности - охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой К. и иноэтнич. заимствования. Элементы К. этноса, воспринимаемые как характерные именно для него, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом К своего этноса обычно является гл. результатом самосознания этнического. Обмен элементами К между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. Он может приводить к частичной или полной культурной ассимиляции (см. Аккультурация).