РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЭТНОГРАФИЯ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


М

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margo, граница, край, окраина) этнокультурная, одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное самосознание этническое. Обычно сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции, характерна для потомков этнически смешанных браков, а также для представителей меньшинств этнических, включенных в иноэтническую среду. В совр. условиях М. часто связана с экспансией унифицированной "европейской" урбанистической культуры, сталкивающейся с этнически специфическими традиц. культурами. В российских условиях М. часто возникает при интеграции представителей разл. народов в унифицированную культуру русскоязыч. населения, особенно в городах. Обычно М. сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом своей неполной приобщенности к более "высокой" по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более "низкой". Во втором поколении маргинальная группа стемится поскорее избавиться от черт исходной культуры, в третьем же часто наблюдается возврат к традиц. культуре и усиленное возрождение этнич. специфики, напр, у мн. подвергшихся ассимиляции народов бывш. СССР.

МАТЕРИНСКИЙ РОД. матрилинейный род, одна из соц. ячеек доклассового общ-ва - экзогамный (см. Экзогамия) коллектив родственников по материнской линии, осознающий свое единство, что проявляется в родовых названиях и личных именах, обозначениях М.р. как "происходящие из одного чрева", "одна кость" и т.п. М.р. известен у мн. племен, стоявших на различных ступенях доклассового общ-ва (часть аборигенов Австралии, меланезийцы, мн. племена Америки и Африки и др.), а пережиточно также у некотрых народов России и гос-в, входивших в бывш. СССР. См. ст. Род.

МАТРИАРХАТ (от греч. mater, мать и агспё, власть, начало), термин, применяемый для обозначения доминирующего положения женщин в семье и общ-ве. Синонимы: матернитет, материнское право и гинекократия (от греч. gyne. женщина и kratos, сила, власть). В литре понятие М. имеет несколько смыслов. Наиб, распространенный из них связан с выдвинутой в 19 в. матриархальной теорией, по к-рой изначальным обществ, порядком было гос-подство женщин. Эта теория, направленная против патриархальной (см. Патриархат) теории изначальное обществ, неравенства и государств, власти, обосновывалась историч. приоритетом матрилинейности и матрилокальности, а также отд. сообщениями о главенстве женщин. Последующие научи, данные показали, что эти сообщения ошибочны. Тем не менее М. нередко продолжают неточно называть различные черты материнско-родового строя (см. Материнский род). В совр. этнологии понятие М. вышло из употребления.

МАТРИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ (от лат. mater, мать и latus, бок, сторона), определение родства с женской стороны, в отличие от матрилинейности, предполагающей определение линии происхождения. Термин употребляется гл. обр. применительно к нормам кросскузенного брака (см. Кузенный брак). дочь брата матери - матрилатеральная кузина. М. рассматривается как ассиметричный брачный порядок, в отличие от симметричной билатеральности.

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. mater, мать и linea, линия), счет родства и порядок наследования статуса по материнской линии. В более широком смысле термин прилагается не только к людям, но и к группам, в к-рых принят такой счет и порядок. М. широко распространена на самых различных ступенях развития доклассовых (иногда, чаще в правящих династиях, - также раннеклассовых) общ-в, но ее место в эволюции счета родства остается спорным. Согласно одному мнению, она предшествует всем др. его видам, согласно другому - сменяет амбили-нейность или билинейность.

МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. mater, мать и locus, место), брачное поселение супругов в группе жены. В лит-ре термин "М." нередко применяется как синоним термина уксорилокальность. М. распространена на различных ступенях развития доклассовых общ-в, но ее место в эволюции брачного поселения спорно. По одной точке зрения, она предшествует всем др. его видам, по другой - сменяет амбилокальность или билокаль-ность (дуолокальность).

МАТРИФИЛИАЦИЯ (от лат. mater, мать и filius, filia, сын дочь), определение родства через мать.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ, группа людей той или иной этнической принадлежности, значительно уступающая по численности окружающему иноэтнич. населению на данной территории. М.э. чаще всего образуются вследствие миграций. Им может стать коренное нас. данной территории в результате ее колонизации, либо, напротив, группа иммигрантов. М.э. обычно подвергаются процессу ассимиляции со стороны иноэтнич. окружения, поэтому в международном праве предус-мотрена защита их интересов по сохранению этнической (языково-культурной) специфики (см. в ст. Национальная политика). В ходе национально-государств. строительства в СССР для многих М.э. были созданы национальные округа, районы и сельсоветы, в большинстве своем ликвидированные в сер. 1930-х гг.; в дальнейшем из них сохранились лишь национальные ("автономные") округа.

МЕТАЭТНЙЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетич. близости или длит, культурного взаимодействия и политич. связей (см. Интеграция). Соответственно выделяются этноязыковые (славяне, германцы, тюрки, арабы и т.п.), этнорасовые (напр, ладино в Лат. Америке), этнокультурные (напр, народы Кавказа, Поволжья, Сибири и т.п. - см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области), этноконфессиональные (см. Зтноконфессиональная общность), этнополитические (напр., британцы, швейцарцы, индийцы и т.п.) М.о. Все эти типы М.о., помимо осн. выделяющего признака - языка, расы, религии, государств, принадлежности и т.п. - характеризуются общим культурным комплексом и элементами общего самосознания этнического.

МЕТИСАЦИЯ (от позднелат. mixtidus, смешанный), в широком значении - физическое смешение разл. популяций, принадлежащих как к одному, так и разным этносам или расам. М. происходит путем расширения круга брачных связей популяции (см. в ст. Эндогамия). На ее интенсивность влияют различ. социальные и политич. процессы, особенно миграции, напр. М. славянских и угрофинских племен в процессе расселения вост. славян по Вост.-Европ. равнине, тюркских и монг. кочевников и племен с завоеванных терр. при их продвижении на запад и др. М., как правило, выступает одной из сторон объединит, этнических процессов.

Наиболее часто термин "М." употребляется в узком смысле в отношении представителей разных рас и антропол. типов. Потомков от межрасовых браков наз. метисами. Антропологически они в одних случаях приближаются к одному из исходных антропол. типов, в других - сочетают признаки обоих. М. наз. также не только физическое, но и культурное смешение (аккультурацию). Для разграничения понятий были предложены различ. термины: для физич. смешения - мисцегенация, для культурного - этническая миксация, но более многозначный термин "М." оказался более устойчивым.

МИГРАЦИИ (от лат. migratio, переселение), перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства. Понятие М. включает разнообразные типы переселений, движущие силы, мотивы и организационные формы к-рых чрезвычайно разнообразны: от расселения этносов (напр., вост. славян по Восточно-Европейской равнине в 1-2 тыс. н.э.) или переселения их на дальние расстояния (напр., тюрских племен в степи Евразии) и до движения значит, групп населения СССР на целинные земли Казахстана и на новостройки или совр. процесса притока населения из сел. местности в города. Иногда под М. понимаются любые передвижения, в т.ч. не связанные с переменой района жительства, напр, кочевничество, маятниковые перемещения из пригородов в города и обратно трудового и культурно-бытового характера, поездки делового, рекреационного назначения и др. Важнейшим основанием для классификации М. являются временной и географич. признак. По первому из них М. делятся на постоянные ("переселенческие"), т.е. совершаемые с целью окончательной смены места жительства, и временные, совершаемые на ограниченный срок. Одним из распространен-ных видов временных М. являются сезонные М. на заработки (отходничество), напр, из сел. местности в города в европ. России в 19 в. По второму признаку М. подразделяются на межконтинентальные, межгосударственные и внутригосударственные. Первые два вида М., связанные с необходимостью пересечения государств, границ, в новое время регулируются эмиграционным и иммиграционным законодательством, поощрительным или рестрикционным. Внутригосударств. М., в свою очередь, могут быть разделены на межрайонные и внутрирайонные, а также из сел. местности в города.

Третьим существ, признаком для классификации М. являются их мотивы. Наиболее распространены М. по экономич. мотивам. Их вызывают, как правило, кризисные явления в экономике, напр, аграрные М. 2-ой пол. 19 в. из европ. части Росс, империи в Сибирь вследствие отмены крепостного права и последовавшего за ней массового разорения крестьян. Экономич. причины лежат в основе большинства этнич. М., особенно характерных для раннего Средневековья (напр. т.н. "Великое переселение народов"). М. внеэкономич. характера могут иметь разнообразные мотивы (политич., религиозные и др.), напр, в СССР массовые депортации этнич. и социальных групп 1930-40-х гг., эмиграция евреев 1970-90-х гг., в последнее время - русских из получивших суверенитет национальных республик и др.

М. приводят к территориальному перераспределению населения и могут существенно менять его этнич. структуру. Они усиливают контакты этнические и активизируют этнические процессы. М. в пределах этнич. ареала способствуют консолидации этноса и устранению партикуляризма отдельных его частей. М. части этноса за пределы этнической терри-тории могут привести к этнической сепарации.

МИКСАЦИЯ (от лат. mixatio, смещение), вид объединительных этических процессов, смешение неск. неродств. этносов (или частей этносов). Образующаяся при этом новая этническая общность сочетает элементы культур вошедших в нее этносов, причем часть этих элементов является в ней преобладающей, другие же прослеживаются в качестве субстрата. Поэтому М. близка к процессу ассимиляции., напр., М. восточно-славянских, угрофинских и балтских элементов при формировании древнерусского этноса. См. также Метисация.

МОНОГАМИЯ (от греч. monos, один, единый и gamos, брак), единобрачие, соединение в браке только одного мужчины с одной женщиной. В отечественной лит-ре термин традиционно, хотя и неточно, применяются к патриархальной брачно-семейной организации позднепервобытных и классовых общ-в (см. Брак и семья).

МУЖСКИЕ ДОМА, общественные постройки, служившие в доклассовых общ-вах коллективным жилищем для холостых (реже для всех) мужчин общины или рода, а также местом мужских собраний, обрядов, приема гостей. Мл. или их пережитки известны у народов почти всех континентов. Как и менее распространенные дома девушек, они связаны с первобытной половозрастной дифференциацией; высказано - предположение, что они восходят к раздельному проживанию полов в раннюю пору первобытности. Особенно большое значение Мд. получили при патриархате, когда они стали центрами деятельности мужских союзов. У некот. народов они сохранились и позднее (алоухона горных таджиков, возможно, кунацкая кавказских горцев и т.п.), играя роль гл. обр. традиционных мест общения мужчин.

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ, общественный институт, возникающий в эпоху классообразования как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в общ-ве. Генетически связаны со своими локальными центрами - мужскими домами. Объединяли инициированных (см. инициации) мужчин одного рода и (или) общины, противопоставлявших себя женщинам и др. мужчинам. Имели своих руководителей, тайные языки, обряды, религию, культы, совершали инициации над подростками. Более поздние М.с. (часть ученых называет их тайными союзами) стали объединять не всех инициированных, а лишь уплативших значит, вступительный взнос и не только сородичей и сообщников, а состоятельных, в т.ч. и неинициированных, жителей разных селений. Члены таких М.с. делились уже не на возрастные, а на др. разряды, принадлежность к к-рым была связана с ценными дарами союзу и устройством пышных пиров. М.с., в особенности поздние, терроризировали женщин и вообще всех, кто не входил в союз. Они обеспечивали неприкосновенность имущества своих членов, выполняли судебные и охранные функции, налагали мат. взыскания и штрафы, совершали превентивные нападения на окружающих. Старейшинам и вождям приходилось делить власть с руководителями союзов, а подчас и уступать им лидирующую роль.

М.с. известны на всех континентах, а в пережитках даже в центральных областях Старого Света (Кавказ, Ср. Азия, славянские земли, Зап. Европа). Позднее они стали только сообществами для совместного проведения досуга с устройством коллективных трапез и развлечений (напр., в некоторых обществах Дагестана).