РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

меню раздела

Территория и государственное устройство
Природа
Население
Культура
Экономика
Регионы
Россия и мир



дополнительно

Добыча железной руды в России
Производство стали в России
Традиционная кузнииа.
Новолипецкий металлургический комбинат.
Карьер Костомукшского комбината, где добывают железистые кварциты.
Погрузка железной руды на грузовики Белазы.
Магнитогорский металлургический комбинат.
Металлург.
В цехе Оскольского металлургического комбината.
Братская ГЭС, лаюшая энергию одному из крупнейших алюминиевых заводов в России.




Warning: include() [function.include]: http:// wrapper is disabled in the server configuration by allow_url_include=0 in /var/www/u0338109/public_html/russiafederationru/general/396.html on line 85

Warning: include(http://www.russiafederation.ru/fraz/index.php) [function.include]: failed to open stream: no suitable wrapper could be found in /var/www/u0338109/public_html/russiafederationru/general/396.html on line 85

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'http://www.russiafederation.ru/fraz/index.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0338109/public_html/russiafederationru/general/396.html on line 85


Крупнейший сайт знакомств, более 2 000 000 пользоватей.


ЭКОНОМИКА РОССИИ

ВТОРИЧНАЯ ЭКОНОМИКА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ БАЗЫ. ГДЕ СОЗДАЮТ "ХЛЕБ" ЭКОНОМИКИ

На протяжении многих веков именно масштабы производства металлов чуть ли не в первую очередь свидетельствовали об экономическом и военном могуществе государства. Экономическое значение металлургии состоит прежде всего в том, что она служит фундаментом машиностроения - отрасли, определяющей хозяйственный облик страны, уровень её развитости либо, наоборот, отсталости. В 70-х гг. XX в. темпы роста мировой металлургии замедлились, что, в частности, обозначило переход ведущих держав мира к постиндустриальному развитию.

Но и в середине 90-х гг. страны, составляющие авангард мировой экономики, остаются лидерами по производству стали. Больше всего её выплавляется в Японии, Китае и США (по 90-100 млн тонн в год). Россия по общей выплавке стали находится на четвёртом месте в мире, уступая перечисленным странам почти в два раза. В числе семи ведущих стран - производителей стали находятся также Германия, Корея, Италия. На долю этой "семёрки" приходится 60 % мировой выплавки. В Японии, лидирующей в области электроники, робототехники, других новейших наукоёмких технологий и не имеющей месторождений ни железной руды, ни коксующегося угля, стали производится намного больше, чем в России, которая в избытке обеспечена необходимым сырьём.

В состав металлургического комплекса входят чёрная (производство железа и его сплавов) и цветная металлургия (производство меди, свинца, цинка и ещё более 70 других металлов).

Отечественная чёрная металлургия возникла свыше тысячелетия назад в центральных районах. Тогда для выплавки железа использовали местные болотные руды и древесный уголь - продукт особой термической обработки древесины. Начиная с XVIII в., когда реформы Петра I потребовали много металла, в первую очередь для перевооружения армии, центром металлургии (причём центром мирового значения) стал Урал с его высококачественными рудами, богатейшими лесами и даровой рабочей силой крепостных крестьян. В 1750 г. в России уже имелось 72 "железных" и 29 медеплавильных заводов. Они выплавляли в год 32 тыс. тонн чугуна (в то время как заводы Великобритании - лишь 21 тыс. тонн) и 800 тонн меди. В 1800 г. почти 1/3 из 160 тыс. тонн выплавленного чугуна Россия вывезла за границу, в том числе в Великобританию, которая к тому времени успела вырубить почти все свои леса.

Мировое значение уральская, а значит и российская, металлургия потеряла после того, как в Англии в конце XVIII в. для выплавки металла стали применять каменный уголь. Развитие металлургии на основе этой новой технологии в Российской империи началось лишь в конце XIX в. в Донецко-Приднепровском районе (ныне Украина). В то время на Урале металл всё ещё получали на малых заводах с древесной плавкой. Такие заводы требовали много конной и пе-'шей рабочей силы - лесорубов, лесосплавщиков, угольщиков, возчиков руды и т. п. При этом производство чугуна зависело от урожая овса - ведь лошадь оставалась на уральских заводах главным "мотором". Внедрение новой технологии на Урале произошло лишь в 30-х гг. XX столетия.

ЧЁРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

В состав современного металлургического комплекса входят: добыча и обогащение руды; производство чугуна, стали и проката; коксование угля, т. е. переработка каменного угля в кокс (нем. Koks) - высококалорийное, малозольное, малосернистое, пористое и высокопрочное топливо; производство ряда вспомогательных материалов (известняков и др.). В этом комплексе стержнем является собственно металлургический передел, т. е. цепочка последовательных производств: получение из железной руды чугуна - выплавка из чугуна стали - изготовление из стали проката.

Различают следующие типы предприятий чёрной металлургии: 1) комбинаты полного цикла, выпускающие и чугун, и сталь, и прокат (часто в их составе находятся коксохимическое производство и добыча железной руды); 2) заводы неполного цикла, производящие или чугун плюс сталь, или сталь плюс прокат, или раздельно только чугун, только сталь, только прокат; 3) малая металлургия - получение металлов как отходов на машиностроительных заводах.

В нашей стране основная часть металла производится на крупных предприятиях полного цикла. С одной стороны, это хорошо, так как, чем крупнее предприятие, тем дешевле выпускаемая продукция. Но, с другой стороны, чрезмерная концентрация производства имеет и отрицательные последствия. Во-первых, сильно увеличиваются затраты на перевозку готовой продукции, которую приходится развозить из нескольких крупных заводов по всей необъятной стране - ведь металл требуется везде. В России, с её огромной территорией, затраты на транспортировку особенно велики. В 90-х гг. XX в. каждая десятая тонна грузов, перевозимых железными дорогами страны, - чёрные металлы. Во-вторых, резко возрастает нагрузка на природу - выбросы в атмосферу, сточные воды, площади под отходами и т. п. Металлургия - одна из самых "грязных" отраслей хозяйства. Доля чёрной и цветной металлургии составляет почти 40 % всех промышленных выбросов в атмосферу. Из 44 российских городов с самой загрязнённой атмосферой 13 являются крупными металлургическими центрами. Наконец, крупным заводам труднее приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям потребителей металла, а также совершенствовать технологию производства.

Внимательный читатель вправе спросить: "Что же лучше - заводы-гиганты или карлики?". Лучшее - это разумное сочетание. Экономическая география для того и нужна, чтобы, в частности, правильно подсчитать, сколько заводов и какого размера необходимо, а также определить, какая специализация больше всего подходит для данного города, района и страны в целом.

Где размещаются предприятия чёрной металлургии и какие факторы (причины) влияют на их размещение? Для производства 1 тонны чугуна требуется 1,2-1,5 тонны угля, не менее 1,5 тонны железной руды, свыше 0,5 тонны флюсовых известняков и 30 мЗ воды. Ясно, что 1 тонну чугуна перевезти легче, чем 4,5 тонны сырья и топлива. Поэтому металлургические предприятия либо размещаются вблизи месторождений железных руд (Урал, центр Европейской России) или коксующихся углей (Кузбасс), либо располагаются между ними (Череповец, Вологодская область). Прежде всего это относится к заводам по выплавке чугуна и предприятиям полного цикла. Передельная же металлургия (предприятия без выплавки чугуна - сталеплавильные и сталепрокатные) тяготеет к потребителям - крупным машиностроительным центрам. В них накапливаются большие объёмы вторичного сырья (металлолома). Его использование для производства стали позволяет экономить руду, уголь, электроэнергию, а также уменьшать загрязнение природной среды. Таким образом, ресурсы вторичного сырья в районах развитого машиностроения "притягивают" к себе предприятия по выплавке стали. Ещё прочнее "привязана" к машиностроению малая металлургия.

Чёрной металлургии с полным технологическим циклом - ядру, вокруг которого формируются промышленные комплексы, - сопутствует целый шлейф производств. Утилизация отходов выплавки чугуна и коксования угля является основой для возникновения органического синтеза и промышленности стройматериалов. Также типичные спутники металлургии - теплоэнергетика и металлоёмкое машиностроение (производство металлургического и горного оборудования, тяжёлых станков, паровых котлов и других крупногабаритных изделий, требующих много металла). В сферу притяжения металлургии косвенно вовлечены даже лёгкая и пищевая промышленность. Разместив эти отрасли в металлургических центрах, можно рационально использовать труд женщин, ведь металлургами работают, как правило, мужчины. Такие мощные и разносторонние комплексы возникли на Урале и в Кузбассе.

Несмотря на огромные изменения, происшедшие в размещении производства во время индустриализации страны в 30-х гг., Урал продолжает оставаться крупнейшей металлургической базой России. Здесь выплавляется почти половина российского чугуна и стали. В довоенные годы запасы железных руд Урала считались крупными, а вот коксующегося угля там не было. В этих условиях возник Урало-Кузнецкий межрайонный комбинат, работавший по принципу маятника. По сверхдлинной (свыше 2 тыс. км) железнодорожной магистрали уголь везли из Кузбасса, а в тех же вагонах (чтобы не перегонять их порожняком) с Урала в Кузбасс отправляли руду. Металлургические заводы построили и на Урале, и в Кузбассе.

Со временем запасы уральских руд в значительной степени исчерпались. Источником сырья для Магнитогорского металлургического комбината служили богатые и легкообогащаемые руды 614-метровой горы Магнитная на восточном склоне Южного Урала. У её подножия в 30-х гг. вырос комбинат - легендарная Магнитка, - сразу ставший флагманом отечественной чёрной металлургии. На нём производилось 16 млн тонн стали, и он считался самым крупным в мире металлургическим предприятием. Во время Великой Отечественной войны каждый второй советский танк и каждый третий снаряд получили из металла Магнитки. Руда горы Магнитная уже полностью использована, да и самой горы давно нет.

Ядро сибирской металлургической базы представлено двумя крупными комбинатами полного цикла в Новокузнецке. Металл на них выплавляется из руд Горной Шории (Кемеровская область), Хакасии (юг Восточной Сибири) и Ангаро-Илимского бассейна (Иркутская область), а уголь используется местный, кузбасский.

Крупная металлургическая база формируется в центре России (Липецк, Тула). В Центральночернозёмном районе на месторождениях КМА концентрируются основные запасы железных руд страны. В Центральном районе сосредоточены крупные запасы металлолома. Именно здесь находятся основные российские потребители металла (машиностроительные предприятия), а также продукции машиностроения. Коксующийся уголь металлургия Центра получает из Донбасса.

В Старом Оскбле (Белгородская область) в 80-х гг. был построен первый в стране электрометаллургический комбинат. На нём применяется метод так называемого прямого восстановления железа, исключающий доменный процесс, т. е. выплавку чугуна. Для такой технологии, следовательно, уголь не нужен.

Чернозёмный центр России, конечно, не лучшее место для металлургических предприятий. Предпочтительнее выращивать на здешних плодородных землях экологически чистую продукцию, в том числе и на экспорт. Ведь сельскохозяйственные ландшафты Центра России, уже почти десять лет практически не видевшие минеральных удобрений и пестицидов, гораздо чище западноевропейских. Однако оскольская электрометаллургия - бездоменная и бескоксовая - всё же не так вредна для людей и природы, как металлургия традиционная. По сравнению с комбинатом полного цикла на единицу выплавляемой стали Оскольский комбинат выбрасывает в атмосферу оксида азота меньше в полтора раза, пыли - в три, а угарного и углекислого газа - в восемь раз.

За пределами основных металлургических баз крупный центр чёрной металлургии расположен в Череповце. Он использует руды Мурманской области, Карелии и уголь Печорского бассейна. Череповецкий комбинат находится вблизи крупных потребителей - предприятий тяжёлого машиностроения Санкт-Петербурга, которые, в свою очередь, поставляют в Череповец для переплавки большое количество отходов - металлического лома.

Пока ещё очень слабо развита чёрная металлургия в восточных районах страны. Между тем возить металлы в Восточную Сибирь и на Дальний Восток (за несколько тысяч километров!) чрезвычайно дорого. Восток России отнюдь не обделён металлургическим сырьём, а в Южной Якутии природа подарила металлургам выгодное сочетание близко соседствующих месторождений железных руд и коксующихся углей. Правда, климатические условия этого края очень суровы. Поэтому проектируемый Дальневосточный металлургический комбинат, который будет действовать на основе южноякутских ресурсов, скорее всего разместится в более освоенных районах и вблизи потребителей, например в Комсо-мольске-на-Амуре. Перспективны для Дальнего Востока и заводы малой мощности (мини-заводы), ориентирующиеся на рассредоточенных по территории потребителей.

За 90-е гг. производство чёрных металлов в Российской Федерации уменьшилось почти в два раза. При этом сократилась доля высококачественной продукции. Например, почти полностью прекращён выпуск высокосортного проката, идущего на нужды станкостроения - отрасли, определяющей технический прогресс. К сожалению, отечественная металлургия в конце XX в. работает на основе устаревших технологий, используя изношенное оборудование. Лишь половина металла выплавляется прогрессивными способами - электрометаллургическим и кислородно-конвертерным (в Японии, США и Германии таким образом выплавляют 96-100 % металла). Износ металлургических агрегатов составляет в целом 50-60 %, что чревато экологическими катастрофами.

Между тем российской металлургической научной школе принадлежит первенство в разработке многих передовых технологий. Так, именно в России был разработан метод непрерывной разливки стали, позволяющий сократить производственные отходы, улучшить качество металла, облегчить труд рабочих. Эта технология теперь триумфально шествует по заводам всего мира.

ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Если чёрная металлургия даёт промышленности "хлеб", то цветная обеспечивает её "маслом". Цветных металлов в народном хозяйстве используется гораздо меньше, чем чёрных, но их применение "облагораживает" структуру экономики, делая её более прогрессивной. Без цветной металлургии невозможна работа электротехнической, авиационной, космической промышленности; производство высококачественных сталей; функционирование таких важнейших областей новых технологий, как производство полупроводников для электроники и катализаторов для химической индустрии, автомобильных фильтров для очистки выхлопных газов.

По сравнению с чёрной в цветной металлургии приходится извлекать из недр намного больше горной массы на единицу продукции. Для получения 1 т чугуна требуется добыть более 1,5т руды, а для получения той же тонны алюминия требуется 4-8 т руды, цинка - 20-50 т, меди - 20- 150 т, а редких металлов - до десятков тысяч тонн сырья. Из-за того что металлов в рудах содержится немного, их первичная переработка - обогащение - жёстко привязана к районам добычи сырья. А вот металлургический передел обогащённых руд в основном ориентирован на топливно-энергетические ресурсы. Предприятия по производству никеля и цинка, которое требует большого количества тепла, размещают в районах, богатых топливом. Электроёмкое производство алюминия, магния, кальция, титана тяготеет к дешёвой электроэнергии. Лишь производство вторичных металлов (т. е. металлов, получаемых из отходов - лома) осуществляется в центрах потребления (Москва, Санкт-Петербург).

Другая особенность руд цветных металлов - то, что в них содержится много разнообразных химических элементов. Так, в уральских медных колчеданах наряду с медью присутствуют сера, железо, цинк, кадмий, золото, серебро, селен, теллур, индий, галлий, таллий и др. Поэтому огромное значение в отрасли имеют комплексное использование сырья и утилизация производственных отходов.

Медная промышленность возникла в России также на Урале. Почти за 300 лет интенсивной эксплуатации многие месторождения руд здесь истощились. Ныне уральские медеплавильные заводы используют как местное, так и привозное (большей частью казахстанское) сырьё. Крупнейший центр медно-никелевого производства страны - Норильск. Комбинат в этом заполярном городе даёт 1/2 российской меди, 1/3 никеля, почти всю платину, а также кобальт, золото и другие металлы. Однако деятельность такого гиганта цветной металлургии, увы, далеко не полезна для здоровья жителей города и для окружающей природы. Комбинат - крупнейший на всём Евразийском материке загрязнитель атмосферы.

Выплавка российского алюминия привязана к крупным гидроэлектростанциям (Красноярск, Братск, Шелехов, Волгоград, Кандалакша, Волхов) или тепловым электростанциям, работающим на дешёвом топливе (Новокузнецк). Алюминиевая промышленность - экологически опасное производство, сопровождающееся выбросами в атмосферу канцерогенов - соединений фтора, бен-зопирена, солей алюминия и тяжёлых металлов.

К сожалению, большая часть производимого в 90-х гг. алюминия (85 %) вывозится из страны. В СССР потребление алюминия составляло 10- 12 кг на душу населения, в России в 90-х гг. - 3 кг, тогда как в развитых странах 20-30 кг. В то же время в нашу страну ввозится, например, до 1 млрд алюминиевых банок в год - для пива и прохладительных напитков, много другой современной тары и упаковок из алюминия. Такое разделение труда, когда экспортируется продукция опасных производств, а импортируются готовые изделия, экономически и экологически неоправданно - ведь наиболее выгодно продавать продукцию высокой степени обработки.

Россия экспортирует в больших количествах не только алюминий, но и другие цветные (70 % меди, 80 % никеля и др.), а также чёрные металлы, сокращая при этом их внутреннее потребление. Между тем металлы нужны прежде всего самой России - для коренного обновления отечественной индустрии, изрядно отставшей от мирового уровня. Нужно переориентировать металлургию на ёмкий отечественный рынок - для того чтобы стимулировать развитие современного станкостроения, аэрокосмической промышленности, других отраслей, определяющих технический прогресс.