ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ
ЮГ СРЕДНЕЙ СИБИРИ
Природа юга Средней Сибири, который объединяет Иркутскую область и юг Красноярского края, здесь чрезвычайно разнообразна. Регион простирается с запада на восток на 2 тыс. км, а с севера на юг - почти на 1,5 тыс. км. На этом обширном пространстве можно найти низменные
равнины и высокие горы; крупнейшие реки, озёра и ледники; тайгу, тундру и степи. Объединяющим началом послужили две железнодорожные магистрали, пересекающие юг Средней Сибири с запада на восток: Транссибирская и Абакан - Тайшет. Последнюю продолжает на востоке Байкале-Амурская трасса. На них "нанизано" большинство крупных поселений, в которых сосредоточена экономическая жизнь региона.
ПРИРОДА
На левобережье Енисея, на запад Красноярского края, вторгается Западно-Сибирская равнина - заболоченная, покрытая темнохвойными лесами и сосняками. Южнее тайгу сменяют лесостепи с берёзовыми перелесками и настоящие степи с плодородными чернозёмными почвами. Рельеф тоже становится иным: невысокие горные кряжи чередуются с котловинами. Крупнейшая из них - Минусинская - самое засушливое и жаркое место в Красноярском крае. Здесь удаётся выращивать даже арбузы и дыни. Эти места в шутку нередко называют "сибирской Украиной".
На юге Красноярского края и Иркутской области поднимаются хребты Западного Саяна и Восточного Саяна. Реки "пропилили" в них глубокие долины, склоны которых одеты тайгой. А вот вершины гор нередко плоские, покрытые светлыми лишайниковыми тундрами, за что они получили местное название "белогорья".
Горы поднимаются и на востоке региона. Вдоль Байкала протянулись Приморский, Байкальский и Баргузин-ский хребты. Как и в Саянах, вершины их в основном сглажены. Лишь наиболее высокие имеют вид остроконечных пиков, обработанных древними ледниками.
Самая восточная часть Иркутской области включает в себя два обширных нагорья - Северо-Байкальское и Патомское. Их плоские массивные вершины покрыты каменными "морями", по склонам спускаются россыпи крупных глыб. До высоты 1,1 - 1,3 тыс. м господствует светлая горная тайга из даурской лиственницы. Выше идут лиственничные редколесья с зарослями кедрового стланика. Над ними располагаются гольцы - вершины с редкими кустами кедрового стланика и карликовой берёзки, перемежающиеся с горными тундрами и пространствами, вообще лишёнными растительности.
В центре и на севере, между равнинами на западе и между горами на юге и востоке располагаются плато и кряжи, которые объединяются под общим названием Среднесибирское плоскогорье. Они имеют высоты от 500 до 1000 м, редко более. Здесь много рек с широкими долинами и бесчисленными террасами. В южной тайге преобладают сосновые и сосно-во-лиственничные боры. Лишь на самых возвышенных местах можно встретить заросли ели и кедра.
Вдоль северного подножия Саян протянулась цепь впадин, восточная часть которой носит название Иркут-ско-Черемховской равнины. Это один из наиболее тёплых районов Средней Сибири. Здесь много лесостепных "островов" среди сосновых лесов. В настоящее время лесостепи распаханы, они используются как сенокосы и пастбища. Присаянье - самая заселённая и освоенная часть Средней Сибири, где сосредоточены практически все крупнейшие города и промышленные центры региона.
ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
Русские начали осваивать юг Средней Сибири в первой половине XVII в. В течение полувека землепроходцы построили в этих местах несколько острогов, в том числе Енисейский и Иркутский. Первоначально укрепления служили опорными базами для сбора ясака (дани) с местных жителей и для дальнейшего продвижения на восток. Население острогов состояло из сменявших друг друга казаков. Нередко им приходилось отражать набеги воинственных кочевников - бурят, киргизов, тубинцев. В большинстве случаев первые зимовья и остроги не -долго сохранялись на своих первоначальных местах; после очередного пожара или разгрома они возрождались под тем же названием где-нибудь поблизости.
В конце XVII в., когда обстановка стала мирной, в окрестностях острогов развилось хлебопашество, стали возникать крестьянские поселения. Издавна важную роль в крае играл пушной промысел. Найденные месторождения полезных ископаемых (руд металлов, слюды, каменной соли) и другие природные богатства заложили базу для кузнечного дела, деревообделочных промыслов и т. д. Братск, Илимск, Маковский острог служили важными перевалочными пунктами: через них шли караваны даже из Монголии и Китая. В этих поселениях работали судоверфи, а в Братске располагалась и таможня.
Ситуация изменилась, когда в 30- 40-х гг. XVIII в. был проложен Московский тракт через города Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск. Они начали быстро развиваться, а старые траспортно-торговые центры постепенно приходили в упадок. Особенно примечательна судьба первого укреплённого пункта на территории региона - Маковского острога: полностью потеряв своё транзитное значение, он превратился в небольшое село, затерявшееся на просторах красноярской тайги.
В 1846 г. была официально зарегистрирована первая из золотоносных ленских россыпей, получивших впоследствии известность во всём мире. В связи с бурным развитием Ленских приисков в 1864 г. возник посёлок Бодайбо (городом стал в 1925 г.). Ныне он остаётся главной базой Ленско-Витимского золотопромышленного района: здесь действует золоторуд-ный комбинат. Найденные самородки хранятся в Алмазном фонде России. Неподалёку, на территории нынешнего Мамско-Чуйского района Иркутской области, ещё в 1689 г. обнаружили месторождение слюды-мусковита (Мамский мусковитный район) - одно из крупнейших в мире. Месторождение другой разновидности слюды - флогопита - открыто в 1762 г. в районе Слюдянки. До 1942 г. оно оставалось единственным в СССР.
В 1896 г. заложена первая шахта Иркутского угольного бассейна, но наиболее активно добыча угля стала развиваться в этих местах после прокладки Транссиба - Транссибирской железной дороги, сданной в эксплуатацию в Прибайкалье в 1900 г. Со временем из отдельных шахтёрских посёлков возник город Черемхово. Местный уголь добывается до сих пор преимущественно открытым способом.
Строительство Транссиба велось одновременно в нескольких пунктах. В декабре 1895 г. было открыто движение от Новосибирска до Красноярска, а в 1899 г. - от Красноярска до Иркутска. Одно из красивейших сооружений на магистрали - мост через Енисей. Модель этого моста, спроектированного Лавром Дмитриевичем Проскуряковым, демонстрировалась в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже, где автору была присуждена золотая медаль. От Иркутска до озера Байкал поезда начали ходить с июля 1900 г. Месяцем раньше спущен на воду паром-ледокол "Байкал", вмещавший 25 гружёных вагонов. Благодаря ему почти два десятилетия исправно действовала Байкальская паромная переправа, соединявшая два берега озера.
В середине XX в. проложены новые стальные пути, превратившие в важный железнодорожный узел город Тайшет: с запада к нему подходит пересекающая Восточный Саян дорога Абакан - Тайшет, а в восточном направлении пролегли рельсы БАМа - Байкало-Амурской магистрали.
Постепенно в регионе стало преобладать русское население, а представители коренных народов оказались в меньшинстве. Наиболее крупной этнической группой являются буряты; в основном они живут на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, где составляют 36 % населения (2,7 % в общем населении Иркутской области, в состав которой входит округ ). На самом севере Иркутской области, в бассейне Нижней Тунгуски (Катангский район), компактно расселились эвенки, а на юго-западе, в горах Восточного Саяна, - тофалары.
Последние годы XX столетия отмечены незначительной по масштабам миграцией из региона, а также оттоком жителей из его северных районов в южные. Вместе с тем в край едут новые поселенцы - в основном это русские, покинувшие Среднюю Азию и Казахстан.
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
Ведущие отрасли экономики на юге Красноярского края и Иркутской области - гидроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность. В регионе производится более половины российского алюминия, заготавливается пятая часть древесины. Только на Иркутскую область приходится 20 % всей выпускаемой в стране целлюлозы. Важную роль в экономике края играет и добыча золота.
В регионе два крупнейших промышленных комплекса - Канско-Ачинский и Братско-Усгь-Илимский. Канско-Ачинский угольный бассейн начали осваивать с 30-х гг. Уголь здесь залегает неглубоко и добывается открытым способом, поэтому он самый дешёвый в стране. Но качество топлива низкое, и его выгодно использовать именно на месте для тепловых электростанций.
Надёжная энергетическая база (см. статью "Топливно-энергетический комплекс. Движущая сила хозяйства страны") обеспечивает работу Красноярского алюминиевого завода и оборонных предприятий. Несколько городов в окрестностях Красноярска долго оставались полностью засекреченными и только недавно появились на географических картах. Один из таких бывших закрытых объектов - Железногорск (в прошлом Красноярск-26). В этом городе, в скале на правом берегу Енисея, был создан подземный завод, ранее снабжавший страну плутонием для ядерных ракет, а также выпускавший космические спутники различного назначения. В Зеленогор-ске (Красноярск-45) расположен завод по обогащению урана. В посёлке Подгорный (Красноярск-35) не так давно собирали и испытывали ракеты, а сейчас наладили их демонтаж.
Строительство в 60-70-х гг. Братской и Усть-Илимской ГЭС позволило использовать мощные ресурсы Ангары и сформировать единый Брат-ско-Усть-Илимский промышленный комплекс. Ударными темпами были построены Братский алюминиевый завод и лесопромышленный комбинат. В районе Железногорска действует горно-обогатительный комбинат на местном сырье. В посёлке Вихорев-ка, недалеко от Братска, добывают урановые руды.
Из других крупных промышленных предприятий следует упомянуть Иркутский авиационный и Шеле-ховский алюминиевый заводы, а также завод по обогащению урана и нефтеперерабатывающий завод в городе Ангарск. В Ангаро-Ленском со-леносном бассейне сосредоточены главные запасы каменной соли в России. Ещё в 1669 г. на базе соляных промыслов возникло село Усолье, положившее начало одноимённому городу (с 1940 г. Усолье-Сибирское). Ныне здесь действует крупнейший в России солевакуумный завод.
В Черемховском районе Иркутской области осваивается месторождение магнезитовой руды - самое большое в мире. В ближайшие годы край может стать главным в России поставщиком магнезита - ценного сырья, которое используют в химической, цементной, фармацевтической и других отраслях.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ОБСТАНОВКА
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Если рассматривать подробную карту Иркутской области или Красноярского края, бросается в глаза обилие однотонных зелёных пространств, нарушенных лишь тонкими голубыми нитями рек. Так изображены огромные неосвоенные массивы сибирской тайги. Обжитым можно считать лишь Присаянье, где живёт большинство населения и сосредоточены основные предприятия. Именно здесь находятся семь главных промышленных центров региона: Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Красноярск, Черемхово и Шелехов. К сожалению, все они попали в список городов с наибольшим в России уровнем загрязнения воздуха. Вредные отходы угрожают здоровью людей, наносят существенный урон лесам и почвам (см. статью "Загрязнение окружающей среды"). Экологические проблемы края будут становиться всё острее при дальнейшей разработке его огромных природных богатств.
Будущее юга Восточной Сибири, вероятно, будет связано и с усилением региона как электроэнергетической базы на востоке России. Транссибирская магистраль по-прежнему останется международным транспортным коридором, связывающим Европу со странами Азиатско-Тихоокеан-ского региона. Предстоит изменить экономику бывших закрытых городов и многочисленных предприятий военно-промышленного комплекса.
|