АНДИЙЦЫ


АНДИЙЦЫ, андал, андии, гъванал (самоназв.). Численность в Российской Федерации около 30 тыс. чел. (1992, оценка). Относятся к андийским народам, коренное нас. сев.-зап. Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется семь говоров, к-рые объединяются в два сильно разнящихся между собой диалекта — верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие — мусульмане-сунниты.

Андия представляет собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами. В 1 в. н. э. А. упоминает Плиний Старший. Согласно топонимия, данным, А. занимали обширную терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где они были, видимо, ассимилированы авароязычным населением. Из части А., проживавших по ср. и верх, течению р. Андийское Койсу, выделились ост. андийские народы. Ист. предания и хроники передают сюжеты о вторжении в 14 в. в Андию отрядов Тимура и истреблении им владетельного дома хана Иолука в Гагатле. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство, синкретизировавшееся с традиц. верованиями. Андия (т. н. Андийская респ.) представляла собой федерацию семи самоуправляющихся сел. обществ: Анди, Гунха, Гагатль, Риква-ни, Ашали, Зило и Манко. Селения Муни и Кванхидатль входили в соседний союз сел. обществ Технуцал. В 14— 15 вв. существовало Андийское шамхальство, распространившее свою власть и влияние на соседние аварские и чеченские общества. Источники и документы рисуют Андию как сильное политич. образование. В 17 в. А. одержали победу над ополчением аварского нуцала Турулава.

Андийка в традиционной одежде.

В 1731 А. приняли русское подданство, но в 1758 отложились от России. В 1742 приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном, терр. Дагестана отошла к России. А. — активные участники Кавказской войны 1817—64, андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля. В ходе адм. реформ 1860-х гг. было образовано Андийское наибство в составе Андийского округа. В 1921 А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). По переписи 1926 А. насчитывалось 7,84 тыс. чел. А. живут в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилъюртовском р-нах, ок. половины А. расселены в равнинном Дагестане. На С.-З. А. граничат с чеченцами, на Ю.-В. — с др. андийскими народами и аварцами. В дореволюц. период при письме пользовались араб, (делопроизводство, богословие) и аварским (литература, печать, богословие) языками. Письменность до 1928 на осн. арабской графики (аджам), до 1938 — на осн. лат. графики. С 1992 на андийском яз. издается газ. «Азал».

Основа традиц. экономики верхнеандийцев — пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство. Нижнеандийцы практиковали специализированное садоводство, продукция к-рого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Бурки были не только принадлежностью муж. костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками (до 80 тыс. в год). С 30-х гг. 20 в. производство наплечных бурок пришло в упадок. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в с. Рахата. Как домашний промысел производство бурок сохранилось единственно в с. Гагатль. В с. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соляных источников вблизи села (промысел сохранился и поныне). В совр. экономике основную роль играют традиц. отрасли, часть А. работает на совр. производствах (рабочие совхозов, заводов, отходники и т. п.), занимается коммерч. деятельностью.

Селение Анди.

Сохраняется традиц. половозрастное разделение труда. Земледельческие работы, за исключением пахоты и обмолота, производят женщины, мужские работы — также доставка лесоматериалов, строительство, уход и содержание скота на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних сенокосах и перевоз сена и т. д.

Счет родства билатеральный, по поколениям ведется описательно. Традиц. клановые патриарх, кровнородств. объединения — тухумы включают группы родств. семей гьакъу и моногамные семьи — хъизан. Традиц. семья — малая. Старшие дети при женитьбе получали долю родительского имущества, младший сын наследовал отцовский дом. Высший слой традиц. социальной иерархии включал узденские роды. Низший слой составляли вольноотпущенники (лаги) — потомки захваченных или купленных на невольничьих рынках рабов. Адм. и судебную (осн. на адате и шариате) власть осуществляли правители гьилатабул, совет старейшин (джамаати), к-рые представляли нар. собрание каждого селения, и кадии (шариатский суд). Существовали третейские суды. Правителей избирали ежегодно и приводили к присяге. Полицейские функции выполняли назначенные советом старейшин лица доргьахъол, военными делами ведал назначенный предводитель — седухъан. Избиралось также управление сел. обществ.

Поселения расположены амфитеатром по зап. и сев. склонам Андийского котлована и в долине р. Андийское Койсу (с. Муни и с. Кванхидатль). Терр. селения традиционно включала след, части: гьон — поселение, мигъи — пашни и часть сенокосов, бил — часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т. п. Ныне эта структура нарушена, поля частью превращены в приусадебные огороды. Традиц. поселения — скученные. Верхнеандийские традиц. поселения (ее. Анди, Гунха, Гагатль, Риквани, Ашали, Зило, Манко, Рушуха) относительно свободной планировки, улицы открыты, имеются дворы, хоз. помещения при усадьбе и т. п. Истор. и адм. центр андийского общества Анди, как и ряд др. селений имеет традиц. средневековую городскую топографию, с четким делением на кварталы (рехун), центр, площадью, пятничной мечетью. Каждый квартал имеет площадь (кав) для нар. собрания, заседания старейшин и т. д. Наиб, скученное селение — Муни; его улицы, вымощенные камнем и перекрытые сверху, проходят под домами и дворами, как туннели. Ряды двухэтажных домов со смежными стенами (нижние этажи — хлевы, верхние — жилые) придают ему вид фаланстера. Плоские крыши домов служат дворами-террасами для верхнего ряда домов. Верхнеандийские селения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тимура и в 1845 после даргинского похода М. С. Воронцова.

Совр. поселение и жилище испытывает влияние западнокавк. и восточ-ноевроп. свободной планировки, плоские крыши домов заменяются скатными из шифера или оцинкованного железа. Материал для строительства — рваный камень для стен и дерево для крыш. Совр. жилище сохраняет традицию одно-двухэтажности с встроенными с юж. стороны глубокими галереями, часто застекленными. Традиц. жилище имело центр, столб, большой камин (тавхан) с лепным декором; для хранения посуды служили встроенные в стены шкафы и ниши. Состоят. А. отводили особую комнату (комнаты) для гостей — цIешур гьакъу.

Одежда А. аварского типа. Своеобразен традиц. жен. костюм, включавший туникообразное длинное платье на кокетке (кванно), шаровары (ошхъоги), разл. виды обуви, в т. ч. кожаные сапоги. Головной убор (чухту) в виде полумесяца одевается «рогами» вниз (его носили до 1930-х гг.). Лобная часть украшалась ярким золотым шитьем или парчевой тканью. Поверх чухту верхне-андийки заворачивались, как в плед, в большой белый платок (кIази), нижне-андийки носили черный платок без чухту. Муж. костюм ныне в осн. городского типа.

В основе питания продукты земледелия и животноводства, дополняемые овощами и фруктами. Набор блюд — местный и общекавк. Популярны къинилол (хинкалы) разл. видов, подаваемые с вареным мясом и чесночной приправой, ингурдол, род тонких лепешек, начиненных творогом, с разл. приправами, блины (тIуртIулол), разл. вареники (боцIибул, сордул) и т. д.

Традиц. развлечение — конные скачки, наиб, значит, праздники — свадьбы, весенний праздник первой борозды (унсо булъолъир), праздник окончания поста (К1олелтар). Сохранилась вера в магию, в мир духов, к-рые вступают в контакт с нек-рыми людьми. Каждый человек имеет невидимого двойника, с человеком происходит лишь то, что еще раньше случилось с его двойником; незадолго до смерти двойник покидает человека. В доисламский период А. объединял культовый центр на вершине горы Бахарган, гл. божество — Ц1об. А. во время празднования дня рождения Пророка, при др. торжествах, а также погребениях отправляют особый ритуал зикр, основоположником к-рого был религ. деятель Чечни 2-й пол. 19 в. Кунта Хаджи. Имеется культ местного святого — шейха Умараджи (с. Анди). Фольклор двуязычен (андийск. и аварск.). Муз. фольклор близок аварскому, танц. — чеченскому. А. славятся как мастера меткого слова, чувством юмора.